Сегодня я хочу поделиться опытом организации путешествий по Италии без машины и рассказать о том, как, куда и когда ехать, где искать билеты и как планировать маршруты.
В Италии прекрасно развита железная дорога! Поезда можно поделить на 2 главных вида - Freccia (скоростные) и все остальные. Скоростная линия связывает север с югом: вы легко доедете не только от Рима до Милана, но и от Турина до Салерно. Региональные поезда связывают как крупные города, так и города более мелкие. Для поиска билетов нужно использоватьtrenitalia.com (не забудьте нажать на британский флаг в верхнем правом углу для переключения на английский язык!).
Какие бывают поезда
На картинке видна разница между поездами: Frecciabianca\Frecciarossa - это скоростные поезда (типа Сапсана; Frecciabiancaболее медленная, Frecciarossa более быстрая), Regionale Veloce - это региональный поезд, что-то вроде быстрой электрички. Чем быстрее идет поезд, тем он дороже - все как всегда. Есть еще обычный поезд, Regionale, ближайший аналог которого - наша электричка. Средней быстроты поезда могут также называться InterCity.
В чем еще разница, кроме цены и времени в пути?
В быстрых поездах вы бронируете конкретное место, в региональных продаются билеты без мест, но с разделением на классы, первый и второй. По факту они в 99% случаев не отличаются ничем. Иногда бывает так, что региональный поезд идет набитый битком (например, все поехали в первые теплые выходные из Болоньи в Римини на море), тогда вам может места не достаться, придется ехать стоя. Как правило, такое бывает вечером в пятницу, вечером в воскресенье, во время карнавала и под Рождество. Я за сотни поездок на итальянских поездах попадала в такие ситуации раз 7 максимум.
В скоростных поездах (сейчам мы рассматриваем самый быстрый, Frecciarossa) есть возможность выбрать тариф (вас интересуют только Base или Economy, остальные - для держателей карт итальянских железных дорог), а также класс обслуживания - стандартный, премиум, бизнес подороже, бизнес в зоне тишины, просто бизнес и экзекьютив. Разницы между ними в путешествии длительностью 2-3 часа вы, скорее всего, не почувствуете. Я беру обычно стандарт: в нем есть розетки (в Сапсане в экономе их почему-то нет!), есть вай-фай (платный), разносят еду и напитки.
Чем раньше вы покупаете билет, тем лучше - если речь идет про скоростные поезда. Покупка производится на сайте, процедура стандартная. На региональные поезда купить билет раньше, чем за 7 дней до отправления, нельзя: расписание вам сайт покажет, а стоимость - нет. Ее можно посмотреть, выбрав ближайшие даты. Смысла покупать билеты на региональные поезда (они без мест, помните?) на сайте нет, проще это сделать на вокзале в автомате, где есть меню на английском языке, в день поездки или накануне.
Возможность вернуть билет на скоростной поезд зависит от тарифа. Я с этим никогда не сталкивалась, может быть, кто-то в комментариях расскажет о своем опыте?
Куда можно доехать
У приведенной выше карты есть удобный интерактивный вариант - нажимайте сюда, выбирайте, какие вас поезда интересуют, региональные или быстрые, и получайте полное представление о том, куда откуда можно доехать!
Frecciarossa связывает итальянский север с югом - от Турина до Салерно поезд идет через Милан, Болонью, Флоренцию, Рим, Неаполь. Соответственно, вы без проблем за день можете съездить из Милана в Турин и обратно, из Болоньи в Милан, из Флоренции в Рим, из Рима в Неаполь и так далее. Все эти путешествия - это примерно час-полтора часа пути в одну сторону.
Естественно, вы можете построить свою поездку по-другому: прилететь в Рим, осмотреть его, через несколько дней поехать на поезде во Флоренцию, провести там несколько дней, оттуда в Болонью\Милан\Турин, куда захотите. Венецию с этими городами связывает Frecciaargento, чуть более медленный поезд. Рим-Венеция - это почти 4 часа в пути, одним днем ехать смысла нет.
Можно построить маршрут по-другому: выбрать один город для проживания и совершать радиальные поездки. Один из самых удобных вариантов - Болонья. Мы с мужем, когда там жили, на поездах объездили весь север. Из Болоньи на день на поезде можно съездить (кроме Милана, Флоренции и Венеции) в Равенну, в Феррару, Модену, Мантую, Верону, Падую, Римини, Парму, Виченцу, Пьяченцу, Реджио-Эмилию. Каждый город (я про все писала, смотрите по соответствующим тегам) стоит визита, в каждом - шедевральная архитектура, в каждом потрясающая кухня и вино.
Удобный вариант для радиальных поездок - Милан. На день можно выбраться в Турин, в Комо, в Брешию, в Бергамо, в Верону, в Болонью, в Венецию, во Флоренцию.
Отличный вариант - Верона. Рукой подать до Венеции (куда надо ехать, впрочем, как минимум на пару дней!), также Тренто, Падуя, Мантуя, Брешия, Милан, Виченца.
Будучи в Венеции, можно доехать как минимум до Вероны, Виченцы и Триеста, как максимум - захватить Болонью, Падую. Но Венеция вариант не самый удобный, она немного в стороне находится.
Если вы приехали в Рим, то для того, чтобы посмотреть Флоренцию и Неаполь вам машина не нужна! Поезд вас туда доставит быстро и без проблем.
Чем ближе к югу, тем хуже в Италии развито железнодорожное сообщение. Но все же остановившись в Бари вы сможете на поезде посетить Лечче, Монополи, Полиньяно-а-Маре, Остуни.
Куда доехать нельзя
Не очень хорошо дело с железными дорогами обстоит в Пьемонте и на юге Италии - в Калабрии, на Сицилии, на Сардинии. В Тоскане тоже лучше брать машину или рассчитывать на автобус: поезда там есть, но медленные и ходят не по самым прямым маршрутам, что делает неудобным короткие дневные поездки. Единого сайта для поиска автобусов в Италии нет, я обычно нахожу информацию по запросу how to get from ... to ... by bus.
Как попасть в соседние страны
Из Италии можно на поезде попасть в Германию, Австрию, Францию, Швейцарию. Прочитать об этом можно тут. Как правило, поезда ходят из Милана, Вероны, Болоньи. Я такое путешествие совершала однажды - ехала из Мерано в Инсбрук c пересадкой в Бреннеро. Между крупными городами удобнее, впрочем, перемещаться самолетом.
Удобнее всего интернациональные билеты искать не на сайте trenitalia.com, а на сайте немецких железных дорог bahn.de (даже если вы не едете в Германию!), raileurope.com или на raileurope-world.com.
А также
Забастовки. К сожалению, случаются. Что делать, написано вот здесь. Мой вольный перевод: ничего не делать, пойти пить кофе и наслаждаться жизнью. Побастуют и перестанут. Как правило, о забастовках предупреждают заранее, но бывает и такое, что для туриста это становится сюрпризом.
Специальные предложения. Регулярно бывают на сайте trenitalia! Чем раньше вы покупаете билет на скоростной поезд, тем больше шансов попасть на специальное предложение: например, более низкая цена, если вы едете туда и обратно одним днем, спецпредложение на выходные или для семей. Прочитать подробно можно тут.
Багаж. С большими чемоданами путешествовать неудобно: если у вас огромный 100-литровый чемодан, вам будет непросто найти для него место, особенное если вы едете в региональном поезде - там вообще часто нет площадки или отделения для багажа. Небольшие чемоданы и сумки можно разместить удобно и в региональных, и в скоростных поездах.
Альтернатива trenitalia.com. У государственных железных дорог есть частная альтернатива - italotreno.it. Это скоростные поезда, которые часто отправляются не с центральных станций (будьте внимательны!) и дублируют маршруты Freccia. Иногда у них бывают более выгодные цены, иногда - билеты на те направления, которые на сайте государственной железной дороги уже проданы.
Конвалидация билетов. Если у вас билет на региональный поезд и/или билет без места, вам необходимо его конвалидировать в желтом автомате на станции. Если вы этого не сделаете, вы будете считаться безбилетником. Контролеры в поездах есть, не во всех, конечно, но во многих.
Камеры хранения. На крупных вокзалах (Болонья, Милан, Верона) камера хранения есть, на мелких станциях (Тренто, например) их может не быть. Лучше всего, если вы планируете камерой хранения пользоваться, заранее погуглить.
Безопасность. Путешествовать по Италии на поездах в целом безопасно. Главное, не давайте никому вам помогать во время покупки билетов в автоматах (очень много цыган норовят помочь, а потом попросить за это денег), внимательно следите в это время за багажом и карманами. Ночью на региональных поездах ездить не надо, но я думаю, вы и не поедете.
http://darsik-dasha.livejournal.com/248352...