В эти дни все здешние газеты и новостные порталы были взбудоражены сенсационной информацией: один итальянский журналист провел самостоятельное расследование, в результате которого на горизонте забрезжила вполне конкретная возможность поставить, наконец, точку, в самой загадочной и запутанной криминальной истории двадцатого века - деле Флорентийского мостра. И заодно, дуплетом, узнать, кто скрывался за личиной жестокого серийного убийцы Зодиака, терроризировавшего Калифорнию в конце 60-х и начале 70-х годов.
Мало кто никогда не слышал историю Флорентийского монстра, мрачную, долгую и запутанную; она до сих пор будоражит умы любителей детективных историй, многие из которых на протяжении более тридцати лет пытаются самостоятельно распутать этот сложнейших клубок расследований.
Сам факт того, что семь серийных убийств молодых пар, уединявшихся на проселочных дорогах в окрестностях Флоренции в поисках близости, произошли в местах, которые коллективное воображение ассоциирует исключительно с природными красотами, архитектурой, искусством и прославленной кухней, а не с второсортными американскими сплаттерами, делает историю Флорентийского монстра особенно привлекательной - насколько здесь уместно слово "привлекательный".
В деле Флорентийского монстра собрано все то, чем не в состоянии похвастаться даже самый кассовый детективный сериал - особая жестокость убийцы, его абсолютная неуловимость, его игра в "кошки-мышки" с полицией, бесконечная череда проходивших по делу персонажей, от явных отбросов общества до уважаемых и состоятельных граждан. Есть полицейские-карьеристы, следователи-изгои, смелые журналисты, исчезнувшие свидетели. Есть, наконец, атавистические истории ревности и мести, есть вуайеры, гомосексуалисты, инцест, месть, сеансы черной магии, связи с масонами, иностранные легионеры...всего не перечислишь и не упомнишь.
И если кто-то когда-то питал благородные иллюзии на предмет лубочного крестьянского мира флорентийской деревни, или свято верил в непогрешимость полиции и строгую логику следователей, к которым нас приучило чтение детективов, то, ознакомившись с материалами расследования, навсегда растерял эту веру.
Флорентийский Монстр - собирательный образ, прозвище это было дано прессой неизвестному, совершившему ряд зверских убийств молодых пар в период 1968 и 1985 гг. Каждый раз картина преступления и modus operandi убийцы повторялись с завидной точностью - ночь новолуния, глухая проселочная дорога, уединившаяся в поисках близости влюбленная пара и неожиданно возникающий из темноты Монстр, открывавший стрельбу по сидящим в машине молодым людям. Парню доставались первые, обычно смертельные выстрелы, а затем Монстр ранил девушек, вытаскивал их из машины и с невиданной жестокостью набрасывался на них с ножом, нанося огромное количество ран и надругиваясь над их телами. Подробности и даже фотографии в избытке гуглятся, но тут я их опущу.
Главным подозреваемым, а затем и обвиняемым на процессе по делу Флорентийского Монстра стал Пьеро Паччани. На этого злобного и известного своей жестокостью тосканского крестьянина следователи вышли благодаря одному анонимному письму, в котором говорилось, что Паччани вполне может быть автором этих печально знаменитых преступлений.
Вместе с Паччани на скамью подсудимых в качестве свидетелей и сообщников уселись его товарищи, якобы подельники - карикатурная троица местных жителей, почтальон, безработный и слабоумный. На их путаных и высосанных из пальца показаниях был выстроен нелепый процесс, от непрофессиональности которого схватились за голову как адвокаты, так и сам судья, вынесший Паччани оправдательный приговор.
Все, кто более менее был знаком с делом, знали, что преступник, несмотря на серьезные психические отклонения на сексуальной почве, должен был быть очень хитрым, умным и ловким, уметь стрелять, обладать недюжинной силой, которая позволяла ему в одиночку перетаскивать тела своих жертв, а также владеть определенными навыками вроде ориентирования в темноте, то есть, фактически, иметь за плечами военный опыт - таков был криминальный профиль убийцы, составленный специалистами из ФБР.
Хоть сам по себе Паччани был отвратительным персонажем, он не мог похвастаться ни одной из вышеуказанных характеристик.
Также, судя по тому, что Монстр обычно находился в курсе расследований и вел себя достаточно развязно, не раз выходя на контакт со следствием, предполагалось, что он мог иметь свои источники информации в полиции, а возможно, иметь к ней самое прямое отношение.
Сами убийства, как это было ясно с самого начала, не были какими-то проявлениями страсти или мести (за исключением самого-самого первого, в 1968 году, которое немного выбивается из общей картины), а носили так называемый англосаксонский характер. В Италии, несмотря на ее обильный преступный анамнез - грабежи, похищения, мафиозные разборки, теракты и просто преступления на почве страсти, подобные "убийства ради убийства" с извращенным сексуальным подтекстом, да к тому же и серийные, были абсолютной новостью. До 1975 года маньяков в Италии не водились.
Один из подельников Паччани, почтальон по фамилии Ванни, годы спустя после процесса, в беседе с приятелем упомянул некоего американца по кличке "Улисс", обитавшего в ту пору в их краях, и заверив, что, по его мнению, именно тот и совершил все эти жуткие преступления.
На допросе он, правда, отказался комментировать это свое заявление и не дал никаких объяснений насчет личности "Улисса",
В истории Монстра, кстати, в свое время уже появлялся американский военнослужащий, проходивший по делу как свидетель-очевидец. Этот персонаж дал маловероятные и противоречивые показания по последнему убийству Монстра, совершенному в 1985 году - тогда была убита французская пара, приехавшая в Италию на каникулы.
Этим летом журналист-фрилансер итальянского издания I Tempi, в ходе самостоятельного расследования появившейся новой информации по делу Монстра, вступил в контакт с этим бывшим военным, предположительно тем самым "Улиссом", и предложил стать его биографом.
После нескольких бесед, в ходе которых выявились некоторые удивительные подробности касательно интересующей нас всех истории, журналист выступил с шокирующим заявлением - этот 82-летний старик, бывший американский военный на пенсии, возможно, и есть Флорентийский Монстр, а заодно и американский серийный убийца Зодиак.
"Зодиак" - это как бы американский гомолог Флорентийского монстра,или, скорее, его предтеча - неуловимый серийный убийца, сводивший с ума полицию и журналистов, которым постоянно посылал насмешливые письма с признанием своей вины, и таинственные криптограммы, до недавнего времени остававшиеся нерасшифрованными.
Зодиак совершил многочисленные преступления в Калифорнии и Неваде в конце 60-х годов. Также, как и Флорентийский Монстр, он убивал и уединившиеся в машинах пары, стреляя по ним в упор. Перед тем, как навсегда исчезнуть с американских радаров, Зодиак написал письмо в полицию и пообещал, что вскорости что начнет уродовать убитых женщин, но слово свое не сдержал - или же сдержал, но при этом сменил континент?
Итальянский журналист передал собранный материал в прокуратуру Флоренции. Следователи в настоящий момент занимаются проверкой фактов - не запустил ли журналист очередную утку? - хотя представленные органам факты весьма и весьма любопытны.
Прежде всего, американец подал ценные идеи для расшифровки криптограмм Зодиака, из которых, кроме всего прочего, стало возможным узнать его имя, и имя это совпало с именем американца.
Фамилия подозреваемого содержит слово "вода" - а Зодиак, как известно, на воде имел свой постоянный пунктик, и в его зашифрованных сообщениях вода также упоминается к месту и не к месту.
Также он признал, что в эпоху убийств Зодиака находился в тех же местах, где произошли преступления.
Кроме того, в 1974 американец переехал в Италию и обосновался в окрестностях Флоренции. Первое убийство Монстра ы 70-х годах датируется именно 1974 годом - и по странному совпадению, в Америке Зодиак больше никогда не убивал и не давал о себе знать.
Как Зодиак, так и Монстр любили вступать в контакт с полицией и газетами, напоминая о себе разными способами.
В подробном журналистком эссе по теме есть еще много разных совпадений и вполне правдоподобных выводов. Надо сказать, что его гипотеза очень привлекательна, а может, ее делает привлекательной общее страстное желание узнать, наконец, кто же виновен в трагической гибели всех этих несчастных.
Хотя вот в газетах уже появилось опровержение: дед-американец категорически опровергает свою причастность к вышеописанным фактам, и вообще является примерным гражданином и семьянином.
Так что будем ждать продолжения.