Духовные ценности - уроки для детей.

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Танита.

Много слышала и дискутировала с мужем дома (и с сыном тоже обсуждали...) о введении в школах факультативных занятий по основам религиозных кульур. Причём, в школах могут преподовать представители разных конфессий - оно и понятно, школы-то у нас частенько интернациональны. Мы сию участь миновали, в возрасте уже сын... - к добру, или к худу, не могу судить...Только в семейных диспутах наших всегда была единость мышлений - если и ходить на такие уроки - то как на факультатив, т.е. свободное посещение. Мое мнение, что нельзя в заведении, где детьми всё воспринимается как НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ  учить таким тонким материям, как теология...Не могу судить о том, как они проводятся - то ли, как написал автор статьи, то ли по-другомуЕсли даже и так, как написано в статье - смысл проводить уроки только два года и именно в этом возрасте??? Непоняяяятно...

Президент как духовная ценность

 

Около месяца назад моя знакомая, работающая преподавателем обществознания в одной из гимназий Екатеринбурга, прошла переподготовку для обучения детишек младшей школы новому предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКиСЭ). Ставший уже скандальным предмет ввели в российских школах с этого учебного года, однако ставить в учебную программу начали только в четвертой четверти - в апреле. Так предполагается по программе: новый предмет будут преподавать в 4-ом классе (IV четверть) и в 5 классе (I четверть). То есть детям 9 – 11 лет.

В ходе прошедшей в мартовские каникулы переподготовки екатеринбургским преподавателям, наконец, была представлена сама учебная программа и методические рекомендации по предмету. Уже упоминавшаяся знакомая поделилась со мной этими занятными документами – прежде всего, программой, которую представили учителям в качестве основы всего курса. В программе, как и сообщалось ранее в прессе, содержатся планы преподавания 4-х «религиозных культур» (православной, исламской, иудаистской и буддистской), светская этика и «смешанный предмет» - основы мировых религиозных культур. Естественно, каждый курс имеет свои содержательные особенности, но есть и общие для всех направлений моменты , которые сразу бросаются в глаза.

Родимые пятна патриотизма

Среди ряда нейтральных и чисто методических рекомендаций (как вести уроки) есть и немало интересных содержательных моментов.

Прежде всего, нельзя не отметить, что в программе заметную часть занимает вопрос диалога культур и гражданского согласия. Формально все элементы курса равны – по 34 учебных часа на каждый предмет вместе с общими модулями (вроде вступительных уроков), и учебная программа построена на основании идеи веротерпимости и светскости. Никаких перекосов в сторону того или иного предмета (религии) нет.

Во-вторых, и это самое яркое впечатление – красной нитью сквозь все предметы курса проходят термины и понятия, формально никак не связанные с изучаемым предметом. Общие модули, объединяющие между собой все предметы – это своеобразные уроки патриотизма. На них (а такие уроки предусмотрены в начале и в конце курса) младшеклассникам рассказывают о понятиях Россия, Родина, Патриот, Отечество, Столица, Президент, Государственные символы. Не забывают добавить и то, что якобы население нашей страны всегда отличалось некой особенной любовью к Родине и Отечеству. А озаглавлено все это как «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества». Под такой заголовок с трудом тянут даже Патриот или Отечество, но с каких пор духовной или нравственной ценностью стал Президент РФ?

А чего стоит предполагающееся на одном из первых уроков прослушивание четвероклассниками (детьми 9-10 лет) государственного гимна и вопроса учителя «Какие чувства вы испытываете, когда слышите звуки гимна России?».

В том же духе в завершающей части курса предусмотрены и творческие работы. Скажем, среди вполне уместных в рамках предмета «этика» тем «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества» или «Мое отношение к миру» неожиданно появляются «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)».

Проблемы опять же не в том, что темы чем-то плохи. А в том, что преподавать ученикам младшей школы в рамках курса «основа светской этики» идеи и ценности служения Родине, мягко говоря, странно.

Третья черта всей программы – ее относительная ограниченность и упрощение в изложении именно специализированного материала. В частности, православие почти везде тождественно христианству, как будто великой западно-христианской религиозной культуры вообще нет на свете. Интересно, что отдельной сноской в этой части программы указывается - для работы с терминами и понятиями необходимо использовать материалы православных словарей.

Или, например, в материале по исламу не упоминается его разделение на суннитский и шиитский (и ни слова про современные течения), без чего невозможно говорить об исламе, как о религии.

Познакомившиеся с программой многие екатеринбургские преподаватели отмечают, что на главную ее составляющую – священные тексты религий - отпущено крайне мало времени по сравнению с общими рассуждениями.

Державные сказки

Конечно, вполне понятно, что содержание курса, учитывая возраст аудитории – это, по сути, детские сказки. Это своеобразные адаптированные рассказы о религии, где главной целью является непременно первым заполнить «свято место» в сознании ребенка. Рассказать ему о религии и религиозной культуре, этике и морали до того, как эту нишу займут бессистемные знания и слухи «большого мира». И на этом фоне радует, что весь курс сделан безоценочным, то есть детям не предлагают соревноваться в изучении таких тонких материй на оценку.

Настораживает другое – рамки державного воспитания, в которые заключены уроки ОРКиСЭ. Дело ведь не в том, что детям вообще не нужно рассказывать о патриотизме и родине, но зачем втискивать это в религиозную культуру. Зачем изображать, будто у каждого из нас есть с рождения некоторая предопределенная участь быть верными конкретным герцу, флагу и группе лиц работающих за краснокирпичной стеной в городе на Москва-реке.

Если так дальше пойдет, то у нас есть риск вновь скатиться к триаде православие, самодержавие и народность только с поправкой на нанотехнологии.

по материалам сайта www.e1.ru

Изображение пользователя Танита.

Re: Духовные ценности - уроки для детей.

Елена Я.,  спасибо конечно)))

Но для нас период пройден - мы в 7 класс перешли, а учить будут в 4-5 классах...А за ссылки - спасибо, полезно почитать.

Та.
Изображение пользователя Елена Я..

Re: Духовные ценности - уроки для детей.

Танита, я нашла некоторые статьи, может как-то почитаете надосуге в семье, и что-то у вас разъяснится по поводу нового предмета в школе.

http://www.pravmir.ru/osnovy-religioznyx-kultur-%e2%80%93-v-ozhidanii-provala/

http://www.pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kultury-%e2%80%93-polnyj-tekst-uchebnika/

 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Наверх страницы

www.liveitaly.eu

  • Италия
  • Иммиграция
  • Бизнес в Италии
  • Регистрация фирм
  • Вид на жительство
  • Воссоединение семьи
  • Итальянское гражданство

Отели в Италии