Условия для развития ребенка. «Помоги мне это сделать самому» - таков девиз методики Марии Монтессори. Ее идеи пронизаны огромным уважением к ребенку и признанием его индивидуальности. Каждый ребенок – это уникальная, неповторимая личность. И в каждом ребенке от природы заложена внутренняя потребность познавать окружающий мир. А взрослому (родителям и педагогам) нужно только вовремя обеспечить необходимые условия, «подкинуть «уголек» в топку его ума», а это значит: Малыша иногда можно сравнить с лилипутом в стране великанов: большая часть интересующих его вещей ему не доступна. Кроме того, он еще не приспособился к чужому миру: у него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими предметами. Задача взрослых – помочь ребенку освоиться, подготовить для этого условия. На практике это означает следующее. Перед тем как малыш начнет самостоятельное изучение игрушки или обучающего пособия, покажите ему, как ими пользоваться. Если малыш будет уверен в том, что может достичь результата, он не будет расстраиваться в случае неудачи и не потеряет интереса к игрушке. Поддерживать детский интерес – одна из главных задач взрослых. Взрослея, ребенок приобретает необходимые умения и навыки, а с ними приходит чувство независимости, уверенности. Как считают специалисты, метод М. Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том обьеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов. А в этом случае родителям не стоит бояться перегрузок или потери интереса к учебе. Взрослые устанавливают правила игры, а ребенок развивается, соблюдая эти правила, но только в собственном ритме и темпе; фактически он «подстраивает» программу под себя, свои наклонности и потребности. Если развивающие пособия доступны (хранятся там, где ребенок может их беспрепятственно достать), он может, пользоваться ими столько, сколько считает нужным. Таким образом, малыш не только приобретает определенную независимость от взрослых, но и берет на себя ответственность за результат своих действий. Доверяйте ребенку, и вы убедитесь, что ему, в отличие от взрослого, такая задача по силам. Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности. Монтессори считала, что детей обязательно нужно учить навыкам практической жизни: он должен заботиться о себе. Ребенка нужно учить наливать воду в кувшинчик, открывать и закрывать дверь, чистить одежду. В магазинах продаются готовые игровые пособия со всевозможными застежками, шнуровками, молниями, чтобы научить малыша застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки. В домашних условиях вы всегда сможете заменить покупные пособия настоящими «домашними» вещами . Можно сделать большие деревянные рамки и увешать их, как манекены, одеждой (или прикрепить на них только ее части, например карманы). Главное, чтобы на одежде были всевозможные крупные по размеру застежки, тогда малыш будет их легче застегивать и расстегивать. Это могут быть, например кофта с пуговицами, «молнией», детский ботиночек со шнурками и т.п. Учите ребенка убирать помещение и соблюдать личную гигиену. Чистить обувь, подметать, мыть пол, вытирать стол, умываться и самостоятельно ухаживать за собой. Дайте ребенку возможность поиграть с водой, сыпучими предметами, пусть научится сортировать предметы разной величины. Все эти занятия развивают координацию рук, а значит, готовят малыша к освоению письма. Только не хитрите, и не пытайтесь заменить настоящие предметы их игрушечными копиями. Все должно быть всерьез, как у взрослых! Иногда просто необходимо разрешать ребенку играть с хрупкими и бьющимися предметами. Вполне понятно, что без «порчи имущества» здесь не обойтись. Когда стеклянный кувшин падает на пол, разлетаясь на осколки, а вода разливается, ребенок раз и навсегда понимает, где допустил ошибку. Как правило, в таких случаях он сам искренне расстроен, и нет необходимости ругать его. В этом и заключается один из самых замечательных принципов Монтессори - педагогики, который можно назвать автоматическим контролем ошибок и педагогикой без наказания. Развитие органов чувств. Мария Монтессори считала, что активному развитию основных чувств малыша можно и нужно способствовать. Взрослый должен предоставлять ребенку как можно больше объектов для изучения. Чтобы активно развивались зрения, осязания, вкус, обоняние, слух малыша, вам придется запастись всевозможными пособиями и предметами. Предметы должны иметь различную форму и быть сделанными из разных материалов. Научитесь ребенка различать температуру, трогая лед, металлические предметы, нагретые на солнышке камешки, погружая руки в теплую воду. Развивайте «барическое» чувство – умение ощущать разницу в весе, взвешивая в руке или на игрушечных весах, поднимать тяжелые и легкие предметы. Учите малышасравнивать предметы (палочки, веревочки, игрушки) по высоте и длине. Познакомьте ребенка сразнообразием оттенков цвета, звучания, запахов. Учите ребенка находить предметы того цвета, который вы ему называете. Игра на музыкальных инструментах поможет ему научиться различать их звучание. Нюхая «волшебные» флакончики, в которых лежат специи, кофе, или ватные тампоны с разнообразными отдушками, малыш познакомится с многообразием запахов.
М. Монтессори придумала огромное количество развивающих пособий для малышей. Некоторые из них, такие как коричневая лестница, розовая башня, красные шланги в силу их больших размеров, больше подходят для больших помещений и используются в детских садах. С их помощью дети знакомятся с такими понятиями: А вот известные блоки цилиндров (или цветные цилиндры) можно приобрести для домашних занятий. Классический Монтессори - материал включает 4 набора с 9-ю цилиндрами в каждой. Первый набор состоит из цилиндров разной высоты; второй – разного диаметра; два других включают цилиндры, различные одновременно и по высоте, и по диаметру. Ребенок учится помещать цилиндры в подходящие отверстия. Это задания помогает ему научиться различать цвета и размер, развивает мелкую моторику рук. Обязательно купите малышу или сделайте тактильный коврик. М. Монтессори рекомендовала его для развития тактильных ощущений. Такой коврик шьется из кусочков ткани, различных по цвету, фактуре, размеру, материалов. Научите ребенка исследовать их разными способами – гладить, мять, растягивать, отстегивать. Развитие мелкой моторики. Для того чтобы научить малыша читать и писать, Мария Монтессори разработала гениальный по простоте и эффективности обучающий материал. Буквы, вырезанные из шершавой (бархатной, наждачной) бумаги, который ребенок обводит пальчиком, помогают малышу запомнить их очертание. Прием рисования букв на крупе, рассыпанной на ярком подносе и составления слов с помощью подвижного алфавита – тоже потрясающие находки Монтессори. Общее для всех этих приемов – активные движения руки, что не случайно. Развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика (тонкие движения пальцев рук). Именно поэтому многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков. Ценное педагогическое наследие Монтессори – рамки-вкладыши. Это различные фигуры (геометрические формы, контурные изображения животных, овощей, фруктов, одежды и т.п.) и рамки, соответствующие им. Малыш подбирает к каждой рамке нужную фигурку. А потом и фигурку, и рамку обводит карандашом – получаются самые настоящие рисунки.Ребенок Усваивает знания опытным путем – разглядывая, ощупывая. И еще одно принципиальное отличие Монтессори – материалов: ребенок всегда имеет возможность проверить правильность выполнения задания. Треугольник не помещается в круглую рамку – значит надо опытным путем искать другое отверстие. Кроме плоских рамок вкладышей, Монтессори придумала «почтовый ящик» - деревянный ящик с прорезями различных форм, в которые ребенок проталкивает объемные фигуры – куб, шар, цилиндр, пирамиду и др. Играя с ними, дети учатся различать геометрические формы зрительно и на ощупь.
• не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит.
• большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький,
• короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.
Ваш общий дом.
Покупайте одежду, которую ребенок может одеть или снять самостоятельно (брюки с эластичным поясом, рубашки с большими пуговицами, свитера с большим воротом).
Поставьте в комнате ребенка детскую мебель: низкий стол, зеркало, ящики, которые ребенок мог бы с легкостью открывать, вешалку, на которую он мог бы самостоятельно повесить свои вещи, и т.д. Мебель должна быть прочной, легкой и соответствовать росту ребенка.
Сделайте комнату ребенка яркой и привлекательной, все поверхности должны легко мыться. Тщательно отбирайте предметы для детской комнаты. Новые предметы предлагайте постепенно, не более двух одновременно.
Детей учит то, что их окружает.
|
Выделите ребенку в других комнатах место для личных вещей: полотенца, зубной щетки и т.д. Можете пометить каждое место цветной ленточкой, или написать яркими буковками имя ребенка, чтобы малыш мог легко узнать его.
Предоставьте ребенку в личное пользование чистящие материалы. Маленькую губку, тряпку для пыли и веник, чтобы он сам мог убирать свою комнату.
Ваша совместная деятельность.
Почаще ходите вместе с ребенком в зоопарк, детский театр, парк, на почту, пляж, игровую площадку и т.д. Обсуждайте увиденное.
Пусть ваш ребенок участвует в домашних делах: покупке продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры, выбрасывание мусора, садоводство, шитье. Дайте ему задание и необходимые материалы.
Делитесь с ребенком своими интересами и увлечениями: расскажите, что вам известно о спорте, птицах, марках, растениях, животных, вязании, рисовании, игре на музыкальных инструментах.
Предложите ребенку вырезать из журналов интересные картинки, а потом рассмотрите их вместе. Как можно чаще читайте и рассказывайте ему различные истории.
Возьмите ребенка в гости к родственникам и друзьям, но ненадолго. Не препятствуйте бабушке и дедушке заниматься с внуком.
Покажите ребенку, как ухаживать за растением и животными. Позвольте ему, по мере его сил и возможностей, тоже вести долю ответственности.
Самостоятельный малыш.
Дайте ребенку пластиковый тазик с водой, несколько пластиковых бутылок, воронку, губку, сито и фартук. Предоставьте ему возможность использовать их, плескаться, брызгаться – узнавать свойства воды. Покажите, как нужно привести место в порядок после занятия.
Предоставляйте ребенку возможность поиграть с песком либо в песочнице, либо на пляже. Возьмите с собой ведерко, формочки, сито, воронку, лопатку, лейку для увлажнения песка. Дома дайте щетку и совок и попросите его очистить предметы от песка.
При выполнении Монтессори-упражнений необходимо следовать правилам.
|
Формочки, пуговицы, крышки, могут всерьез заинтересовать вашего малыша. С этими предметами он в состоянии заниматься довольно долго. Научите малыша сортировать пуговицы по разным признакам (по цвету, размеру, одного вида), подбирать крышки к пластиковым стаканчикам или банкам (чтобы они были более привлекательными, оклейте их разнообразной самоклеющейся пленкой).
Игры с тестом кажутся малышом очень «взрослыми». Научите малыша раскатывать тесто настоящей скалкой!
Тесто для игр вы можете приготовить следующим образом: перемешайте 1 стакан муки, 1 ложку соли, несколько капель пищевого красителя и столько воды, чтобы тесто было густым. Тесто необходимо хранить в холодильнике.
Малыша могут привлечь краски, большие деревянные кубики, книги, камушки и прочие материалы. Не ленитесь напоминать малышу о том, что у каждого предмета должно быть свое место. Объясните, почему надо класть вещи на свои места. Ваши слова будут иметь успех, если вы подкрепите их личным примером.
Отношения со взрослыми.
Если папа работает далеко, то желательно, чтобы ребенок видел, что он и дома тоже что-то делает. Так малышу легче будет представить, что означают слова «папа на работе».
Создайте условия для новых впечатлений и знаний о «взрослой жизни»: их можно получить во время посещения парикмахерской, врача, в кафе, магазине и т.п. Предварительно объясните малышу, куда вы идете и зачем. Если вы собрались гулять в парк, можно рассмотреть картинки и фотографии с видами парка, чтобы заранее подготовиться.
Отвечайте честно и просто на все вопросы малыша. Постарайтесь не лгать ему и выполнять данные обещания. Это очень важно, даже если речь идет о мелочах. Вспомните, как часто вы говорите ребенку, который просит вас поиграть с ним: «Попозже!», «Подожди!», «Вот сейчас я сделаю и …» И разве вы всегда выполняете обещанное?
Re: Рекомендации и советы по воспитанию детей, основанные на ...
чт, 10/03/2011 - 23:48 — Владиславовна+20Мне нравится в методике Монтессори игры с песком и водой.
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Рекомендации и советы по воспитанию детей, основанные на ...
ср, 09/03/2011 - 13:23 — Юльетта0Спасибо за ссылки. Русский сайт очень хороший
Re: Рекомендации и советы по воспитанию детей, основанные на ...
ср, 09/03/2011 - 13:02 — рыжик0Прочла книгу Юлии Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" Супер.Доступно. просто. а главное ее советы работают.Мамочкам на заметку и не только мамочкам. Теперь Гиппенрейтер стала вторым педагогом после Монтенсори которому доверяю.
[ Юлиия Борисовна Гиппенретер- профессор факульта психологии МГУ. Уже старенькая - ей, наверное, за 80. Она слепа на один глаз и поэтому особое внимание раньше отдавала слепым и глухим деткам. Она очень хороший детский психолог.
Re: Рекомендации и советы по воспитанию детей, основанные на ...
ср, 09/03/2011 - 10:54 — рыжик0Прикольней всего тот факт, что в Италии игрушек для методики Монтессори не достать днём с огнём, а вот в Германии или даже на Украине их выпускают серийно. Парадокс, да и только.
http://www.montessoristreet.fr/lang-it/9_4m?n=50&orderby=name&orderway=asc&id_manufacturer=9 - здесь можно поискать. А ещё наши фабрики Омская и Питерская изготавливают хорошие по качеству и не такие дорогие. http://www.montessori-piter.ru/
Re: Рекомендации и советы по воспитанию детей, основанные на ...
пн, 31/01/2011 - 11:49 — Mela-2Детей учит то, что их окружает.
• Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
• Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
• Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
• Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
• Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
• Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
• Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
• Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо и к себе относится тоже хорошо.
• Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
• Если ребенка часто подбадривают – он учится быть уверенным в себе.
• Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
золотые прaвилa.
Re: Рекомендации и советы по воспитанию детей, основанные на ...
пн, 31/01/2011 - 10:10 — shelolga+1Игрушки. наверное, удобно, но ребенку всегда интереснее настоящие вещи, и все то, что делает мама.
А цилиндры, ну вложит он их разок-другой, а что еще с ними делать? А с кастрюльками-ложками идеи неиссякаемые практически.
в Икее кое-какие игрушки похожие на настоящие есть, нашу дочь оттуда не утащишь
Re: Рекомендации и советы по воспитанию детей, основанные на ...
пн, 31/01/2011 - 09:03 — Tais_0Прикольней всего тот факт, что в Италии игрушек для методики Монтессори не достать днём с огнём
Кто хочет, тот найдет. Ничего нового в этой методике нет.
Помните, наши бабушки давали нам играть с кастрюльками-ложками, с ворохом тряпочек в комоде,
разные пуговички, которые можно было нанизать на ниточку и сделать бусики, кастрюльки разных диаметров и формы, кладывали одну в другую, стучали ложками, слушали звуки.
Помогали лепить из теста пирожки-пельмешки, катали скалочкой, пробовали муку на вкус и тд.
Все всегда есть вокруг нас, просто не надо бояться, что ребенок что-то испортит, или испачкается.
Игрушки. наверное, удобно, но ребенку всегда интереснее настоящие вещи, и все то, что делает мама.
А цилиндры, ну вложит он их разок-другой, а что еще с ними делать? А с кастрюльками-ложками идеи неиссякаемые практически.
Re: Рекомендации и советы по воспитанию детей, основанные на ...
вс, 30/01/2011 - 22:51 — Юльетта0Прикольней всего тот факт, что в Италии игрушек для методики Монтессори не достать днём с огнём, а вот в Германии или даже на Украине их выпускают серийно. Парадокс, да и только.
Re: Рекомендации и советы по воспитанию детей, основанные на ...
вс, 30/01/2011 - 14:08 — Natalia50Мне очень нравится методика Монтенсори. В Италии она очень распространена в школа матерна, но к сожалению, очень не многие школы придерживаются ее методики во всем,остальные, так... некоторые моменты используют. Эту методику используют , также и в России.
Кстати, про воспитание и общение с детьми. Прочла книгу Юлии Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" Супер.Доступно. просто. а главное ее советы работают.Мамочкам на заметку и не только мамочкам. Теперь Гиппенрейтер стала вторым педагогом после Монтенсори которому доверяю.