Для чего установлено правило поста, в чем его польза?
Надо сказать, что правило поста очень древнее: мы читаем о нём ещё в Ветхом завете, а в Новом завете пример нам даёт сам Христос, который после крещения сорок дней постился, отказываясь от всякой пищи. Почему существуют постные самоограничения?
Одна из причин в том, что у человека - двоякий состав: он состоит из тела и души, которые находятся в неразрывном единстве. Наши духовные способности могут быть расширены, обострены тогда, когда мы сдерживаем те или иные телесные потребности. Пост способствует углублению духовной стороны жизни.
Надо понять, что это не просто период, когда мы не едим каких-то определённых продуктов, иначе бы он ничем не отличался от обычной диеты (хотя, разумеется, воздержание в пище никогда и никому не вредило).
Пост - это время покаяния, молитвы и воздержания, причём не только воздержания в еде. Это особое состояние души, в определённой степени - духовный подвиг. Именно поэтому многие стремятся исповедоваться именно в Великий пост.
Наряду с ограничением в пище следует воздержаться от некоторых других телесных удовольствий, от просмотра каких-то зрелищ, например развлекательных телепередач, - иначе какой смысл поститься?
Воздержание в пище - лишь часть духовной работы, без остальных составляющих она не имеет смысла - как не имеет смысла заправка для салата без самого салата. В пост следует бывать в церкви: там читаются особенные, очень красивые великопостные службы, а в молитвенных текстах раскрывается смысл поста. Рационально объяснить сам феномен поста невозможно. Мы живём опытом и только в опыте постигаем суть тех или иных явлений. Вы не сможете объяснить, что такое «соль» человеку, который ни разу соль не пробовал. Так же нельзя понять, что такое пост, если не попробовать поститься. Когда мы получаем этот опыт, когда наше сердце его чувствует, тогда уже не надо объяснять, зачем он нужен, что он нам даёт, а чего не даёт.
Многие люди допускают для себя более мягкие формы поста. Допустим, человек не ест мяса, не ест масла и яиц, а вот от молока не может отказаться. Как к этому относится церковь?
Каждый человек знает свою меру. И, безусловно, даже малое ограничение даст свой плод. Если мы хотим большего плода, естественно, наши ограничения должны быть больше. Но, опять-таки, всё это должно быть сообразно нашему общему духовному состоянию. Если человек просто ограничит себя в еде, а в остальной его жизни ничего не изменится, наверное, особого смысла такой пост не имеет.
Если же он ведёт жизнь сообразно посту, отказывается от просмотра весёлых телепередач, читает духовную литературу, но при этом позволяет себе небольшие поблажки в еде (например, пьёт молоко), церковь вряд ли посчитает это великим грехом; здесь главное - это готовность человека к отречению (хоть и к малому), а не формальное соответствие его возможностей и догматических требований.
Представим себе ситуацию. Человек постился несколько недель, а потом не выдержал и сорвался - наелся творога или мяса, выпил кефира. Прошло два-три часа - и вот он уже жалеет об этом. Что ему делать в таком случае?
Есть слова Христовы: «Сколько раз падаешь - вставай». Если человек нарушил правило поста, он может продолжить поститься. Бывают разные обстоятельства, да и сила воли не у всех одинаковая. Возобновить пост в данной ситуации даже труднее, чем просто соблюдать его, не срываясь, ведь морально человек себя уже приговорил к отказу от духа и буквы поста.
Наши с вами усилия никогда даром не пропадают. Каждое новое усилие пойдёт нам на пользу, даже если перед этим мы оступились. Встать после падения труднее, чем стоящему ходить.
Мы же знаем, что человек способен осознать свою ошибку. Мы, разумные существа, покорившие вселенную, и вдруг не можем смирить нашего желудка, который едва ли не заслоняет для нас всю эту вселенную! Увидеть свою слабость и преодолеть её - это и есть проявление силы нашего духа. Вот один из результатов поста: мы осознаём свою земную, слабую природу и учимся её преодолевать, обретаем силу в вере.
От какой пищи должен воздерживаться православный человек в Великий пост?
Существовали разные традиции соблюдения поста. Однако есть и общепринятая в православной церкви в настоящее время практика Великого поста, которая предписывает воздерживаться от пищи животного происхождения, под которой понимается мясо зверей, птиц и рыб. Остаются овощи, фрукты, крупы, орехи, мёд и вся остальная растительная пища. Это требования строгого поста: Великий пост считается строгим (есть ещё и нестрогие, например, Петровский, во время которых рыба не возбраняется).
Правило поста исключает мясные продукты - это мясо млекопитающих и птиц - и рыбу. Между тем сейчас в России едят моллюсков, ракообразных, а выезжающие в Индокитай туристы не прочь попробовать сушёных насекомых или блюда из змей...
У нас в России такие продукты появились относительно недавно, раньше не было практики употреблять их в пищу. Если подходить к этому вопросу формально, то различные гады, насекомые, нерыбные продукты моря и не запрещены традицией, и в то же время не разрешены, даже относительно лягушачьих лапок никаких правил не существует. Всё должно определяться вашей совестью, вашим нравственным чувством, ведь - это время воздержания. Можно, конечно, не есть в пост курицу, но объедаться мидиями. Только подумайте сначала, позволит ли вам так поступать ваша совесть.
Представим себе ситуацию: человек, работающий пять-шесть дней в неделю, каждый день по восемь часов, лишён возможности полностью контролировать своё меню. Он покупает булочку или пирожок, в которые могут входить сухое молоко, яичный порошок, какие-то граммы продуктов животного происхождения. Серьёзное ли это нарушение поста?
Смысл поста - отнюдь не в том, чтобы исключить из рациона вообще любую молекулу животного происхождения. Не стоит доводить до абсурда. В целом, мы понимаем, что мясо и молоко - это непостный продукт, а хлеб - постный. Если мы ограничимся подобными общими категориями, этого будет достаточно, чтобы следовать самой идее воздержания. Исключаем непостные продукты, а постные едим умеренно. Ведь смысл поста - отнюдь не в том, чтобы себя заморить физически; пост - не самоцель, а средство духовного очищения.
Как должны соблюдать пост дети?
Апостол Павел пишет о том, что когда он был юн, то питался молоком, а когда вырос - потребовалась твёрдая пища. Для человека юного многие вещи не только непонятны, но и зачастую не полезны. Младенца шашлыком не накормишь, а вот без молока он не проживёт. До поста надо дорасти - и телом, и душой, и разумом. Детям можно объяснить необходимость каких-то минимальных ограничений; нужно только помнить, что мы должны не заставлять, а убеждать. Если он капризничает, мы можем с ним поговорить, объяснить ему преимущества соблюдения поста, но действовать с помощью приказов мы не вправе. И в любом случае мы сами должны быть для наших детей лучшим примером: на кого, как не на родителей, ему равняться?
С какого примерно возраста ребёнок должен поститься?
По поводу возраста нет никаких правил. В ветхозаветной традиции, например, считалось что мужчина становится взрослым к тридцати годам. И, возможно, многие из тех, кто дожил до тридцатилетнего возраста, согласятся с этими словами. Сейчас считается, что взросление происходит раньше.В любом случае пост - это добровольное сознательное самоограничение, так что поститься нужно начинать с сознательного возраста. Мне кажется, что некоторое ограничение весёлых забав, просмотра развлекательных телепередач, доступа к компьютерным играм для ребёнка будет иметь даже большее положительное значение, чем запреты в пище.
Что бы вы порекомендовали тем, кто решил поститься в первый раз?
Это очень благое намерение, и дай Бог, чтобы оно совершилось. Первый опыт труден, поэтому мой совет: подойти перед началом поста к священнику, который может дать совет и напутствие.
Для первого раза возможны какие-то более мягкие формы поста, допустим, лишь частичный отказ от продуктов животного происхождения. Особенно важна Страстная седмица, поэтому, даже если вы соблюдаете пост лишь частично, в эту неделю желательно более строгое воздержание.
Первый опыт, возможно, довольно щадящий или даже не совсем удачный, всё равно принесёт свою пользу.
Re: Великий пост: в чем смысл?
вт, 10/03/2009 - 10:05 — Augusta0Пост это точно не диета,но отказ от убойной пищи весьма очищает энергетику тела.За нас перестают "цепляться" элементы съеденных животных, прочищаются каналы связей с космосом, известно,что простое голодание оживляет мозг.А небольшое урезание себя в еде больше чем на месяц вообще оживляет все чувства и не мешает,а скорее помогает молитве.Каждый раз в конце Поста очень жалею о начале нового этапа еды тяжёлой и приземлённой,поскольку ощущение лёгкости и ясности сознания на растительной пище это кайф.Знаю,были уже полемики на тему.Я высказываю только свои ощущения.