Я всегда возвращаюсь из отпуска с полным "чемоданом" подслушанных на пляже сентиментальных итальянских историй. На сей раз речь зашла об изменах и браке по-итальянски, не в последнюю очередь и потому, что итальянцы очень эмоционально обсуждали изменения в законодательстве относительно нового способа рассчета алиментов и дележа нажитого супругами имущества.
Вот три истории из жизни - выводы будете делать сами. История первая, трагичная
Жил-был на свете итальянец. То есть, не совсем итальянец - индусского мальчика в младенчестве усыновила благополучная семья из Рима. Мальчик этот вырос и женился на своей давней подруге - они вместе еще в детский сад ходили. Молодые супруги переехали в Швейцарию, где работал глава молодой семьи. Дом - полная чаша, подрастает сын, прекрасный достаток, родители живы-здоровы. Но вот муж, желая сбежать ненадолго от быта и рутины, изменяет жене, которая на тот момент была беременна вторым. Жена узнает об измене и теряет ребенка. Брак решают сохранить, жена снова беременеет и рождается мальчик с синдромом Дауна. Мать мужа сходит с ума от горя. Жена все-таки решается на развод. Трагедия, как она есть.
История вторая, сатиричная
Жил-был на свете другой итальянец, кстати, по совершенно случайному совпадению, тоже усыновленный, вместе с сестрой-близнецом. Оступая от основного повествования, вскользь замечу, что по прогнозам врачей сестра была не жилец на этом свете, но родителям очень понравился мальчик, а, поскольку близнецов разлучать не положено, пришлось брать "весь пакет"; однако, думаю, всем понятно, кто рос любимцем в семье. И вот мальчик этот, зеница ока своих приемных родителей, как водится, вырастает, в этой, кстати, очень верующей и непростой семье (папа занимал высооооокие посты в правительстве и вращался среди политиков, министров и послов) и женится на девушке, умнице и красавице, но очень скромного происхождения, где отец - автомеханик. Стоит ли говорить, как была против этого брака новоиспеченная свекровь. Но молодые, несмотря на все препоны, все-таки женятся и уезжают в Сингапур. Там молодая жена делает головокружительную карьеру, а вот муж, несмотря на все старания, звезд с неба не хватает. В какойто момент жена ему изменяет - следует развод и ... дорогостоящая процедура аннуляции Ватиканом заключенного в церкви брака. Новоиспеченный холостяк возвращается в Италию.
История третья, чудесная
Еще одна замечательная, со стороны - так вообще образцовая, итальянская семья - он, она, дети ... и снова измена жены. Брак, хоть и трещит по швам, но держится - муж очень любит жену, разводом здесь и не пахнет.
Кстати, про развод по-итальянски: максималисты-итальянцы чуть ли не в одночасье, с легкой руки министра экономики Витторио Грилли, перешли от архаичной (и анхроничной) "повинности" бывшего супруга обеспечивать своей экс тот же уровень жизни, что и в браке, к полной противоположности.
С 2017 года в Италии на законодательном уровне ход бракоразводного процесса претерпел коренные изменения. К примеру, теперь уровень жизни супругов в браке больше не принимается во внимание как основополагающий фактор при дележе имущества и рассчете алиментов. Наглядный случай - миллионные алименты, которые выплачивал Сильвио Берлускони своей бывшей жене Веронике Ларио, и которые потом были аннуллированны судом апелляционной инстанции вслед за внесенными в законодательство по инициативе В. Грилли изменениями.
Более того, поговаривают о применении так называемого принципа солидарности, уравнивающего - в такой патриархальной стране как Италия - Мужчину и Женщину и в правах, и в обязанностях. Если более "слабый" супруг после развода не в состоянии самостоятельно себя содержать, то при опеределении размера алиментов итальянские судьи отныне будут принимать во внимание множество факторов: длительность брака, вклад в семейную жизнь и быт каждого из супругов, их возраст, жертвы, на которые одна из сторон, возможно, пошла, чтобы предоставить другой возможность сделать карьеру... Итальянские судьи теперь мыслят так: если "слабая" сторона в течение 20 лет не работала, посвятив себя исключительно семье, чтобы другой из супругов мог беспрепятственно строить карьеру, и вдруг, при разводе рискует остаться ни с чем, то логично будет уравнять экономические позиции обоих супругов. Итальянский суд научился даже считать сколько могла бы заработать "слабая" сторона, если бы не принесла себя в жертву семье.
Как правило, "слабое звено" в итальянских бракоразводных процессах - это женщина, но иногда на этм месте оказывается и мужчина, и не только исключительно в обеспеченных или богатых семьях. По данным Рабочей Инспекции (Ispettorato del lavoro) на 2017 год, 29 879 женщин против 7 859 мужчин увольняются с работы, поскольку не в состоянии успешно совмещать семью и работу. В современной Италии, особенно на юге, замужние женщины зачастую выбирают "карьеру" домохозяйки не добровольно, а вынужденно: невозможность сочетать работу, заботу о семье и уход за детьми при сравнительно небольшом (по сравнению с более благополучным в этом плане севером страны) выборе детских учреждений диктует такой ход.
По мнению экспертов, новые изменения в бракоразводном законодательстве особенно актуальны для родившихся в 50-е или 60-е годы итальянцев, поскольку в те времена жизнь женщин практически полностью ограничивалась семейными обязанностями. И свидетельствуют они, в первую очередь, о смене всего итальянского уклада жизни. Мы - и итальянская бракоразводная бюрократия - находимся на стыке двух эпох: прошлого, когда женщина занималась домом, в то время как мужчина зарабатывал деньги, и настоящего, когда женщина все чаще становится финансово независимой от мужчины. Может, появится надежда, что gender pay gap постепенно сойдет на нет даже здесь в Италии...
Ну, а брак по-итальянски, как его помним мы по одноименному фильму с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, больше никогда не будет прежним...