Очень часто приходится слышать, что, мол, я сделал ему столько, а он, свинья неблагодарная, все забыл. Гете писал: «Когда мы встречаем обязанного нам человека, то сейчас же вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. А как часто мы сами встречаем людей, которых должны благодарить, и об этом нисколько не думаем. Неблагодарность – род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными».
Нельзя считать добрым делом то, о котором рассказывают всем и каждому. Как-то во время исповеди женщина призналась монаху, что делает добро, а потом хвалится этим. Мудрый старец заметил: «Добро нужно делать в тайне даже от самого себя». Сервантес писал: «Пусть молчит тот, кто дал. Пусть говорит тот, кто получил». Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность – самый худший из пороков.
Мы знаем множество примеров чудовищной неблагодарности. Получил по завещанию квартирку умершей старушки и забыл о ней, могилка заросла бурьяном в рост человека, сравнялась с землей. А сколько слышим сетований от родителей в адрес неблагодарных детей. Еще Шекспировский король Лир восклицал: «…Насколько больней, чем быть укушенным змеей, иметь неблагодарного ребенка». Однако упреки прямые и завуалированные в адрес детей, вздохи, полные жалости к себе, бесконечные причитания не привлекут детей, а вызовут еще большее отторжение. Только примером, отношением к другим людям и в первую очередь к своим родителям вызовут подобное же отношение к нам наших детей.
На ваш день рождения вам дарят картину, написанную дарителем, варежки или носки, связанные дарительницей, корзину, сплетенную из лозы или панно, сделанное из соломки и т.д. Ваша реакция в присутствии детей: благодарность или сетования. Вы даете урок детям. В конце хотелось бы сделать некоторые выводы:
— не переживайте из-за неблагодарности, не ожидайте благодарности;
— помните, что единственный способ обрести счастье – это не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости;
— благодарность – это такая черта характера, которую надо воспитывать, поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети были благодарны, мы должны научить их этому.
К родителям надо относиться так, как ты желал бы, чтобы собственные дети относились к тебе.
Re: Психология отношений: Благодарность, как моральный принцип
пт, 04/04/2008 - 20:06 — GalinaG0Что вы на это скажете?
Сложно как!
Re: долг
пт, 04/04/2008 - 18:09 — Kateryna0Мне ее, бедолагу (подругу мою) жалко, но и я, честно говоря, никакого разумного совета дать ей не могу...
долг
пт, 04/04/2008 - 16:30 — Kuzny0А как? Живут они в Тьмутаракани, понятия "сиделка" там вообще не существует (во-первых, не принято, а во-вторых никто этим заниматься не хочет).
Мне ее, бедолагу (подругу мою) жалко, но и я, честно говоря, никакого разумного совета дать ей не могу...
а не должна ли она и впрямь из чувства дочернего долга пожертвов
пт, 04/04/2008 - 16:11 — Kateryna0Re: Психология отношений: Благодарность, как моральный принцип
пт, 04/04/2008 - 16:07 — Ballerina (не проверено)Re: Психология отношений: Благодарность, как моральный принцип
пт, 04/04/2008 - 16:02 — Kuzny0У меня есть подруга с вот такой историей:
Из дома она уехала в 17 лет. За 3000 километров, учиться. Пока училась, родители, конечно, помогали материально (на стипендию не проживешь, даже на повышенную). Но как только начала работать – сама стала родителям помогать понемногу, насколько могла. И раз в год ездила к ним – по дому помочь, ну и материальную помощь доставить. По работе уехала еще дальше – в Италию. Помогать материально не прекратила, наоборот, увеличила размеры помощи. И ездить к ним не перестала – раз в год обязательно (в отпуск, вместо отдыха на море). Родители тем временем состарились. Пока сами управляются, но недалек тот момент, когда им постоянно будет нужно чье-то присутствие и помощь. Стали вести разговоры, что пора бы ей «на Родину» вернуться, помоталась по свету, и хватит (расшифровка: нам ты здесь теперь нужна, одним трудно). А ведь она тем временем (прошло 27 лет с тех пор, как она уехала!) построила свою жизнь, вышла замуж (хотя для родителей этот брак – «ненастоящий», так как без детей) и «на Родину» возвращаться совсем не хочет. Тем не менее ее гложут сомнения: а не должна ли она и впрямь из чувства дочернего долга пожертвовать своей жизнью, бросить всё и вернуться в родительский дом? Ведь как-то нужно будет рано или поздно этот вопрос решать! (учитывая, что родителей в Италию по многим причинам ей перевезти не удастся). И иных решений, в общем-то, не видно...
Что вы на это скажете?
Re: Психология отношений: Благодарность, как моральный принцип
пт, 04/04/2008 - 14:13 — GalinaG0//Терпеть не могу, когда кто-то сделает добро и хочет, что бы ему всю жизнь за это расплачивались...//
А я вот всё обдумываю слова мамы известной балерины Анастасии Волочковой: "Самое выгодное вкладывание своих денег - в детей! Я теперь живу, как хочу и в личной жизни у меня все будет хорошо!"
Из-за дочери, её будущего, был оставлен муж ...
То есть добро делается ради того, чтобы это добро вернулось к ней сторицей... добро ли это?
Re: Психология отношений: Благодарность, как моральный принцип
пт, 04/04/2008 - 13:32 — mimmina0А мне запомнилась вот эта фраза: Делай добро и бросай его в воду...
Терпеть не могу, когда кто-то сделает добро и хочет, что бы ему всю жизнь за это расплачивались...
Re: Психология отношений: Благодарность, как моральный принцип
пт, 04/04/2008 - 11:49 — GalinaG0//— благодарность – это такая черта характера, которую надо воспитывать, //
Наверное, и неблагодарность близких людей надо принимать с благодарением: значит, заслужил. Может, доброе дело было сделано с примесью превосходства над другим человеком...
Re: Психология отношений: Благодарность, как моральный принцип
пт, 04/04/2008 - 11:45 — GalinaG0Инга, чуть-чуть поправлю: не 40, а десять, один из которых вернулся благодарить...
Лука гл. 17
11 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. 12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали 13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. 14 Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. 17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? 19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Re: Психология отношений: Благодарность, как моральный принцип
пт, 04/04/2008 - 07:21 — Инга Зайонц0А мне и неинтересно делать что-то людям только из-за благодарности. Я совершаю поступки и сама получаю от этого внутреннее удовлетворение. Самое главное - все делать от чистого сердца и никогда не задумываться при этом о других сторонах ( будь то материальная или еще какие-то). А вообще считаю, что лучше не говорить много, а делать. А слова.....это только слова, хотя и добрый совет иногда имеет ценность несравнимую. Это факт.
И еще очень много лет назад мне так запомнилась насчет этого одна мораль насчет вот этой самой благодарности ( или неблагодарности людской) "Когда Иисус Христос исцелил 40 прокаженных , как вы думаете - сколько людей подошли и поблагодарили его?-Ни одного! Так чего же ты ждешь от людей в знак благодарности к тебе???"