Booking.com

"Ирония судьбы" глазами психоаналитика

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Waltell.

Никогда не понимал любовь русского народа к этому фильму, даже думал, что что-то не так в моей оценке ценностей, но один умник подкинул мне интересный анализ..  По иронии судьбы от  Александра Царёва... Итак наслаждаемся
   
"Ирония судьбы" глазами психоаналитика

 

Я давно подозревал, что с "Иронией судьбы" что-то не так. Психоаналитик Сергей Зубарев убедительно доказывает, что все еще намного хуже. Намного!

"«Всенародная любовь» к «Иронии судьбы», это факт, а доказательство таковой любви, - количество телепоказов. Хотя многолетнее «традиционное» повторение может свидетельствовать не столько о любви, сколько о невротической навязчивости.
Вспомним только возраст, в котором дети требуют не новизны в сказках, но скрупулезного их повторения. Это укажет на глубину регрессии, в которой пребывают постоянные потребители «Иронии судьбы» и на актуальную для них проблематику постоянства объекта. Это когда твоя квартира вдруг оказывается не твоей и надо как-то пережить это шизоидное расщепление.
Что еще характерно для зрителей, востребующих (любящих) именно такой фильм.
Что именно притягивает их в «Иронии судьбы». Какие глубинные фантазии? Отклики каких травм?
Главные герои одиноки и живут с матерями, хотя им уже далеко за тридцать. Весьма характерная ситуация российского материнско-детского симбиоза. Мальчик Женя Лукашин давно исполнил свою фантазию об обладании матерью. Уже долгие годы живет он с мамой, но обретенный рай явно ущербен. Сексуальность героя, в силу инцестуозных запретов, естественно, подавлена.

Снижение внутреннего напряжения происходит стандартнейшим российским способом – пьянкой. Однополая – гомоэротическая компания, в которой герой годами безуспешно отмывается, убедительно показывает его принципиальную неготовность к глубоким и длительным гетеросексуальным отношениям. Проще говоря, женщина для Жени – источник сильнейшей тревоги. Но мама требует жениться, одобрила кандидатуру, все приготовила для праздничного соития. Показательно, что Женя в бане сообщает собутыльникам, что он сегодня женится. О ЗАГСе, конечно, речь не идет. Женитьбой Лукашин высокопарно называет намечающийся трах. Уложиться придется до прихода мамы. Невероятно торжественная задача для мужика на четвертом десятке. Но тут начинает действовать классический, знакомый каждому аналитику, механизм сопротивления. Нет нужды здесь подробно описывать, сколь изобретательно этот бессознательный механизм эксплуатирует всевозможные случайности и совпадения, более того, создает их. Известно: там, где встречается наворот случайностей, ищи сопротивление персонажа.
Наш персонаж Лукашин, стремительно напиваясь, перекладывает решение на собутыльников, а компания полуголых мужиков резонно решает, что жениться Жене сегодня не надо.
Исходное совпадение – тождество адресов, дверных замков и схожесть интерьеров жилища на поверхности объясняется запредельной стандартизацией советской жизни.
Но, если рассматривать совпадение как проявление бессознательного, то какие же фантазии воплотились столь радикально?
Заметим, что похмелье есть не побочный продукт «русского веселия», а главный эмоциональный итог, цель пития. Это возврат в столь родное для россиян состояние отверженности и униженности, в котором невыносимая тревога тотального сиротства переливается во вполне выносимый «бодун».
И вот, через похмелье реализуется бессознательная, но актуальная фантазия Жени Лукашина: Квартира – стандартная, то есть, обиталище нашего героя вполне устраивает, ведь в симбиозе и должно быть тесно. Только вместо старой матери – молодая, красивая и вполне беззащитная.
На обнаружившегося Ипполита у Жени мгновенно срабатывает характерный «ложноэдипов» рефлекс. Не прошедшие подлинного эдипова конфликта инфанты пребывают в иллюзии своего всемогущества и заранее обеспеченной победы. Ее обеспечивает позиция матери, «посвятившей» себя сыну.
Лукашин, опираясь на свой параэдипальный опыт, сигнализирует Наде: я такой беспомощный, со мной нельзя обращаться жестоко. Я – несчастное дитя. И Надя, точно реагируя на инфантильный посыл Лукашина, тормозит агрессию Ипполита. Тем более, что его агрессия и без того заторможена.
Физически изгнав Ипполита, Лукашин продолжает магически-символическую борьбу за уничтожение его портрета. Этот бытовой вудуизм, характеризует подлинный ментальный уровень любимого героя.
Материал фильма не дает прямых указаний, но распространенный в России материнско-детский симбиоз подсказывает, что отцовскую инициацию Женя Лукашин не прошел. Не столь уж важно, знал Женя своего отца, или нет, ушел тот от матери, или она его выгнала, умер он, геройски погиб, или где-то живет в безвестности, – в актуальном настоящем Жени Лукашина нет следов сильного Отца.
Вот это очень русский тип: мамин сын. Эти дети не амбициозны. Объясняется это вовсе не скромностью, интеллигентностью, или там, внутренней гармонией. Просто у них в отсутствие конкуренции с отцом не сформировался мотивационный механизм. Им уже нечего желать: мать получена в безраздельную собственность, и творчество всякое, карьера, даже деньги им не очень нужны. Более того, деньги они на словах презирают, а в глубине души просто боятся.
Если даже они приобретают квалифицированную профессию – вроде врача или преподавателя, успеха в ней не достигают. Приемы социальной адаптации у них, так или иначе, связаны с педалированием своей убогости. Они очень снисходительны к себе, и подлость их – вроде как не подлость, и ложь – не ложь, и присвоение чужого обосновывается легко: им нужнее. Они очень агрессивны в отношении мужчин матери, - потенциальных отчимов. Но в большом социуме они неизбежно сталкиваются с инициированными мужчинами, с настоящими отцами и терпят поражения. В связи с этим органично развиваются такие черты как завистливость и мстительность.
Все перечисленные качества легко обнаруживаются у всенародно любимого Жени Лукашина. Характерна даже фраза, которой он пытается разрешить конфликт, вызванный своим появлением: «Я вам сейчас все объясню!» Фраза высокомерного самодовольного и толстокожего персонажа. Ведь ее прямой подтекст таков: «Вы все тупые, ни черта не понимаете, а я – понимаю правильно, поэтому заткнитесь и слушайте меня». В острых ситуациях она способна только провоцировать агрессию. Чуткий человек, даже не знакомый с теорией и техникой поведения в конфликтных ситуациях, будет исходить из реального состояния другого.
Итак, с бодуна – своя хата, подходящая баба, которая внешне строга и даже слегка поколачивает невменяемого сыночка, чем сразу актуализирует его «укоренение». Удобно.
Реакция Нади так же тривиальна: новоявленное дитя обречено стать дороже слабой нерешительной отцовской фигуры Ипполита.
Все это Ипполит потом выложит главным героям, когда сам сорвется в состояние опьянения от своей нелюбимости. Скажет правду, которая несколько дезавуирует себя способом изложения и маркируется тоже как пьяное чудачество. Зачем эта правда, когда тут цветут такие романтические фантазии! Огромная зрительская масса голосует за чистую романтику!
Физическое столкновение соперников смешно. Судя по габаритам и состоянию, Ипполит должен был просто выбросить Лукашина из квартиры, тут бы и фильму и мифу конец. Не сомневаюсь, что из очереди за пивом он бы легко его вытолкал.
Но Ипполит - не отец, он правильный старший брат с массой запретов. Он стремится заслужить любовь женщины, или матери, или общества – все равно, - правильными поступками. Его естественная агрессия давно парализована на корню шантажирующей матерью. А Женя – единственный сын, свободно берущий свое, и не только. В нем - неотразимое для русских матерей сочетание наглости и жалкости. Поэтому большой, разумный Ипполит вязнет в сетях материнского запрета на проявление агрессии, и закономерно изгоняется на мороз.
Показательна двойственность поведения Нади. Она одновременно пытается уйти под защиту Ипполита, демонстративно прижимается к нему, заслоняется им, поддразнивая Лукашина, но тут же кастрирует своего защитника, категорически запрещая любую агрессию. Проще говоря, милая Надя демонстрирует классическое шизофреногенное поведение по отношению к Ипполиту, а по отношению к Лукашину – соблазняющее.
Тактика выгодная: Ипполита всегда можно упрекнуть: ты не смог достойно защитить меня! А Лукашина можно поддразнить: ты был недостаточно настойчив (решителен, смел) И то правда, вся решительность Лукашина сводится к истерическим эскападам – выбрасыванию портрета, разрыванию билетов, и тому подобному геройству.
Потом вдруг Надя берет на себя объяснение Ипполиту явление Лукашина. При этом она отчаянно суетится, обнаруживая все признаки вины. Откуда бы взяться этой вине, если не было сопровождающей фантазии, скажем о принце-избавителе в семейных трусах? Тягостные, вязкие отношения с Ипполитом сложились ведь таковыми не только по его вине. Вспомним некоторые свойства сопротивления, и явление Лукашина в квартире Нади перестанет казаться абсолютной случайностью. Это просто вариация на тему выбора недоступного объекта. Тогда, заметим, и быстрый развод Жени и Нади, заявленный в продолжении и так расстроивший многих зрителей, становится самым логичным вариантом.
Одиночеству Нади фанаты фильма сострадают особенно глубоко, ведь она такая типичная жертва «отсутствия настоящих мужчин»! Ирония судьбы, собственно в том и состоит, что в качестве вымечтанного принца она (судьба) опять подкладывает героине негодный объект. Так и бывает, если человек не предпринимает внутренних усилий для развития, а ждет внешних изменений жизненной ситуации.
Инфантильность Нади не так заметна, как лукашинская, в силу нарциссической окукленности героини. Она жестко «держит фасад», сама на себя любуется, копит обиды и лжет, как дышит. Ну, вот зачем ей представлять Лукашина в качестве Ипполита? Страшно признать перед своей гомоэротической компанией свою несостоятельность? То есть лжет она, в основном, самой себе. И благоприятный вариант жизненного сценария для нее маловероятен.
Закономерно появляется мать Нади и выдавливает, наконец, Лукашина.
Ну, тут неизбежен у зрителей всплеск сепарационной тревоги почти смертельной силы. И мучительно хочется, чтобы у этих непутевых героев что-то «срослось». Хеппи нью еа и энд в одном флаконе.
Зрительским инфантильным фантазиям была дана свобода на треть века.
()
Культовыми подобные истории могут стать только в обществе тотальной безотцовщины, в стране нелюбимых детей, которые мечтают о «чудесной» встрече, волшебным образом изменяющей их унылое существование, и не желающих понимать, что любовь – это душевная работа на всю жизнь.
Разве не удивительно общество, в котором ложь легко прощается, а правда – ни за что, убогость – синоним нравственной чистоты, а успех и богатство – грех и грязь? Короче говоря, общество любителей иронии судьбы."

 

Изображение пользователя Tatsiana.

Re: "Ирония судьбы" глазами ...

Valeria пишет:

 Кого-то блевотина не смущает, а для кого-то "ты" от незнакомого человека - хамство.

А я, кстати, до сих пор не могу привыкнуть к тому, с какой легкостью итальянцы переходят на "ты". Ко мне подавляющее большинство моих клиентов со второго мейла на "ты" начинают обращаться. А я им все выкаю. И понимаю же умом, что это не принято, часто вопринимается как высокомерное отношение, попытку держать дистанцию. Борюсь с собой, что делать  Или не бороться? А то так все подстраиваешься под окружающую действительность, а потом уже и сама не понимаешь, кто ты есть.

Изображение пользователя Golf.

Re: "Ирония судьбы" глазами ...

Valeria пишет:

 молдаванина-"фотографа", как тот все придумывал, как нам накакать исподтишка

 

А что это за какатель такой?

Golf

Изображение пользователя Валерия Пиффари.
VIP-участник

Re: "Ирония судьбы" глазами ...

Tatsiana пишет:
И что же, вы нашли лучшее общество? Это у меня, видимо, проблемы с адаптацией 
Разумеется! Я не вижу валяющихся пьяных, на тротуарах нет пятен от содержимого желудков, мне никто не "тыкает" и не пинает локтями. Продолжать?

Видите ли, для того, чтобы понять что есть лучшее, надо знать отправную точку и меру принятия человека тех или иных поступков. Кого-то блевотина не смущает, а для кого-то "ты" от незнакомого человека - хамство. Смотря кто к чему привык. Девушка из деревни, привыкшая видеть, как режут телят и свиней, будет менее восприимчива, чем девушка, выросшая в семье профессоров и получившая диплом по классу фортепиано. Надеюсь, что доступно излагаю.

Изображение пользователя Waltell.

Re: "Ирония судьбы" глазами ...

Цитата:
И что же, вы нашли лучшее общество? Это у меня, видимо, проблемы с адаптацией 
Человек никогда не выбирает место, хуже, чем предыдущее...=))) Это от природы, подсознательно..

Изображение пользователя Waltell.

Re: "Ирония судьбы" глазами ...

О Моника. День добрый. Вы абсолютно правы, я тоже недавно посмотрел этот прекрасный фильм "Барон Мюнхгаузен". Так вот, у меня сложилось такое впечатление,  что там вообще каждая фраза со смыслом. Фильм бомба. Тут цитировать на страницу.  "Барон Мюнхаузен славен не тем что он летал на Луну. Он славен тем, что никогда не врет".  "Женись. Попадется хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом"...)))))))   "Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы? Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать" - Это класс..))))))

Вопрос ему был: Говорят, юмор жизнь продлевает?
А он ответил: "Это тем, кто смеется, жизнь продлевает, а тем кто острит — укорачивает."..=))))

А вот это я запомню на всю жизнь:

"Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь"...

Жаль Янковского.. Таких мало.. Это вам не "Ирония судьбы"

 

Изображение пользователя Tatsiana.

Re: "Ирония судьбы" глазами ...

Valeria пишет:

Не удивительно, оно омерзительно, поэтому те, кому не все равно, и уезжают за тысячи километров от этого общества и навсегда, ради того, чтобы не иметь с ним ничего общего.

 

И что же, вы нашли лучшее общество? Это у меня, видимо, проблемы с адаптацией 

Изображение пользователя рябина.

Re: "Ирония судьбы" глазами ...

Принимать этот фильм это как понять шутку бытовавшую в перестроичный период " Вы предпочитаете помыть руки с мылом или пить чай с сахаром? ".Если пересмотреть юмористические программы тех времен , то очень не многим будет смешно . Почему ? Потому что уже не актуально .Возможно этот фильм любят , потому что он еще актуален и многие узнают в нем себя .  А о том , что собственный образ является самым желанным для  восприятия , знают не только психоаналитики .С течением времени его будут понимать и принимать все меньше и меньше людей.

 Я не воспринимала никогда фильм " Гараж". Про  него ничего не писали психоаналитики ?Хотелось бы почитать мой диагноз.

 А вот фильм , который я   недавно пересмотрела , но какими-то другими глазами -это фильм " Тот самый Мюнхгаузен". Раньше воспринимала как сказку , но сейчас увидела скртый глубокий смысл , который вложил в него режиссер .

 " Я не боюсь казаться смешным . Это не каждый может себе позволить ")))

                                                                     Барон Мюнхгаузен.

Можно на ты ...но с уважением ;)
Изображение пользователя Оля71.
Почетный участник

Re: "Ирония судьбы" глазами ...

значит, мне так кажется.

Изображение пользователя Валерия Пиффари.
VIP-участник

Re: "Ирония судьбы" глазами ...

Оля71 пишет:
А вам, Лера, может молдаванин и не какал, а кто какает, тот делает это вовсе не исподтишка , а открыто!! Чтобы все видели, какой он (она) молодец
Ошибаешься, дорогая! Открыто какают тем, кто слабее их. С нами идти на открытую конфронтацию дураков нет.

Изображение пользователя Оля71.
Почетный участник

Re: "Ирония судьбы" глазами ...

Очень интересная статья и правдивая! А вам, Лера, может молдаванин и не какал, а кто какает, тот делает это вовсе не исподтишка , а открыто!! Чтобы все видели, какой он (она) молодец

Изображение пользователя Валерия Пиффари.
VIP-участник

Re: "Ирония судьбы" глазами ...

Waltell пишет:
Приемы социальной адаптации у них, так или иначе, связаны с педалированием своей убогости. Они очень снисходительны к себе, и подлость их – вроде как не подлость, и ложь – не ложь, и присвоение чужого обосновывается легко: им нужнее.
...
Но в большом социуме они неизбежно сталкиваются с инициированными мужчинами, с настоящими отцами и терпят поражения. В связи с этим органично развиваются такие черты как завистливость и мстительность.
Такие убожеств - валом! Любят наши мужики "меряться письками", а когда "размер" не в их пользу, начинают вести себя, как истеричные бабы. Впрочем, они такими не рождаются, а учатся этому от своих убогих "баб".

Кстати, словосочетание "завистливость и мстительность" напомнило мне бывшего нашего участника молдаванина-"фотографа", как тот все придумывал, как нам накакать исподтишка

Waltell пишет:
Разве не удивительно общество, в котором ложь легко прощается, а правда – ни за что, убогость – синоним нравственной чистоты, а успех и богатство – грех и грязь?
Не удивительно, оно омерзительно, поэтому те, кому не все равно, и уезжают за тысячи километров от этого общества и навсегда, ради того, чтобы не иметь с ним ничего общего.

Изображение пользователя Nailya.

Re: "Ирония судьбы" глазами ...

Статья понравилась, спасибо Хороша тем, в т.ч. что мягко, на мой взгляд,  сформулировала проблемы общества, я бы сказала деликатно,а на самом деле ситуация может быть и хуже.....

Всё пройдёт. Человек, не отпустивший своего прошлого, не увидит будущего....

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Наверх страницы

Отели в Италии