В Центре современного искусства "Луиджи Печчи" в г. Прато с 27 мая по 26 августа 2007г. проводится отрганизованная Виктором Мизиано выставка "Прогрессивная ностальгия" — крупномасштабная коллективная экспозиция, посвященная современному искусству стран бывшего СССР. На выставке представлено более 100 работ 43 художников из Армении, Азербайджана, Белоруссии, Эстонии, Казахстана, Киргизии, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии, России и Украины. Среди них присутствуют различные художественные группы и творческие коллективы.
Спустя 17 лет с момента проведения выставки "Современные русские художники" — первой в Европе, состоявшейся через несколько месяцев после падения Берлинской стены, — Центр "Луиджи Печчи" вновь предлагает вниманию посетителей работы современных художников с Востока с тем, чтобы постараться понять, раскрыть, описать состояние, в котором находится искусство стран бывшего СССР теперь, после того, как это гигантское геополитическое образование разделилось на множество независимых государств.
Что же произошло в этих государствах с момента распада Союза? Что было создано на ниве искусства за более чем 15 лет независимости? Чем живут молодые художники, появившиеся после крушения социализма? Как они чувствуют "завершение переходного периода", "стабилизацию", "нормализацию"? Вопросы на эти ответы и пытаются найти организаторы и участники выставки "Прогрессивная ностальгия", уверенные, что искусство всего бывшего СССР можно по-прежнему рассматривать как единое явление, несмотря на распад Союза и на те различия, появившиеся между бывшими союзными республиками и отмечающими их индивидуальное развитие.
Несмотря на свое название — "Прогрессивная ностальгия", — выставка посвящена настоящему и его неизбежной связи с событиями последних лет, потому что любое определение "современности" предусматривает необходимость оглянуться в прошлое, и значение настоящего становится очевидным лишь в обрамлении истории прошедших лет. Поэтому, сегодня ностальгия — это, по словам Виктора Мизиано, "размышления о современности, это способность занять свое место в настоящем, чтобы суметь бросить вызов будущему".
Пронизанные желанием воплотить те утопические идеи, крушение которых мы видим сегодня, но которые являлись неотъемлемым атрибутом целой эпохи, столь поспешно нами забытой и отринутой, работы, представленные в рамках экспозиции, демонстрируют процессы, подчас болезненные, вживания в большой мир, восстановления своей свободы и осознания своей несвободы; описывают встречу с миром Запада, который, перестав быть мифом, теперь может стать причиной несчастий или объектом недовольства.
Советская эпоха, со всеми ее проблемами, тем не менее, ценна размахом происходивших в те годы политических событий, силой порожденных ею творческих идей, насыщенностью общественной жизни тех лет и тем, что ее культурное наследие является частью классической культуры. Эти мотивы, присутствующие в работах, представленных на экспозиции, отражают разочарование авторов в наблюдаемом сегодня положении дел, а также прямое обличение продажности политиков и ничтожества идеалов, присущих современности.
Со смехом, с едкой насмешкой, с интеллектуальным сарказмом, которые всегда были присущи искусству стран бывшего СССР, авторы снова "восстают против власти, какую бы форму она ни приняла — от жульнической демократии до национализма или глобализма, от власти прессы до владычества "вещизма" и жажды развлечений".
Как неофициальный авангардизм развенчал мир, пропогандирующий советскую идеологию и превозносящий официальное советское искуство, так и современное, постсоветское искусство развенчивает "глобализированный" мир, призывает вернуть свое достоинство, переосмыслив историю перед лицом современности — пустой, стремящейся жить "здесь и сейчас".
Виктор Мизиано родился в 1957г. в Москве, где живет и работает в настоящее время. Он является основателем и главным редактором московского "Художественного журнала". Начиная с периода Перестройки и по сей день он является одним из наиболее активных деятелей российского искусства.
К открытию выставки "Прогрессивная ностальгия" был выпущен каталог на итальянском и английском языке, составленный Марко Баццини и Виктором Мизиано. Помимо описания работ, выставляемых в рамках экспозиции, в нем содержатся также критические очерки видных искусствоведов, помогающие прочувствовать атмосферу мира искусства в постсоветском обществе.
Выставка организована под эгидой администраций региона Тоскана и г.Прато и Регионального общества современного искусства "TRA ART" при поддержке фонда "Monte dei Paschi di Siena" и при участии компаний "ASM SpA", "Gruppo Consiag", "CariPrato SpA" и "Unione Industriale Pratese".
Выставка открыта каждый день, кроме вторника, с 11.00 до 19.00. Цена билета: полная — 5 евро, льготная — 4 евро. Каждую субботу в 11.00 проводятся экскурсии (услуги экскурсоводов — бесплатные). Также возможны платные экскурсии для групп численостью не менее 15 человек в любое другое время (заказ по телефону: 0574.531835, 0574.531825).
Адрес Центра современного искусства "Луиджи Печчи": viale della Repubblica, 277 Prato. Тел.: 0574.5317.