Booking.com

Римские сонеты Джузеппе Белли

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя fra Geronimo.

Обожаю Джузеппе Белли. Хочу поделиться с вами.

 

В апреле 1838 года в письме из Рима М. П. Балабиной Гоголь писал: “...вам, верно, не случалось читать сонетов нынешнего римского поэта Belli, которые, впрочем, нужно слышать, когда он сам читает. В них, в этих сонетах, столько соли и столько остроты, совершенно неожиданной...” Сонеты Белли, которые ходили в списках по Риму, не могли не прийтись по вкусу тому, кто, обладая редким чувством юмора, сам умел посмеяться и посмешить своих читателей и зрителей своих комедий. Чтобы оценить талант поэта, писавшего сонеты на римском диалекте, нужно было знать не только итальянский язык, но и романеско - яркое наречие, на котором говорила улица, а естественным продолжением улицы в столице Папского государства были трактиры, лавки, мастерские ремесленников, церкви и, конечно, жилища, где начинали и кончали свой день герои Белли. Ставя себя на место то одного, то другого из них и имитируя их говор, автор римских сонетов охватывал широкий круг не только житейских, но и политических тем: в калейдоскопе его персонажей - простые смертные и прелаты, включая кардиналов и пап, кумушки и мастеровые, предприимчивые мамаши и дочки на выданье, случайные прохожие, толпящиеся перед только что наклеенным последним папским указом, и вороватые чиновники, потенциальный убийца собственной жены или любовницы и ловелас с ущемленной мужской гордостью... Виртуозно владея искусством перевоплощения, Белли вывел на сцену представителей римского простонародья, которые заговорили в его человеческой комедии каждый своим голосом. Четырнадцать строк сонета - идеальная сценическая площадка для театра одного актера, которому, впрочем, иной раз приходит на помощь собеседник или собеседница. Если это монолог, то он, как правило, обращен к конкретному слушателю (слушательнице). По наблюдению итальянской исследовательницы Россаны Платоне, выбранная Белли строгая, жесткая форма сонета как нельзя лучше подходила для заключенного в нее “говора, настолько живого и непосредственного, чтобы выглядеть лишенным малейшей искусственности”.

О характере, о стилистических особенностях частей его своеобразной поэмы точнее самого поэта сказать трудно. В предисловии к книге римских сонетов, задуманной им, но увидевшей свет только после его смерти, Белли писал: “Я не имею в виду представить в моих сонетах народную поэзию, но представляю лишь разговоры народа, изложенные моими стихами... Не целомудренными, не всегда благочестивыми, хотя и исполненными религиозности и суеверия покажутся содержание и форма этих разговоров; но таков народ".

В литературе о Белли непременно присутствует имя Гоголя, с которым связано начало европейской известности поэта: один из первых иностранцев, упомянувших о Белли за пределами Апеннинского полуострова, сделал это со ссылкой на автора “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и “Тараса Бульбы”. Этим иностранцем был французский критик и поэт Шарль Огюстен Сент-Бёв. В 1839 году в “Путевом дневнике” Сент-Бёва появилась следующая запись: “Невероятно! Большой поэт в Риме, поэт оригинальный. Его имя Белли (или Бели). Гоголь знает его и подробно мне о нем говорил”.

Многие из римских сонетов сохраняют свою актуальность и сегодня. Я пишу эти строки, только что вернувшись из Рима, по которому ходит сонет на романеско, приписываемый Белли, - ядовитый монолог безымянного обличителя коррумпированной власти, которая сокращает финансирование образования, науки и культуры в стране, где “налоги платят только дураки”. На фоне политического скандала, связанного с сексуальными играми некоего высокопоставленного лица, особенно “обнадеживающе” звучат заключительные слова сонета: “Кто нас спасет, так это проститутки”.

Евгений Солонович

 

Мамины советы

Глянь на соседку с новыми серьгами,

Пример, дуреха, с умных надо брать,

С тех, кто умеет шевелить мозгами,

Пойми, плохому не научит мать.

 

Когда приличный человек с деньгами

Ему услугу просит оказать,

Не жди, чтоб из тебя тащил клещами

Согласье он, не надо, дочка, ждать.

 

Смотря, понятно, кто к тебе подкатит,

Ты помаленьку уступай, не вдруг,

И помни: кто чего сломал, тот платит.

 

Спасенье, ежли тонешь, дело рук

Известно чьих. Ума, надеюсь, хватит

Не до конца разыгрывать испуг.

14 сентября 1830

 

 

 

Новый указ

Сперва наклейщик стену мазал клеем,

Потом на стену прилеплял указ,

А люди любопытные у нас,

Сбежались грамотей за грамотеем.

 

Чего там прописали? Поглазеем,

Чего для нас держали про запас,

Что запрещают нам на этот раз,

На что еще мы права не имеем.

 

Вперед пролез который в парике,

Читал, читал и проворчал в запале:

“Строчат, а у самих труха в башке”.

 

Но сколько бы на власть мы ни ворчали,

Нас как зажали, держат в кулаке,

А мы похныкали и замолчали.

24 ноября 1831

 

 

Вот тебе и штука!

Создай Адама Бог без главной штуки,

Неведомо, чем кончил бы Адам.

А как терпеть, когда приспичит нам?

Как тут не взвыть от нестерпимой муки?

 

Та требует - женись, а то не дам,

Той заплати - и рассупонишь брюки,

На той подхватишь кой-чего, на суке,

А поп не спит - ведет учет грехам.

 

Собакам проще, хоть за них приятно:

Сношаются когда и где хотят,

Без сводников и задарма, бесплатно.

 

Бывает, случку в церкви учинят,

Поскольку нехристи, так что обратно

Им наплевать на Папу и на ад.

24 ноября 1831

 

 

Язва

Молотит языком бесперестанно

- Как только он у ней не заболит?

Нет совести ни капельки, ни грана,

Не знала отродясь, что значит стыд.

 

При всех кричала около фонтана,

Что у меня сто лет как не стоит,

Что я слабак - пьянею с полстакана,

Что в драках я имею бледный вид.

 

Не посоветовал бы никому бы,

Избави бог, попасть к ней в оборот,

Узнать, как эта врунья чешет зубы.

 

Она, поскольку из такого теста,

По самолюбию, злодейка, бьет,

А это у меня больное место.

16 марта 1834

 

 

Сапожник

Ну ладно, знать - на то она и знать,

Но слабость и у бедняков к каретам:

Деньжата копят, чтоб зимой и летом

Хотя бы и в наемных щеголять.

 

Заделаться бы Папой дней на пять,

Я бы, кареты запретив декретом,

Под страхом смерти заказал при этом

В гробу на катафалке разъезжать.

 

Что, ноженьки болят? Вы что, калеки?

Из разных божьих тварей в седоки

Кто лезет? Ясно: только человеки.

 

Все вместе, богачи и бедняки,

Пешочком походите в кои веки -

Так снашивать сподручней башмаки.

21 марта 1834

 

 

Самое большое счастье на свете

Вобче для счастья человеку надо

Не так уж много, посуди сама:

Баклуши бить - хоть лето, хоть зима,

Нисколечко ни в чем не знать наклада,

 

Колпачить власть, чтоб сердце было радо,

Пить сколько влезет, лишь бы задарма,

С любой из потаскух, которых тьма,

Любиться всласть и не бояться ада,

 

Прелатом быть, быть кардиналом - глядь,

И Папа ты, всем важным птицам птица,

На то и счастье, чтоб о нем мечтать.

 

Примеров сколько хочешь наберу,

Но что со счастьем матери сравнится

Быть принятой за дочкину сестру?

20 февраля 1837

и прочее:

http://magazines.russ.ru/inostran/2011/8/be15.html

Изображение пользователя fra Geronimo.
Заслуженный участникПочетный участник

Re: Римские сонеты Джузеппе Белли


Oh.... Per favore! Belli e' bello!

Изображение пользователя yulianna8500.
VIP-участник

Re: Римские сонеты Джузеппе Белли

Grazie mille!

В двадцать первом веке не нужно будет убивать сотни граждан, дабы заполучить желанную власть над массами, достаточно лишь купить телеканалы и с их помощью воспитать будущие поколения управляемых рабов. @Дэвид Рокфеллер

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Наверх страницы

Отели в Италии