Мои прошлые две публикации, посвященные дамам с формами («Размер имеет значение» и «Сексуальна вопреки … размеру!»), вызвали в моем блоге шквал неоднозначных комментариев. Казалось бы, все просто: хочешь худеть – худей, не хочешь – не худей (но следи за здоровьем!), тело (и дело) – исключительно твое. Но ведь нет: набежали эксперты и «тонкие» ценители женской красоты со своими линейками, весами и мнениями… Тошнило их долго, но иногда попадались и весьма дельные комментарии: так мы подняли вопрос о взаимосвязи между параметрами женского тела и принятыми на данный момент канонами красоты, обусловленными, в свою очередь, историческим контекстом.
Поэтому мне и захотелось подойти к этому вопросу с другой стороны, антропологической, тем более, что на днях наткнулась в итальянских СМИ на интересную статью, где антрополог Гайя Коттино рассказывает об определяемых историей изменениях идеалов прекрасного: «наше тело рассказывает в символичной манере об обществе, где оно [тело] существует, и о происходящих в нем [обществе] процессах».
Венера Виллендорфская, символ плодородия
Попробуем разобраться?
«История всегда диктовала идеалы красоты. Давайте вспомним тела эпохи Возрождения, полные, грузные, подобные Юноне, красивые, и о том, как они изменились в периоды войн. Затем, после войн, в моду снова вернулись округлости. Рекламные ролики 50-х годов поощряли обильное питание, чтобы подвергшиеся жестким лишениям в военные годы тела восстановились: классический пример такой рекламы – женщины в переднике с жареной курицей. Сегодня стандарты снова изменились: та самая курица сейчас приготовлена на гриле».
Гайя Коттино преподает антропологию в American University of Rome, занимается научной работой и недавно выпустила книгу Il peso del corpo: un’analisi antropologica dell’obesità a Tonga, которой вовсе не стремится сказать, что есть цивилизации, где полные люди нравятся больше, чем худые. Напротив, по мнению ученой, «существуют контексты, где грань между толстым и большим расположены в отличной от привычной нам, европейцам, плоскости. Тело «разговаривает», в символичной манере рассказывает об обществе, где оно [тело] существует, и о противостояниях, которыми это общество живет. Тела жителей Океании с антропоморфической точки зрения крупнее, удельный вес их костей гораздо выше в силу питания, основанного на богатых кальцием клубнях: поэтому и местные жители не страдают от остеопороза».
Однако, и противостояние полный/худой на Западе отнюдь не идентично. «Современная тенденция, фаворизирующая худым при стигматизации полных не везде однозначна на Западе. К примеру, в США стандарты красоты обусловлены протестантизмом, где особое внимание оказывают самодисциплине: здесь быть полным – это символический эквивалент нехватки самоконтроля, и, таким образом, мы переходим с эстетического уровня на этический». В то время, как католицизм с бОльшей готовностью «принимал факт разнообразия как части культурного контекста».
Ну, что, устали? Тогда давайте я вас немного развлеку, но в тему!
Психолог Paul Rozin и социолог Claude Fischler констатировали наличие двух парадоксов – американского и французского, - имеющих непосредственное отношение к обсуждаемой нами теме. Американский парадокс «… касается населения, которое предельно ответственно относится к своему телу, в силу присущей протестантам дисциплины, и где, тем не менее, процент страдающих от ожирения выше, чем где-либо. Во Франции же едят больше сливочного масла, но показатель людей с лишним весом – меньше». Как же так?
Гайя Коттино объясняет это «укоренившейся разницей в восприятии взаимосвязи между телом и социумом. В Италии данный парадокс опосредован удовольствием, а не сравнением: созданием сообщества посредством потребления». В Италии, действительно, совместное принятие пищи - это, фактически, ритуал. Воскресные семейные обеды, ужины-смотрины новой пассии взрослого сына, аперитивы с друзьями, - все это «родом» отсюда. То же самое, насколько я понимаю, можно сказать и о Франции и французах.
Но, возвращаясь к обсуждаемой нами взаимосвязи между формами дам и характерными в данный момент настроениями в обществе, Гайя Коттино приходит к выводу, что «не надо думать, что существуют антропологические контексты, где нет места теме красоты и где можно оставаться толстым. Есть вес, от которого избавиться невозможно, и это вес социума».
Re: Женские формы и лишний вес .... социума
пн, 17/02/2020 - 10:31 — ArteMAkarov0тоже люблю полненьких!
Re: Женские формы и лишний вес .... социума
чт, 23/01/2020 - 22:32 — SPACEMAN0Возьму на заметку.
Re: Женские формы и лишний вес .... социума
вт, 17/12/2019 - 12:13 — us4russia+12я с вами полностью согласна! Пoлнота бывает разной. Если посмотреть на Ники Минаж , то однозначно можно сказать, что у нее красива фигу и пусть она не худышка. Если все также подтянуто, то почему бы и не весить 80 кг.)
Re: Женские формы и лишний вес .... социума
вс, 28/07/2019 - 12:55 — Аффинаж0Вообще считаю, что пышные формы - это красиво. Но при этом должны быть именно формы - упругие, а не обрюзгшие телеса
Чем интересней жизнь, тем меньше времени на поиск ее смысла