Одна дама разместила в сообществе «Один мой день» 2 поста о том, как ее мама живет в Италии. Первый пост был опубликован в феврале 2014 года, второй – только что. Собственно, меня задел второй пост: я считаю, что там совершенно не по делу дама наезжает на Россию. Но начнем с 1-го, т.к. из него можно узнать вводную информацию (Ссылка на него была во втором посте).
«Я – почти сорокапятилетняя Ольга, гид-переводчик и театральный критик из Санкт-Петербурга, кандидат искусствоведения, профессиональный историк балета.
Моей маме 67 лет, из которых последние 17 она живет в Италии. Утратив почти всё в 1990-е годы - сбережения, работу, какие-либо перспективы, - она приехала в Италию на работу - ухаживать за престарелыми и вести домашнее хозяйство. Работала она официально, благодаря чему получила бессрочный вид на жительство, а два года назад, в 65 лет, и пенсию по старости от Итальянской Республики.
Мама-пенсионерка живет на периферии Милана, до центра 30 минут на автобусе или 10 минут на электричке, которая ходит по расписанию каждые полчаса. Квартира муниципальная, дом построен в 1960 году, что-то вроде итальянской хрущевки. Мама живет одна в двухкомнатной квартире (две спальни и гостиная) площадью 45 метров. Эта квартира ей осталась после смерти друга, с которым она жила (исключительно платонически!). Квартира не является частной собственностью, она - муниципальная, продать или передать по наследству ее нельзя. Время от времени освободившиеся муниципальные квартиры отдают нуждающимся. Так, например, трехкомнатную квартиру, в которой жил синьор, у которого прежде работала моя мама (он умер несколько лет назад), отдали "понаехавшим" из северной Африки.
Миланские пенсионеры имеют льготы при оплате общественного транспорта. Билет на полтора часа в Милане стоит 1.50 евро, включая одну поездку на метро и одну поездку на электричке до района, где живет мама. Пенсионеры имеют проездной, за который платят 30 евро в месяц.
Ежемесячно за квартиру, ее обслуживание, свет и воду приходит счет на 402 евро. Мамина пенсия составляет 346 евро в месяц плюс 13-я пенсия в декабре, плюс материальная помощь как малообеспеченной 450 евро, выплачиваемая раз в два месяца. Получается 600 евро в месяц Поэтому за квартиру она платит "выборочно", время от времени устраивая "лотерею" из счетов, оплата которых не терпит отлагательств. У мамы есть возможность платить за квартиру 100 евро в месяц, но для этого ей необходимо заключить контракт. По непонятным причинам ее многочисленные обращения с просьбами заключить с ней контракт как с малоимущей остаются без ответа, а счета присылают по полной стоимости. Но мама не теряет надежды платить по сниженным тарифам. Единственный счет, который она исправно оплачивает - газ, потому что газоснабженцы с должниками не церемонятся и перекрывают трубу. За газ она платит 100 евро за два месяца, т.е. по 50 евро в месяц.
К Рождеству ей принесли огромную коробку с продовольственной помощью от Коммуны, которую выдают всем миланским пенсионерам. Пайка включала в себя: бутылку шампанского, традиционный рождественский кекс panettone, килограмм пасты, килограмм риса, пол-литровую банку меда, полкило молотого кофе, пару банок томатного соуса, килограмм сахара, несколько коробок бисквитов, твердый сыр, рыбные и мясные консервы, литр оливкового масла, конфеты и чего-то еще. Многокилограммовую коробку доставили на дом. В ответ рассказываю маме о подарке, который она как петербургская пенсионерка получила от председателя петербургского ЗАКСа В.С. Макарова и за которым надо было явиться в районное отделение партии "Единая Россия". "Праздничный набор" состоял из: литра подсолнечного масла "Идеальное"; куриных консервов; 250 грамм макаронных изделий; 100-граммовой банки растворимого кофе "Гранд"; 100 граммов гранулированного чая "Принцесса Гита"; конфет; 200 грамм печенья; вафельного тортика и календарика с фотографией улыбающегося председателя петербургского ЗАКСа В.С. Макаровым. Набор был оценен в 500 рублей и оформлен как "материальная помощь".
Я привезла маме справку о размере ее пенсии в России (кстати, с 2014 года ей значительно увеличили пенсию - аж на 800 рублей!), эту справку она обязана предъявлять в местный пенсионный фонд для расчета пенсии. Если бы у мамы не было пенсии в России, ей в Италии платили бы тогда на 120 евро больше (эта сумма и составляет примерный размер маминой пенсии в России).Мама моя работала в Советском Союзе, стаж у нее больше 20 лет, но в 90-е годы работала без трудовой. Пенсию назначали ей в деревне в Псковской области, в Питере пенсию чуть повысили.
Понимаю, что пост мой может быть воспринят весьма неоднозначно. На это замечу: хорошо, что у моей мамы есть выбор - жить на 5800 рублей в стране, где она родилась и где проработала до 50 лет. Или жить на 600 евро в стране, где она последние 15 лет убирала квартиры и ухаживала за престарелыми... У многих нет и этого выбора между супер-экономным и нищенским существованием».
Второй пост написан в мае. Мама блогера сломала ногу и оказалась в центре ухода за пожилыми пациентами. Дама очему-то называет его «домом престарелых».
«Моя мама оказалась в доме престарелых. Итальянском. Бесплатном, т.е. для бедняков. Вы готовы столкнуться с беспросветной нищетой, тленом, унынием и безысходностью итальянской бюджетной медицины?
Далеко итальянцам до нашей духовности! Первый принцип, который здесь нарушают немилосердно: чувство коллективизма, прививаемое нам с рождения. Где палата на 15-20 человек? Нееет, буржуины понаделали комнаток на троих, лелеют индивидуальный подход. Второе: несчастные итальянские престарелые лишены возможности уютно укачиваться, как в гамаке, на прогнувшихся сетках панцирных кроватей - им ставят многофункциональные ложа с автоматическими пультами управления. Третье: я вообще уже не говорю о нашем истинном признаке российской духовности - обоссанных грязных матрасах и расползающемся от прикосновения ветхом, в пятнах постельном белье. Да, еще и телевизор с плоским экраном в каждую комнату запихнули, видите, в углу висит. По вечерам бабульки спорят до хрипоты о преимуществе сериала La tempesta dell'amore перед Il segreto. Дверь в туалет - он объединен на две палаты.
В этом доме престарелых стариков морят голодом - кормят их два с половиной раза. На завтрак подают кофе с молоком. И это все! И где же каша на воде?! В 12.00 обед из двух блюд, в 18.00 ужин тоже из двух блюд. Меню типовое, на каждый день недели (по вертикали), на каждую неделю месяца (по горизонтали). Потом все повторяется. Плюс альтернативное меню. В общем, одна сплошная скука и однообразие. А по воскресеньям на обед еще дают пирожное.
Чем будут кормить сегодня маму - четверг четвертой недели месяца: на обед ньокки по-римски на первое и телятина на второе, которую можно заменить филе трески; на ужин - крем-суп из кабачков и сыр эмменталь.
Беседую с врачом. Перелом сложный, надо лежать на вытяжке до конца мая.
По дороге встречаем досуговый центр и библиотеку. Каждый день в 15.00 здесь организуют какой-либо вид деятельности для бабушек - рисование, пение, лепка, вышивание, музицирование, по воскресеньям - театральное представление.
Все тянутся в бар. Ибо обед - обедом, а эспрессо в больничном питании не предусмотрено. За эспрессо нужно идти в бар на территории госпиталя, т.к. за ворота маму не выпускают: если вдруг я споткнусь и уроню маму с кресла, они мне не смогут помочь. В баре капиталисты позволяют себе невесть что! Цены на кофе, воду, бутерброды такие же, как и во всех барах Милана. Никаких 300% накрутки за исключительность положения и монополистический характер торговли. Надо бы им пройти курсы маркетинга по-российски: во всех российских больницах, где мне довелось побывать, бутылка воды всегда стоит раза в два дороже бутылки воды из "обычного" магазина, продавцы больничных ларьков свысока отвечали: "А что вы хотите? Нам аренду отбивать надо. Нужна вода дешево - идите в магазин".
Мама пьет кофе, курит на свежем воздухе и болтает по телефону. У нее сложная задача: после оформления инвалидности (госпиталь бесплатно делает ей все документы), маме ежемесячно будут платить 500 евро дотации на assistenza sociale - оплату человека, который бы помогал ей в быту, т.к. ходить ей будет очень трудно. В Италии за 500 евро такого человека не найти (надо доплачивать до 1000 - 1200 евро), но мама не теряет надежды уболтать какую-нибудь российскую подружку приехать к ней в Милан ухаживать за ней. Мама только забыла, что подруги в России, которых она помнит 50-летними, за 20 лет ее жизни на Апеннинах тоже состарились и вряд ли смогут выполнять при ней обязанности сиделки.
Потом случилось одно из самых важных событий этого дня для меня и мамы. К ней в госпиталь пришел священник православного храма. Мама исповедалась и причастилась.
Тут явились санитары и забрали маму на реабилитационную гимнастику. Пытка длилась час, во время ее проведения мне рядом быть не дозволялось, поэтому я пошла в магазин купить кофе.
Вернулась в госпиталь, вижу закрытую в палату дверь. Что происходит? Очередное надругательство над человеческими чувствами. Им, итальянцам, не понять как нам важно иметь максимальный контакт с нашими близкими. Как нам важно самим взгромождать наших больных близких с кресла-каталки на кровать, самим переодевать их, самим их мыть и самим менять им одежду, подкладывать судно, преодолевая, так сказать, плоды медицинской оптимизации, в результате которой на 40-местное отделение остается одна санитарка, которая не подойдет к нашему родственнику без предварительно положенной в ее кармашек денежки. Здесь по отделению шныряет целая толпа медсестер, медбратьев и санитарного персонала. Насчитала их 15 (на 18 палат по 3 больных) и сбилась со счета. Они сгружают маму с кресла-каталки на кровать, меняют ей белье, совершают гигиенические процедуры, вежливо попросив родственников подождать в коридоре, чтобы не смущать чувство целомудрия и стыдливости у пациентов.
Тем временем, подоспел час ужина. Меню не обмануло: крем-суп и сыр с пюре.
Главная миссия моей поездки так и не была выполнена. Я ехала, чтобы узнать о возможности возвращения мамы в Россию, все-таки, после госпиталя и реабилитации ей будет очень сложно одной управляться без посторонней помощи. Но на все мои предложения вернуться, на все мои песни про Родину, рябину, куст ракиты над рекой и березовый сок мама категорически отвечала: "Нет!!". Ее даже не убедила финансовая выгода этого переезда: на свою российскую пенсию в 10.500 рублей она, по совету одного депутата Гос.Думы, сможет покупать ежемесячно более 13 кг дубовой коры (175 упаковок весом 75 грамм по цене 60 рублей)! И тогда я поняла: мама выполняет тайную миссию российского правительства. Кремль ей доверил важное задание - разорить итальянскую систему здравоохранения. И она поэтому не остановится ни перед чем».
Т.е. мы с вами поняли, что в Италии пенсионеры живут богаче, чем в России. Хороши ли условия в миланской больнице по уходу за престарелыми? Три человека в палате и один туалет на 2 палаты, двухразовое питание? Сказать, что это очень круто, я не могу. Тем более, что речь идет о больнице на 54 человека. Сколько в Милане, где живет 1 млн. 300 тыс. таких больниц? Может, эта больница, вообще, пр и церкви состоит? Хотелось бы узнать подробности, прежде, чем восхищаться.
У нас давно шла речь о создании вот таких больниц для ухода за пациентами, и даже была похожая практика, например, кардиосанатории, санатории для туберкулезных больных, для больных с различными другими болезнями легких. Но не знаю, что со всем этим сейчас. Больного после коронарного шунтирования кладут на реабилитацию в загородный специальный такой центр - это я знаю по знакомым.
Посмотрим, кто и как обеспечивает благополучие итальянских пенсионеров.
В Италии трудовые пенсии — это выплаты, заслуженные на протяжении своего трудового стажа. Зависят от рода деятельности, сферы занятости, количества отработанных лет, заработной платы и пр. Бывают:
Пенсионный возраст в Италии в 2016 году составлял:
для женщин, которые работают по трудовому договору найма — 65 лет и 7 мес. (для сравнения, в 2018 году он уже будет составлять 66 лет и 7 мес.);
для работающих мужчин — 66 лет и 7 мес., при условии наличия минимального стажа (20 лет);
для самозанятых женщин — 66 лет и 1 мес. (в 2018 году возраст будет увеличен до 66 лет и 7 мес.).
Важным условием начисления пенсии в Италии являются страховые взносы. Лицо, которое работает в Италии, подлежит различным обязательным взносам на социальное страхование в Италии. Доля работника в этих взносах составляет от 9,19% до 10,49% налогооблагаемой базы в зависимости от классификации работника (руководителя или менеджера) и в зависимости от деятельности работодателя (к примеру, производство, торговля, туризм и т. д.). Работодатель удерживает взносы на социальное страхование работника из его ежемесячной зарплаты.
Доля работодателя в этих многочисленных и сложных взносах колеблется от примерно 29 до 32% налогооблагаемой базы, в зависимости от многих разных критериев, таких как стаж работы сотрудника, вид деятельности, количество сотрудников, вид договора о трудоустройстве.
Расчёт пенсии в Италии происходит следующим образом:
Работники, начавшие отчислять взносы после 01 января 1996 года, получают пенсию по методу "Contributivo" (налоговому). Так, сумма пенсии по старости будет в несколько раз выше текущего размера социального пособия (в 2,8), если работник положенное время уплачивал пенсионные взносы. Если нет, пенсионный возраст в Италии для такого работника составит 70 лет и 3 мес.
Длительность выплачивания пенсионных вносов, количество лет(вне зависимости от возраста)- примерно 41-42 года. При этом нужно иметь возраст не менее 63 лет (а для самозанятых – 66 лет).
Представим, что некий мужчина заключил договор на работу по найму в возрасте 25 лет. В контракте с работодателем указана пенсия в размере 16 000 евро (без учёта премии).
За первый год работы мужчина в пенсионный фонд страны перечислит 33% своего заработка. Это будет составлять 5280 евро. Представим, что на втором году работы его заработная плата немного повысилась — до 16500 евро. 33%, которые мужчина перечислить в пенсионный фонд, уже будут составлять большую сумму.
Каждый год сумма увеличивается.
До 65 лет мужчине удастся накопить до 300 000 евро. Чтобы рассчитать сумму пенсии, обратимся к коэффициенту трансформации, представленного в таблице 6, и умножим его на сумму вкладов.
Итак, у нас получается: 65 лет — 5,435% от 300000 евро. Мужчина будет получать пенсию в размере 1747,8 евро.
Претендовать на социальную пенсию могут иностранцы с долгосрочным ВНЖ в Италии или гражданством. Прожить в стране до подачи запроса они должны не меньше 10 лет.
Начисление социальных выплат зависит от годового размера доходов. На 2015 год сумма не должна была быть выше 5,830 евро в год. Также учитывается пенсионный возраст, в Италии для иностранцев он составляет 65 лет и 7 мес. (в 2016 году). К 2018 году этот возраст увеличится ровно на 12 месяцев.
Запрос на начисление социальной пенсии подаётся так же, как и трудовой. Но есть одно весомое отличие: иностранец должен пребывать на территории Италии. Если он отсутствует в стране более 30 календарных дней — выплаты замораживаются на год. Если иностранец не появляется в Италии больше года, он теряет право на социальную пенсию автоматически.
Кроме соцального, есть и другие налоги. Заработная плата и оклады, выплачиваемые работодателем, в том числе непостоянные вознаграждения, выплачиваемые любым лицом, подлежат налогу на доходы физических лиц. Он представляет собой авансовый платеж по налогу на прибыль, удерживаемый по прогрессивной ставке, исходя из соответствующего уровня заработка лица. Ставка от 23% до 45%.
Доход до 15 000 евро в год - 23% налогов,
От 15000 до 28000 - 27% нужно отдать казне,
От 28000 до 55000 - уже аж 38%,
От 55000 до 75000 - 41%.
больше 75000 - 43%.
Зато человек, у которого совокупный доход равен или ниже 7500 евро в год, платит налогов не выше 185 евро 92 чентезимов за год.
Налог на автомобиль рассчитывается от мощности двигателя - 2,55 евро за киловатт. К примеру, автомобиль 75 л.с. равен 55 киловатт мощности, значит владелец платит 140 евро в год. Но это минимум. Плюс страховка на автомобиль в среднем от 780 до 930 евро.
Первый налог на квартиру выплачивается при покупке. Если это первая квартира, то 4%, если вторая - 20% от стоимости. С апреля 2012 вернули ежегодный налог на недвижимость. Берлускони его когда-то отменил. Платить его нужно три раза в год и там очень сложная система расчетов. Платить должна в финале мэрия правительству и некоторые совестливые мэры изыскивают способы гасить этот налог за счет городского бюджета, а не кармана своих жителей.
Если человек ездит за границу и имеет действующий загранпаспорт, то должен каждый год наклеивать в него налоговую марку за 40 евро.
В сумме получается, что средний гражданин должен отдать только за то, что живет и трудится в этой стране примерно 60% своего дохода, в Италии самые высокие налоги по Европе.
Невыплата налогов карается довольно жестко - огромные штрафы и тюремное заключение. Но итальянцев это не смущает, и они идут на все, чтобы уклониться от налогов. Но что-то все же платят. А кто не платит – у того и пенсии нет.
Итак, основной источник богатства государства – это налоги. Другой источник дохода дают кредиты. Госдолг Италии – 132% от ВВП (у нас – 42%) или $43 094 на душу населения.
И не отдают, но их продолжают кредитовать.
Про Россию вы сами все знаете. Когда Ольгина мама выходила на пенсию, стаж работы для получения пенсии был совсем небольшой, и одинаково люди получали, хоть 5 лет работали, хоть 45. Но ее мама успела проработать до, допустим, 1993 года, 20 лет. Потом она уже работала без каких-либо отчислений в пенсионный фонд, и поэтому ее пенсия была минимальная – примерно 5 тыс. рублей, т.е. это было 120 евро.
Кстати, а почему она оформляла пенсию в псковской деревне, если дочь закончила лениградскую школу? К 55 годам переселилась в деревню? А иначе кто бы ей там пенсию оформил? Насколько я понимаю, дочь тогда училась в одном из 4-х своих вузов, а детей (и с большой вероятностью мужа) еще не имела. А потом она опять оказалась прописана в Петербурге. Темная какая-то история.
Несмотря на все наши кризисы, за 4 года эта пенсия возросла вдвое в рублях и даже немного в евро (150 евро), хотя мама с дочкой встречают это известие с презрительным смехом.
А если бы мама жила в Петербурге, она имела бы льготы по оплате квартиры и платила бы гораздо меньше, чем в Милане. Потом, ей повезло, что какой-то покойный друг оставил ей квартирку, а если бы не повезло? Смогла бы она снимать жилье на те самые 600 евро итальянской социальной пенсии, что она получает? Да еще платить за коммунальные услуги по 400 евро?
Мама в России никаких взносов в ПФ не делала, но хочет пенсию, как в Италии. Может, ее дочь платила много налогов, в том числе и в ПФ? Окончив школу, она все время училась: институт культуры, консерватория, институт истории искусств, театральная академия – и так до 2006 года. Все по полному курсу кроме театральной академии, где проучилась год. В конце 2005 года родила сына, через четыре года – дочь. Вопрос на засыпку: сколько лет она работает? И как пополнила ПФ?
Дама замужем за режиссером документального кино, самый известный фильм которого "После Византии" (2012).
Сама увлекается балетом: смотрит все премьеры у нас и за рубежом.
Очень верующая.
Но при этом люто ненавидит Путина и сегодняшнюю Россию. Складывается впечатление, что страна ей что-то сильно задолжала. А ведь занимается любимым делом и хобби, не бедствует, и семья хорошая. Казалось бы, чего еще надо?
Невозможно угодить этим людям.
Что касается ее мамы, не желающей покидать Италию, то, видимо, там какой-то давний конфликт. Мама уехала еще до рождения внуков. Хочет жить в Италии – ее право. Вот только не надо выдумывать, что она там живет, спасаясь от нищеты в России. Никто ей не мешал и здесь ухаживать за больными, например. И здесь могла квартирку получить – многие так получили. Она сама предпочла Италию.
Некрасиво это все выглядит, четное слово.