Самолет "Аэрофлота". Фото пресс-службы компании
Смена экипажа
"Аэрофлот" отправил гендиректора в отставку и выбрал нового руководителя
Отставка генерального директора "Аэрофлота" Валерия Окулова, слухи о которой появились в начале марта 2009 года, все же состоялась. По решению совета директоров, он сложит с себя полномочия 10 апреля, а освободившееся место займет вице-президент АФК "Система" Виталий Савельев. Последствия этих кадровых перестановок для авиационной отрасли России пока не ясны, ведь до своего нового назначения Савельев в этой области не "засветился".
Решение об отставке Окулова было принято на заседании совета директоров "Аэрофлота" 26 марта 2009 года. Он занимал пост генерального директора компании с 1997 года и трижды переизбирался на эту должность. Первой об отставке узнала "Газета.Ru", однако пресс-служба авиакомпании информацию некоторое время не комментировала. Позже подтверждение обнародовало Министерство транспорта России, которое сообщило также, что место генерального директора "Аэрофлота" займет Савельев. О возможной отставке Окулова сообщила газета "Коммерсант" еще 12 марта 2009 года. Она ссылалась на неназванные источники, однако утверждала, что решение было принято на самом высоком уровне. Тогда же появились и слухи о возможном назначении Савельева новым генеральным директором российского авиаперевозчика. Официального подтверждения тогда не поступало, да и сама история была окутана мраком. Компания "Аэрофлот" информацию о возможной отставке Окулова не комментировала. При этом в СМИ появились сведения о том, что АФК "Система" опровергла информацию о скором переходе своего вице-президента в "Аэрофлот". Позже компания уточнила, что опровержения не давала, а просто отказалась комментировать прессе кадровые перестановки.Валерий Окулов |
Карьера 56-летнего Валерия Окулова началась в "Аэрофлоте" в 1985 году, когда он начал работать в компании в качестве ведущего штурмана-наставника центра подготовки авиационного персонала. Он летал штурманом на самолетах Ту-154, Ил-86 и Ан-124. С 1996 года стал первым заместителем генерального директора "Аэрофлота", а в марте 1997 года был избран генеральным директором компании. Окулов также входит в управляющий совет Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и имеет наградные знаки "За безаварийный налет" и " Отличник "Аэрофлота". Бурную карьеру генерального директора "Аэрофлота" связывали с тем, что он женат на дочери первого президента России Бориса Ельцина. |
Грядущая отставка Окулова объяснялась переделом сфер влияния в транспортном бизнесе. По другой версии, причиной смены руководства мог стать финансовый кризис, поставивший "Аэрофлот" перед "новыми вызовами". Какими, не пояснялось. Любопытно, что причин досрочной отставки генерального директора "Аэрофлота", срок полномочий которого должен был истечь только в 2010 году, не было озвучено даже после того, как решение об отставке было принято. Версия о переделе сфер влияния в авиационном бизнесе России кажется на данный момент наиболее правдоподобной. Как утверждают участники рынка, Окулов не принадлежит к какой-либо финансово-промышленной или чиновничьей группе. Зато Савельев напротив считается представителем "чиновничьих кланов". С этой точки зрения его назначение новым генеральным директором "Аэрофлота" становится понятным. Дело в том, что сейчас госкорпорация "Ростехнологии" во главе с Сергеем Чемезовым и правительство Москвы под предводительством мэра Юрия Лужкова создают нового авиаперевозчика "Росавиа", который позиционируется властями как прямой и сильный конкурент "Аэрофлота". Создание "Росавиа" также горячо поддерживает и министр транспорта России Игорь Левитин. В этом свете отставка Окулова легко объяснима - не будет вставлять палки в колеса государственной машины. Напомним, что Валерий Окулов еще в октябре 2008 года взял на себя смелость назвать еще не созданного конкурента очередным "пузырем" на рынке авиаперевозок. По мнению Окулова, "Авиалинии России" (первоначальное название "Росавиа") создается на тех же принципах, что и разорившийся авиаальянс AiRUnion. "Размеры у него предполагают, что будут большие, а вот результат...", - развел руками Окулов. По сведениям "Коммерсанта", лоббированием отставки Окулова в правительстве занимались сам Левитин и вице-премьер Игорь Сечин. При этом генеральному директору "Аэрофлота" предлагались должности в правительстве, от которых он всякий раз отказывался. Последнее предложение поступило от Левитина, заявившего, что хочет сделать Окулова своим замом. Это предложение отставленный из "Аэрофлота" Валерий Окулов 26 марта 2009 года все же принял. На новом посту он будет курировать гражданскую авиацию России.
"Аэрофлот" |
Крупнейший российский авиаперевозчик был основан в 1923 году постановлением Совета труда и обороны РСФСР. Сейчас он контролирует 45 процентов российского рынка регулярных авиаперевозок и 17 процентов внутреннего рынка, с учетом долей дочерних компаний. Флот "Аэрофлота" включает в себя 90 самолетов и в 2009 году должен пополнится еще 24 лайнерами. В 2008 году объем пассажироперевозок компании составил 9,27 миллиона человек. 51,17 процента акций "Аэрофлота" принадлежит государству, около 30 процентов - Национальной резервной корпорации, 8,28 процента - частным инвесторам. |
Примечательно, что у Окулова были разногласия не только с демиургами "Росавиа", но и с Игорем Левитиным, который занимает должность председателя совета директоров "Аэрофлота". В середине февраля 2009 года Левитин выступил резко против участия "Аэрофлота" в тендере на покупку чешского авиаперевозчика Czech Airlines (CSA). По мнению министра транспорта, эта покупка ничего хорошего "Аэрофлоту" не принесет и лишь ухудшит финансовое положение компании. Окулов напротив радел за присутствие "Аэрофлота" в Чехии и сумел все же "продавить" участие авиакомпании в тендере. Заявка на покупку CSA была подана 23 марта 2009 года. Теперь, после отставки Окулова, не исключено, что она может быть вновь отозвана. Впрочем, после ухода бывший гендиректор некоторое влияние в "Аэрофлоте" все же сохранит. По данным РИА Новости, правительство России утвердило кандидатами от государства в совет директоров авиакомпании трех человек, в числе которых Виталий Савельев и Валерий Окулов. Каким образом кадровые перестановки отразятся на судьбе самого "Аэрофлота", пока прогнозировать трудно. Смена руководства может привести к отставке заместителей Окулова по ключевым вопросам, в результате чего политика компании может резко измениться. Кроме того, Окулов считается одним из лучших авиационных генеральных директоров, в то время как Савельев в отрасли пока никаких заслуг не имеет. С другой стороны, правительство неоднократно отмечало, что Окулов обладает узкоотраслевым видением и приход в компанию человека с более широкими взглядами положительно скажется на ее функционировании. В любом случае, кадровые перестановки станут самым сложным и серьезным этапом за всю постсоветскую историю "Аэрофлота".
Василий СычевLenta.ru
Re: " Аэрофлот" отправил в ...
пн, 30/03/2009 - 14:28 — Augusta0Как они там власть поделят нам неведомо . Лишь бы самолёты не падали.
Re: " Аэрофлот" отправил в ...
пн, 30/03/2009 - 14:24 — Mamma di Teo0Валерий Окулов: пост сдал! 27.03.09
Какие перемены ожидают «Аэрофлот»?26 марта Совет директоров «Аэрофлота» принял решение об отставке генерального директора авиакомпании Валерия Окулова. Слухи о ее возможности ходили с начала месяца. Была даже названа предполагаемая новая должность – замминистра транспорта, на которую г-н Окулов приглашался самим министром Игорем Левитиным. Увы, место уже занято. Впрочем, любопытна не столько судьба экс-гендиректора, сколько то, какие изменения возможны в политике крупнейшего авиаперевозчика. Эксперты единодушны в том, что такая махина со сформированной профессиональной командой управленцев может катиться по инерции довольно долго. Во всяком случае, что касается увеличения доли чартерных программ, оптимизации зарубежной авиаперевозки и других моментов, связанных с летним сезоном, все, безусловно, останется в силе хотя бы в текущем году.
Как смена руководителя «Аэрофлота» может отразиться на туристической отрасли? Генеральный директор «ИнтАэр» Александр Корбарум считает, что дело не в собственно гендиректоре, а в том, какую команду управленцев соберет обновленный Совет директоров. «В первую очередь речь идет о коммерческой службе, - считает г-н Корбарум. – Сегодня многие структуры «Аэрофлота» устоявшиеся, может быть, где-то неповоротливые. То, какую тарифную, технологическую, структурную политику топ-менеджмент будет способен проводить через Совет директоров, имеет для компании решающее значение».
Директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак считает, что агентов авиакомпании, представляющих туристическую отрасль, изменения могут коснуться лишь в одном случае: если новое руководство примет решение развивать свою чартерную «дочку». Почему бы нет? «По такому пути пошли многие авиакомпании мира. Для «Аэрофлота», обладающего явным переизбытком перевозных мощностей и продолжающего получать технику из-за рубежа, создание собственной чартерной компании ход вполне логичный. И если в России появится мощный, современный чартерный перевозчик, конфигурация чартерного рынка может полностью измениться», - считает эксперт. И предположения его небеспочвенны: в грядущем летнем сезоне «Аэрофлот» уже увеличивает «челночные» объемы.
Автор: Сергей Голубцов
http://www.tourdom.ru/news/?theme=1&read=21179