Среди множества других сталинских "великих строек" (Беломорканал, Волгоканал, железная дорога Котлас - Воркута, участки Байкало-Амурской магистрали и др.) эпопея сооружения дороги Салехард - Игарка выделяется особой непродуманностью и заведомой бессмысленностью
Строительство железной дороги Салехард – Игарка, известной также как «Мертвая дорога», в 1947-1953 гг., можно считать одним из самых утопических проектов ГУЛАГа
В 1949 Советским руководством было принято решение о строительстве полярной железной дороги Игарка - Салехард. Строили дорогу заключенные. Общая запланированная длинна дороги составляет 1263 км. Дорога пролегает на 200 километров южнее Полярного круга. Проблемы строительства упирались не только в климатические и географические проблемы - вечную мерзлоту и десятимесячную зиму. Трасса должна была пересечь множество ручьев, речек и крупных рек. Через небольшие реки наводились деревянные или бетонные мосты, через Обь переправа осуществлялась летом - тяжелыми паромами, зимой - по рельсам и шпалам, положенным прямо на лед. Лед для этого специально укреплялся. Для Северных районов Сибири характерно существование зимников - временных автомобильных дорог, которые прокладываются зимой, после того, как выпадает снег, а многочисленные болота и реки покрываются льдом. Для того, чтобы сделать автомобильные переправы через реки более надежными, места переезда дополнительно замораживают - поливают водой, наращивая толщину льда. Железнодорожные ледяные переправы не просто поливали водой, в них вмораживали бревна, шпалы. Устройство ледовых переправ для железнодорожного транспорта - уникальное изобретение советских инженеров, такого, вероятно, не было ни до, ни после строительства дороги Игарка - Салехард. Строительство велось одновременно с двух сторон, со стороны Оби - 501 стройка и со стороны Енисея - 503 стройка.
Вдоль одноколейки по всей трассе на расстоянии 5 - 10 км друг от друга строились лагеря. Эти лагеря стоят до сих пор. Многие из них прекрасно сохранились. Бежать из лагеря было практически невозможно. Основная дорога - контролировалась охраной. Единственный путь к свободе лежал к Енисею, затем вверх по нему 1700 км до Красноярска или на север 700 км до устья Енисея или до Дудинки и Норильска, которые также строились заключенными и усиленно охранялись.Все необходимое для строительства, от кирпича и гвоздя до паровоза завозилось с материка. Для 503 стройки доставка грузов осуществлялась сначала по транссибирской магистрали железной дорогой до Красноярска, затем вниз по Енисею в летнее время речными судами. Так же, баржами были завезены рельсы, паровозы, вагоны, дрезины, которые до сих пор стоят в тундре. В послевоенные годы рельсов в СССР не хватало. Завозились рельсы снятые с действующих направлений. На рельсах и костылях дороги самые различные даты выпуска - с 1892 года. Завозить приходилось и лес. На широте строительства дороги - тундра и лесотундра, строительного леса нет. Его специально заготавливали южнее и плотами сплавляли вниз по Енисею. В зимнее время, после окончания навигации крупная поставка грузов с материка была невозможна. Навигация на Енисее длится 3-4 месяца.
Отсутствие достаточного материального обеспечения заставляла постоянно искать нетрадиционные инженерные и строительные решения. Крыши бараков в лагерях покрыты не шифером или жестью. Для крыш специально раскалывались по ходу волокон древесные чурки. Именно раскалывались, а не пилились. Через 40 лет после строительства такие крыши продолжали выполнять свои функции.
К 1953 году - году смерти Сталина - силами заключенных было построено более 900 километров одноколейной железной дороги. После смерти Вождя строительство было спешно свернуто. Лагеря, паровозы, мосты, другое имущество просто брошено в тундре. Великая стройка, забравшая жизни более 100 000 человек кончилась провалом. В течение нескольких последующих лет незначительная часть имущества была вывезена, на некоторых участках, примыкающих к Оби и Енисею сняты рельсы.
В строительство было вложено 42 млрд рублей
01
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16799/1.jpg)
02
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16800/02.jpg)
03
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16801/03.jpg)
04
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16802/04.jpg)
05
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16803/05.jpg)
06
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16804/06.jpg)
07
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16807/07.jpg)
08
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16859/04.jpg)
09
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16809/09.jpg)
10
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16811/10.jpg)
11
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16812/11.jpg)
12
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16813/12.jpg)
13
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16814/13.jpg)
14
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16815/14.jpg)
15
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16816/15.jpg)
16
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16817/16.jpg)
17
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16818/17.jpg)
18
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16819/18.jpg)
19
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16820/19.jpg)
20
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16821/20.jpg)
21
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16822/21.jpg)
22
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16823/22.jpg)
23
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16824/23.jpg)
24
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16825/24.jpg)
25
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16826/25.jpg)
26
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16827/26.jpg)
Лагеря..
27
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16828/1.jpg)
28
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16829/2.jpg)
29
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16830/3.jpg)
30
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16831/27.jpg)
31
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16832/4.jpg)
32
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16833/5.jpg)
33
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16834/6.jpg)
34
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16835/7.jpg)
35
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16836/8.jpg)
36
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16837/9.jpg)
37
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16838/10.jpg)
38
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16839/11.jpg)
39
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16840/12.jpg)
38
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16841/13.jpg)
39
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16842/14.jpg)
40
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16843/15.jpg)
41
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16844/16.jpg)
42
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16846/18.jpg)
43
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16847/19.jpg)
44
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16848/20.jpg)
45
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16849/21.jpg)
46
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16850/22.jpg)
47
![user posted image](http://www.yapfiles.com/files/16851/23.jpg)
48
|
Re: Дорога смерти Салехард – ...
вт, 23/06/2009 - 22:57 — Olaf0Так сердце и защемило и понять немогу почему.
Re: Дорога смерти Салехард – ...
вт, 23/06/2009 - 18:46 — Татьяна Алина0Так сердце и защемило и понять немогу почему.