Слово «корона» в традиционной Италии, в глубинке, имело когда-то совсем другие значения, не имеющие ничего общего ни с атрибутом королевской власти, ни с вирусом Covid-19.
«Короной», по-итальянски corona, назывались песни, что распевали в остерии, то бишь, в трактире, причем изборочно: исполняли только припев или одну строфу, а потом тут же затягивали новую песню – и так до бесконечности.
А еще в Италии существовала так называемая corona dei mesi, «корона месяцев».
Помните советский мультфильм про двенадцать братьев-месяцев, своенравную девочку-королеву и несчастную падчерицу? Для каждого из братьев-месяцев в мульфильме была отведена своя роль: Апрель дарил подснежники, летние месяцы согревали, а зимние, наоборот, замораживали незадачливых придворных. Точно так же и в фольклоре Италии, где подобное распределение ролей называется corona dei mesi (корона месяцев), или mascherata del calendario (маскарад по календарю).
Фото с просторов Интернета.
В поэтической форме итальянцы рассказывают о двенадцати героях, каждый из которых представлен месяцем в году, которому соответствует определенный художественный, скульптурный и пр. персонаж.
Ученым до сих пор неясно происхождение этой итальянской традиции: то ли она восходит корнями к старинным магическим ритуалам умилостивления, то ли к религиозным службам, посвященным началу нового года. Но до сих пор итальянские крестьяне верят в том, что месяцы в году обладают индивидуальностью, волей, и фактически, являются самостоятельными личностями, чуть ли не полубогами, с которыми можно поболтать на досуге и, например, обсудить прогноз погоды в связи с грядущими посадками или сбором урожая.
Итальянский народный фольклор полнится историями о том, как Январь крадет дни у Февраля, Март издевается над пастором, Январь мстит дрозду. Вот поэтому в итальянских пословицах и поговорках Март именуется безумным, Апрель - милым, Май - любящим.
Неудивительно, что в какой-то момент итальянские «братья-месяцы» начинают соревноваться друг с другом за право именоваться главным, а народные календари и альманахи - выдумывать забавные четверостишия и рифмованные куплеты для каждого из них.
Фото: Анна Черткова
Например, в Истрии народные верования представляют месяцы года следующим образом: закутанный Январь; зябкий Февраль, предвестник карнавала; паломник-Март в поисках весны; Апрель и Май, веселые и цветущие; коронованный зерном и фруктами Июнь; колосящийся Июль, разнаряженный в одежды Юлия Цезаря, полуголый Август, представляющий Цезаря Оттавиана Августа; весельчак Сентябрь; увешанный гирляндами из листьев Октябрь; плаксивый старичок Ноябрь; Декабрь с грелкой к руках.
Однако в большинстве случаев двенадцатью или тринадцатью, вместе с Маской Года, представленнной Арлекином, масками представление не ограничивалось. Подчас их количество достигало аж семидесяти трех! А как же: у каждого из месяцев были свои особые дни, праздники почитаемых в народе святых, вот и вел каждый месяц за собой ватагу второстепенных масок разношерстных Святых.
Арлекино. Фото: Анна Черткова
С одной стороны, весельчакам-итальянцам хотелось сделать народные карнавалы и гуляния более красочными и многолюдными, а с другой - многим хотелось принять участие в следующим за представлением банкетом и грандиозной попойкой, где обычно подавали вяленую треску и жареные в масле сладости frittelle (fritole) и рекой лилось вино!
Фриттелле. Фото: Анна Черткова
Как в старину, так и сейчас в крохотных итальянских городках вино для такого праздника собирают всем миром: через весь городок везут огромную, ряженую в лохмотья калеки-старухи или пьяницы-старикана бочку, водруженную на тележку. Брюхо старикана - это и есть сама бочка, а ее затычка - это пупок, через который с помощью воронки народ вливает жертвуемое на гулянье вино. Каково?
Фото: Анна Черткова
Кроме Истрии, подобные карнавалы проводятся в Венето, Абруццо, Умбрии, Марке, Тоскане и других итальянских регионах.