Неаполь… Жемчужина южной Италии… Город, настолько пропитанный жарким солнцем Средиземноморья, что даже в самый ненастный день глаза его сынов полыхают беззаботным огнем, полнятся отблесками моря, светятся радостью жизни! Их голоса подобны крикам чаек над дикими лавовыми скалами залива, взмахи их рук – что всплески волн вокруг блестящих черных утесов у подножия древнего Везувия. Город вечно наивный и бесконечно мудрый. Город неизменно юный тысячелетней юностью неземного творения, одаренного божественной красотой и дьявольским непостоянством, олицетворения высшей невинности и ужасающего коварства. Благословленный кровью девы-обольстительности, девы-чудовища, девы-мученицы, сестры-сирены Партенопе…
…Шел VIII век до нашей эры. Греческие племена – племена купцов, ремесленников, крестьян, воинов – покидали скалистые берега родной Эллады в поисках новых, более плодородных, более гостеприимных земель. Освоив побережье ближайшего Эгейского моря, рассеяв свою древнюю культуру среди несметных колоний, эллины направили свой взор к благословенным берегам Италии. Основав многочисленные города и поселки на землях, что позже были прозваны Великой Грецией, они наконец достигли просторного залива в обрамлении древних скал, отполированных до зеркального блеска непослушными волнами Тирренского моря. Здесь среди пены прибоя, соединенный с побережьем еле заметной каменной тропой, возвышался остров Мегарида – просто кусок скалы среди морских волн. Если верить древним мифам, которые выходцы из Эллады принесли с собой в новые земли, когда-то давным-давно именно на эту скалу бурные волны выбросили бездыханное тело прекрасной Партенопе, и здесь она нашла свой последний приют благодаря обнаружившим ее рыбакам из соседней деревни.
Как гласят древнегреческие мифы, сирены были прекрасными сестрами-девственницами, спутницами богини Персефоны, которых боги создали как олицетворение юной красоты, чистой и нежной любви. Однажды молодая богиня в компании сирен, по своему обыкновению, собирала цветы на лугу, как вдруг появился бог загробного мира Аид и унес ее прочь прямо на глазах ее перепуганных подруг, намереваясь силой взять ее в жены. В наказание за то, что сирены не попытались предотвратить похищение, мать Персефоны, богиня земли Деметра, наложила на них заклятье, превратив их в полулюдей-полуптиц. В отчаянной попытке вернуть свою покровительницу сестры отправились в преисподнюю, но было поздно – свадьба Аида и Персефоны уже состоялась, и молодой богине суждено было навечно остаться повелительницей загробного мира.
По приказу Персефоны сирены вернулись на землю, чтобы облегчать людям переход на тот свет, увлекая их за собой сладкоголосым пением и обещая неземное наслаждение. Говорят, что злополучные сестры поселились на скалистом острове, зазывая своими песнями проплывавших мимо моряков, которые, теряя разум от неземных звуков, неизменно гибли, разбиваясь о скалы. Берега острова были усеяны костями невинных жертв, а Аид и Персефона не испытывали недостатка в новых подданных.
Именно такая участь была уготована Одиссею и его спутникам, возвращавшимся в родную Итаку с полей троянской войны. Только благодаря совету мудрой Цирцеи путешественникам удалось избежать страшной гибели: Одиссей залепил своим спутникам уши воском, а самого себя приказал привязать к мачте, и таким образом они невредимыми проплыли гиблое место. Некоторые также говорят, что Партенопе, влюбившись в отважного Одиссея, последовала за ним, умоляя его остаться с ней. Его отказ разбил ей сердце, и она в отчаянии бросилась в бурное море, расставшись с жизнью. Спустя некоторое время ее тело прибило к одинокой скале у берегов далекой земли, где ее нашли и похоронили местные жители.
Греческие переселенцы, уже у себя на родине поклонявшиеся деве-сирене, прибыв на берега Италии, принесли с собой свои верования, быстро прижившиеся на новой почве. Именно в островке Мегарида, поднимающемся из вод Неаполитанского залива, они увидели место вечного успокоения Партенопе. Прекрасная сирена заняла одно из самых важных мест в пантеоне жителей города, вскоре возникшего на побережье напротив островка и названного ее именем – Партенопе. Спустя несколько веков этот город стал называться Неаполем.
Подобно своей божественной покровительнице, деве-сирене, Неаполь стал настоящим символом радости жизни, буйства эмоций, неудержимого душевного пыла и всепоглощающей романтичности. Дух Партенопе, полный красоты и любви, живет в каждом из неаполитанцев. Вот как об этом писала первая неаполитанская женщина-журналист Матильде Серао: «Партенопе не умерла, Партенопе не сошла в могилу. Она живет, ослепительная молодая красавица, уже пять тысяч лет; проносится по холмам и пляжам. Это она пьянит наш город солнцем и сводит с ума буйством красок… Партенопе, дева, женщина, не умирает, не умирает – нет у нее могилы, она бессмертна… она – сама любовь».