По разным данным, сегодня на заработках за рубежом находятся от двух до семи миллионов украинских граждан. Несмотря на свою массовость, феномен новейшей трудовой миграции пока не находит в Украине адекватного толкования и понимания как со стороны политиков, так и общества. В то же время в западных странах наблюдается исследовательский и общественный интерес к проблематике новейших украинских иммигрантов. Италия занимает первое место среди стран Евросоюза по количеству мигрантов из Украины.
ФЕНОМЕН ИММИГРАЦИИ И ИТАЛЬЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО
В сегодняшней Италии легальные иммигранты составляют 6,5% общего населения 1. В то же время Италия отличается самым старым среди стран Евросоюза населением и одним из самых низких показателей рождаемости. Если эта тенденция сохранится, то через 30 лет Италия присоединится к странам с наибольшим коэффициентом присутствия иммигрантов 2. Поэтому сегодня Италия активно разрабатывает новые основы иммиграционной политики и эффективные модели интеграции. До последнего времени здесь преобладала тенденция, которая связывала иммиграцию прежде всего с вопросами внутренней безопасности, поэтому весь комплекс иммиграционного законодательства основан на мерах преимущественно ограничительно-репрессивных. В частности, с июля 2009 года в стране действуют новые правила безопасности, согласно которым нелегальный въезд и пребывание на территории страны является уголовным преступлением.
Такие жесткие меры до определенной степени обусловлены объективной ситуацией в обществе, которое пережило слишком резкий переход от состояния эмиграции к состоянию иммиграции. Массовый въезд иностранцев на территорию Италии начался с 80—90-х годов прошлого века. Тогда в период интенсивного экономического роста наблюдался значительный спрос на неквалифицированную рабочую силу, задействованную преимущественно в сфере строительства, сельского хозяйства, а также в домашнем секторе. С тех пор приток трудовых иммигрантов в Италию с каждым годом растет, несмотря на существенные изменения условий на рынке труда по сравнению с начальным периодом, особенно, вследствие финансово-экономического кризиса 2008 года. Массовость феномена иммиграции, его способность влиять на демографическую и социальную структуру итальянского общества побуждают к поискам оптимальных механизмов интеграции иммигрантов в итальянскую правовую и социокультурную среду. С 1998 года в Италии действует закон №40, в котором отражены общий принцип и стратегия интеграции: приобщение к единой итальянской политической нации на основе исповедования общих целей и ценностей при сохранении культурного разнообразия. Но до сих пор отсутствовали механизмы, способные обеспечить реализацию этой модели интеграции.
ЭТНОИНТЕГРАЦИЯ: КОНЦЕПЦИЯ И МЕХАНИЗМЫ
Одной из составляющих новейшей модели является так называемая этноинтеграция, с учетом специфики разных этнических групп для их оптимального вовлечения в общественную среду. Первый этап заключается в комплексном изучении наиболее представленных этнических общин. Основной исследовательской структурой по изучению иностранных общин в Италии выступает Международный благотворительный фонд «Каритас». В его составе находится Исследовательский центр ІDOS, который готовит ежегодное издание Статистического досье по иммиграции. Это основной и наиболее авторитетный источник информации (не только статистической), которую используют в своей работе итальянские учреждения и эксперты. Кроме подготовки Досье, центр ІDOS издает тематические сборники, посвященные отдельным общинам: «Поляки в Италии» (2006), «Румыны в Италии» (2008), «Албанцы в Италии» (2009) и т.д. Весьма своевременен выпуск отдельного сборника, посвященного украинской общине. С этой целью группа экспертов центра ІDOS еще в 2008-м посетила с учебной поездкой Украину. Однако по причине экономического кризиса и ограничения финансирования исследовательских проектов подготовка такого издания отложена. Примечательно, что в этот же период украинский филиал Международного благотворительного фонда «Каритас» профинансировала первый пилотный проект комплексного исследования процессов украинской трудовой миграции (страны Европейского Союза и Российская Федерация). Его результатом стало издание в 2009 году сборника аналитических материалов «На раздорожье» под редакцией Игоря Маркова. Согласно данным этого исследования, среди стран Евросоюза Италия является наибольшим реципиентом массовой эмиграции из Украины.
УКРАИНЦЫ В ИТАЛИИ: ВОЙНА ЦИФР
По официальным данным итальянских источников, на территории страны легально находятся 153 998 украинских граждан, образовывая пятую по численности иностранную общину Италии (после Румынии, Албании, Марокко и Китая). На самом деле эта цифра не отражает реального состояния украинского присутствия в Италии. Вышеприведенная статистика ведется на основе въездных национальных виз для длительного пребывания, выданных консульскими учреждениями стран-членов Евросоюза в странах происхождения мигрантов, и по количеству разрешений на проживание, выданных органами внутренних дел этих стран. Официальные цифры не учитывают, например, лиц, которые на момент обнародования статистических данных, имели документы на проживание в стадии возобновления; лишь частично учтены несовершеннолетние украинцы, присутствующие на территории Италии. Таким образом, количество украинцев с официальным разрешением на пребывание в Италии могло бы составить как минимум 250 тысяч. Кроме того, вопрос статистики существенно усложняет фактор нелегальной миграции, ведь значительное количество украинских граждан находится в Италии без законных на то оснований. Само по себе явление нелегальной миграции довольно неоднозначно. С одной стороны, в ней действительно кроются реальные угрозы для внутренней безопасности страны; с другой — для многих категорий мигрантов нелегальный въезд в Италию нередко оказывается единственно возможным, учитывая жесткие нормы иммиграционного законодательства. Таким образом, нелегальная миграция часто становится первым шагом к обретению легального статуса иммиграции, поскольку итальянское правительство, учитывая существующие проблемы, периодически вынуждено прибегать к мерам легализации иммигрантов. Первая массовая легализация была проведена в Италии в 2002 году. Кстати, именно она впервые выявила присутствующую уже на тот момент 100-тысячную украинскую общину. В сентябре 2009 года итальянское правительство осуществило легализацию трудовой категории домашних работниц и сиделок за людьми преклонного возраста, что дало возможность узаконить пребывание на территории Италии 37 178 украинским гражданам. При этом украинцы оказались лидерами по количеству запросов на легализацию — 12,6% от общего количества. По экспертным данным, в Италии находится от 400 до 600 тысяч украинцев.
МАРГИНАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ НИША
Нелегальный статус украинских иммигрантов в Италии до определенной меры обусловлен спецификой их трудовой деятельности — обслуживание частных помещений и уход за пожилыми людьми и детьми. Очевидно, что в этой частной сфере учет и контроль над соблюдением трудового и налогового законодательства очень незначительный по сравнению с другими сферами занятости. Эта своеобразная маргинальность предопределяет, среди прочего, и то, что, несмотря на значительные количественные показатели, современная украинская иммиграция в Италии остается наименее изученной из наиболее представленных этнических общин. На наш взгляд, продуктивной парадигмой для исследования украинского феномена в Италии может стать последняя волна польской иммиграции: родство основных типологических черт и проблематики обоих явлений, с одной стороны, и хронологическая разделенность и качественные отличия польской ситуации от украинской, с другой стороны, до определенной степени позволяют прогнозировать эволюционную динамику украинской иммиграции в Италию.
Интенсификация миграционных потоков из Польши в страны Западной Европы наблюдалась в начале 80-х годов из-за радикальных изменений внутрипольской ситуации и под влиянием мощного внешнего фактора — избрания на папский престол польского кардинала Кароля Войтылы (Папа Иоанн Павел ІІ). Польская трудовая миграция в Италию имела преимущественно женский характер, ее центром, особенно в начальный период, была южная область Кампанья и ее административный центр Неаполь. Эти типологические и топологические особенности наложились на итальянскую специфику: старение населения в сочетании с несовершенной медицинской и социальной системой, неспособными в полном объеме обеспечить услуги по уходу за пожилыми людьми. Кроме того, именно на начало 80-х годов пришелся пик профессиональной активизации итальянских женщин, которые раньше занимались преимущественно домашним хозяйством (особенно это касается жительниц юга Италии). Массовый спрос на домашних работниц встретился с массовым предложением в лице польских иммигранток. Фактически система домашнего ухода в том виде, в котором она существует теперь в Италии, была сформирована с участием польских мигрантов. Сегодня в этой сфере работают преимущественно выходцы из Украины. Примечательно также, что украинцы являются наиболее многочисленной иностранной общиной в том же Неаполе и области Кампанья. Возможность вхождения украинок в этот специфический трудовой сектор появилась на том этапе, когда в середине 90-х годов польские домашние работницы начали организоваться в профсоюзы для более эффективного отстаивания своих социальных прав перед частными работодателями. Украинки стали конкурентоспособными прежде всего потому, что соглашались на тяжелые и неблагоприятные условия труда и не имели требований, которые ставили их польские коллеги: адекватная заработная плата, выходные и отпуск, уплата взносов в Фонд социального обеспечения и т.д.
Изменение тенденции произошло с вхождением Польши в Евросоюз. Политическая стабилизация и улучшение экономических условий в Польше послужило причиной феномена реэмиграции — массовые возвращения на родину, в том числе иммигрантов из Италии. Сегодня Польша, как некогда Италия, постепенно превращается из страны эмиграции в страну иммиграции, где первые места по численности занимает украинская община. Что происходит с польской иммиграцией в Италии? Наблюдаются две тенденции. Первая — резкое количественное сокращение из-за качественной трансформации польской общины, ее стабилизация в профессиональном и семейном плане. Для польских иммигрантов, так же как и для украинских, характерен высокий уровень образования и профессиональной подготовки. Таким образом со временем преобладающая часть оставшихся сумела найти себе в Италии адекватное профессиональное применение, прежде всего в медицинской и гуманитарной сферах. Повышение профессионального и социального статуса сказалось на отношении итальянского общественного мнения к полякам в Италии: сегодня в Италии их воспринимают прежде всего как европейцев. Вторая тенденция — остаточная трудовая миграция из Польши в Италию. Характерная ее черта — краткосрочность, в среднем от 3 до 6 месяцев. Эти люди приезжают в Италию, чтобы заработать деньги на осуществление конкретного экономического проекта — приобретение жилья, машины, оплаты обучения детей и т.д., затем возвращаются в Польшу. Учитывая кратковременное пребывание, эта категория даже не может быть учтена в статистических подсчетах по присутствию поляков в Италии. На этом основании итальянские исследователи считают, что массовая трудовая миграция из Польши в Италию — феномен практически завершившийся, оставшийся в прошлом. С этой точки зрения, украинская миграция в Италию, которая ведет начало с 90-х годов, — это феномен в разгаре, с тенденцией к дальнейшему нарастанию. Если миграционные процессы непосредственно связаны с экономически-социальным и политическим положением в стране происхождения, то украинские реалии, очевидно, продолжают содействовать увеличению эмиграции.
ПЕРВЫЕ ПОЗИЦИИ В ИТАЛЬЯНСКОЙ СТАТИСТИКЕ
Украинская община занимает первое место по присутствию в ней женщин: 83% от общего количества иммигрантов, причем с большим отрывом от остальных «женских» общин (Молдова — 66%, Филиппины — 58%). Украинская община имеет самый высокий среди итальянских иммигрантов показатель уровня образования и профессиональной подготовки: 60% имеет дипломы о высшем и среднем специальном образовании (средний показатель среди остальных иностранных общин 40%). Но поскольку Италия не признает украинских дипломов, возможности трудоустройства по специальности довольно узкие. Вместе с тем на итальянском рынке труда существует спрос на отдельные профессиональные категории, широко представленные среди украинских иммигранток. Речь идет прежде всего о медицинском персонале среднего звена: из-за особенностей итальянской системы образования — необходимость университетского диплома для медицинских сестер — в итальянских медицинских заведениях, государственных и частных, наблюдается нехватка медицинского персонала. Медицинский сектор постепенно открывается для граждан Евросоюза, в том числе из новых его членов, прежде всего, Польши, Болгарии, Румынии.
Показатели присутствия несовершеннолетних в украинской общине довольно низкие, особенно на фоне общей тенденции сред иммигрантов в Италии: чем многочисленнее община, тем больше в ней детей. Украинские женщины, приезжающие в Италию с целью трудоустройства, должны оставить на родине свои семьи и детей, по крайней мере, на первой стадии своего миграционного проекта. В западной социологии существует термин транснациональные семьи, которым обозначается факт проживания в разных странах родителей и детей. Украинское семантическое соответствие более жесткое и называется оно социальное сиротство, правда в Украине эта проблематика не до конца осознана и концептуализирована на официальном уровне, в конце концов, как и сам феномен новейшей эмиграции. Наиболее комплексно работает над этими вопросами Львовский Международный институт образования, культуры и связей с диаспорой.
В последние годы участились случаи воссоединения украинских матерей в Италии со своими несовершеннолетними детьми. Это свидетельствует об определенной стабилизации иммигрантов, когда временное и неопределенное пребывание превращается в более постоянный миграционный проект, в частности, появляются материальные предпосылки для перевозки детей для постоянного местожительства. Для воссоединения семей переезжают, как правило, дети подросткового возраста, которые неизбежно сталкиваются с проблемами языково-культурной и психоэмоциональной адаптации и, впоследствии, социальной интеграции. Заметим, что сегодня речь идет о первом поколении украинских иммигрантов в Италии. Но уже сейчас можно и нужно работать над анализом интеграционной и идентитарной проблематики второго (родившегося уже в Италии) и даже третьего поколения новейших украинских иммигрантов.
Еще один аспект, связанный с женской иммиграцией: стареющие иммигрантки. Сегодня женщины в возрасте более 65 лет среди иммигранток в Италии составляют лишь 2%, среди украинок 2,4%. Для сравнения, их сверстницы-итальянки составляют 23% от общего количества населения. Итальянские исследователи начинают серьезно задавать вопрос: «Что будет с нынешними сиделками, когда за ними самими надо будет ухаживать?». Для украинских иммигранток эта проблема стоит особенно остро, как с учетом массовости феномена, так и из-за отсутствия между Италией и Украиной двусторонних соглашений в сфере урегулирования трудовой миграции и социального обеспечения.
По материалам: www.day.kiev.ua
Д-р Елена ПОНОМАРЕВА, Римский университет «Ла Сапьенца»
Источник: http://www.newsspain.ru/novost4301.html
Покритикуем д-р Елена Пономареву?
Re: Украинская трудовая иммиграция в Италию
пн, 19/07/2010 - 10:18 — Юлия В.Г. (не проверено)Вот ещё что пришло в голову в порядке критики - учесть несовершеннолетних на самом деле не так сложно, во всяком случае, проще, чем взрослых, неважно, легально они находятся на территории Италии или нет. Как-то мне сложно представить украинку, рожающую в подвале и скрывающуюся с новорожденным по катакомбам от иммиграционных служб. Так все рождения учтены. Так же учтены все детки, посещающие школы и дошкольные учреждения, неважно - государственные или частные. Просто надо знать, где брать данные - они не секретные, так что по обоснованному запросу их обязаны предоставить.
Re: Украинская трудовая иммиграция в Италию
пн, 19/07/2010 - 08:31 — Юльетта0Полностью согласна с Юлей: статья в целом нормальная и очень напоминает дипломную работу. А статистика действительно дело очень субъективное.
Re: Украинская трудовая иммиграция в Италию
вс, 18/07/2010 - 23:45 — Юлия В.Г. (не проверено)Мне в-общем-то статья понравилась, пока читала, всё думала - кто ж писал? Наверное, д-р Пономарёва закончила последипломный курс типа того, что закончила я, только не в Милане, а в Риме, а практику проходила в "Каритасе" и изучала ситуацию именно с украинскими мигрантами. И, судя по стилю, это краткое содержание её дипломной работы.
В порядке критики могу сказать только, что данные "Каритаса" являются более полными по сравнению с официальными, но менее достоверными. Данные ISTAT не учитывают нелегалов, но зато они основываются на документах, а не пишутся "со слов больного". Опросники "Каритаса", конечно, включают в себя массу вопросов и по образованию, и по предыдущей работе, и о материальном положении на Родине и в Италии, и ещё много о чём. Но они ведь не ничего не проверяют. Т.е. я, например, если мне с бодуна вдруг придёт в голову к ним заявиться и нарваться на того, кто проводит опрос, могу назваться украинкой-нелегалкой, с мужем и двумя дитями в Днепропетровске или ещё где, там я была анжинершей, а тут, бедная, баданте. И усё - вот вам и статистика. Т.е. приходится полагаться на правдивость ответивших. Думаю, немногие говорят откровенную ложь, но многие приукрашивают (например, часть об образовании и работе) или очерняют ("Ах, как у нас там всё плохо"), хотя часто и очернять-то не надо - достаточно сказать правду, как станет понятно, почему человек решился на эмиграцию.
Re: Украинская трудовая иммиграция в Италию
вс, 18/07/2010 - 23:07 — Кампана+4Да вроде незачто критиковать,все правильно и про социальное сиротство и пр то ,что на Родине до того наплевать на людей,что сосчитать не удосужатся то ли 2 то ли 5 млн потеряли. И то ,что украинцы сконцентрированны в большей степени в Кампаньи помню было и в данных ISTAT. Я еще думала "бог его знает почему именно в Кампаньи? " А теперь в статье прочитала ,что первыми поляки здесь сконцентрировались.Ну тогда понятно -они и попродавали рабочие места украинцам. Была такая "мода". Да и сейчас есть наверное.