Одна из самых загадочных религиозных реликвий – Туринская плащаница – с момента своего появления не дает покоя ученым.
Это уникальный феномен не только в контексте христианского учения, но и с научной точки зрения – ведь это одно из немногих материальных подтверждений существования Иисуса Христа. В том случае, конечно, если плащаница на самом деле была его погребальным саваном, а не подделкой позднейшей эпохи. Поэтому на сегодняшний момент существует огромное количество попыток доказать либо опровергнуть научным путем ее подлинность.
Туринская плащаница. Фрагмент
Впервые о плащаницах заговорили в эпоху Средневековья – тогда мошенники, пользуясь доверчивостью верующих, пытались на ней нажиться. В качестве священных реликвий предоставлялись кусочки ковчега Ноя, волоски из его бороды, больше 40 плащаниц – и в результате все эти предметы оказывались подделками.
Туринская плащаница в развернутом виде
Более 400 лет плащаница хранится в Турине, до этого она находилась во Франции. До XIV в. история этой реликвии остается загадкой.
Туринская плащаница представляет собой продолговатый кусок льняного полотна, который хранится в серебряном ковчеге над алтарем собора святого Иоанна Крестителя в Турине, на севере Италии.
По центру полотна явственно проступают коричневатые пятна, которые сливаются в изображение лежащего мужчины.
На фотографиях изображение проступает более отчетливо, особенно на негативах – дело в том, что оно само представляет собой негатив: затемненные участки, например, глазницы, выглядят на нем светлыми, и наоборот. Каким образом это необычное «фото» попало на ткань и самое главное – когда?
В 1976 г. было впервые получено компьютерное трехмерное изображение человека по следам на плащанице.
Чтобы установить ее точный возраст, ученые прибегли к спорово-пыльцевому анализу. Выяснилось, что пыльца с плащаницы принадлежит растениям, произрастающим в Италии, Франции, Турции и Палестине.
А самое удивительное – то, что были обнаружены и 7 экземпляров пыльцы солелюбивых растений, которые встречаются в районе Мертвого моря – там, где по преданиям и был распят Христос.
Кроме отпечатанного изображения человека, на плащанице были выявлены следы крови. Их изучение под рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами подтвердило, что это действительно кровь.
Спектральный анализ показал наличие железа, калия, хлора и следы гемоглобина. Химический анализ установил, что кровь принадлежит мужчине.
Исследования доказали, что плащаница – это не рисунок, так как на ней почти не обнаружено красящих пигментов. А если бы изображение наносилось маслом, оно бы пропитало ткань насквозь.
Ткань плащаницы по характеру плетения нитей относится к началу нашего времени — позже 276 г. нашей эры такое переплетение уже не использовалось.
Микроскопическое исследование позволило обнаружить еще одну — неожиданную, но чрезвычайно существенную деталь. Оказалось, что в льняную основу нитей вплетены в небольшом количестве нити хлопка. А достоверно известно, что хлопчатник не был известен в Европе вплоть до Средних веков.
В 1988 г. было разрешено отрезать от плащаницы три лоскутка для исследований в университетах Цюриха, Аризоны и Оксфорда. Все три лаборатории были единогласны: радиохронологический анализ датирует возраст ткани XIII-XIV вв. Но инфракрасная спектроскопия опровергла результаты этих исследований.
Туринская плащаница. Фрагмент
Кроме методов точных наук, применялась также методика гуманитарных. Интерпретация текстов канонических евангелий и апокрифов позволяет установить, что почти во всех текстах упоминается саван, которым обернули тело Христа. То есть плащаница на самом деле существовала.
Искусствоведы также обращают внимание на разительное сходство облика на саване с традиционным изображением лика Христа, которое с VI в. на иконах стало унифицированным: продолговатое лицо, прямой нос, борода, глубокие глазницы, широкий лоб. А ведь именно до VI в. Иисус изображался по-разному.
Есть версия, согласно которой Туринская плащаница была впервые обнаружена именно в это время. К тому же, средневековые источники упоминают об именно таком лике Христа на плащанице.
В поддельности плащаницы заставляет усомниться тот факт, что следы от кровоточащих ран здесь находятся не на ладонях, как это принято в иконописной традиции, а на запястьях, что соответствует древнеримским обычаям.
Если бы изображение на плащанице копировалось с икон, а не наоборот, то раны наверняка были бы в районе ладоней.источник
Re: 7 попыток разгадать тайну Туринской плащаницы
вт, 06/06/2017 - 19:12 — Annushka_260Очень познавательно! :)