Задумываясь о путешествии по Европе, немногие рассматривают в качестве средства передвижения автомобиль: считается, что это слишком долго, сложно и дорого. Мы просчитали, какие основания имеет подобный стереотип.
Оговоримся сразу. Вариант недельного отпуска — например, в Италию — рассматривать не будем. Там только дорога съест все свободные дни. Расстояние, которое самолет преодолевает за три часа, автомобиль проходит за три дня. Две недели — минимум, на который стоит рассчитывать. В этом случае поездка будет не гонкой, а приключением — приключением приятным, если, конечно, к нему правильно подготовиться.
Готовим документы
Логистика автомобильного путешествия сложнее, чем оформление all inclusive у туроператора. Обо всем приходится заботиться самому, и проработать все детали лучше заблаговременно. Свобода передвижения не освобождает от формальностей. Поэтому сначала готовим документы — личные и на автомобиль. Для поездки в Европу понадобится шенгенская виза, которую нужно оформлять в консульстве страны, являющейся основным пунктом назначения, или той, в которой планируете провести больше всего времени.
Вместо брони авиабилетов предоставляем в комплекте документов маршрут следования (в интернете полно сайтов, на которых его можно спланировать), а также оригинал и копии документов на машину, водительского удостоверения и международной страховки гражданской ответственности, так называемой зеленой карты.
Если автомобиль не принадлежит вам лично, то потребуется нотариальная доверенность от собственника или доверенность на бланке компании с печатью от юрлица. Не забывайте, в доверенности должна быть прописана фраза "с правом выезда за границу". Но даже если все путешественники уже располагают визами, доверенность с подобной записью лучше все равно оформить: на автомобильных пунктах пропуска через границу ее спрашивают далеко не всегда, однако на туристических форумах описано немало случаев, когда ее отсутствие становилось реальной головной болью.
Для автомобилей старше трех лет лучше оформить диагностическую карту, иногда ее требуют предъявить уже европейские пограничники как гарантию того, что транспортное средство находится в надлежащем техническом состоянии.
Готовим автомобиль
Важно помнить, что в каждом государстве в пределах шенгенского сообщества действуют свои правила, и следует внимательно их изучить, даже если вы следуете транзитом. В большинстве стран Европы, например, под запретом шипованные зимние шины, и перспектива прямо на таможенном пункте выдирать плоскогубцами шипы (все до единого!) способна омрачить прелести автотура.
В некоторых странах жестко штрафуют за наличие (именно наличие, а не только использование) радар-детекторов и даже видеорегистраторов. И даже навигация, подсказывающая, где установлены следящие за скоростью камеры, может оказаться вне закона.
Требование иметь на борту светоотражающую жилетку актуально для всех стран, входящих в шенгенскую зону, а при езде, например, по Франции в автомобиле обязательно должен присутствовать одноразовый алкотестер.
Пограничники могут придраться к неработающей светотехнике, трещинам на лобовом стекле и тонировке передних боковых. Не стоит забывать: если до ТО остается тысяч шесть километров, лучше пройти его заблаговременно.
Пограничные хлопоты
Процесс пересечения границы на автомобиле отличается от тех формальностей, к которым мы привыкли в аэропортах. Во-первых, он занимает гораздо больше времени — при самом удачном стечении обстоятельств понадобится час. Во-вторых, на наземных пунктах таможенные правила строже, чем в воздушных гаванях. Тут даже следующих зеленым коридором просят показать салон и багажник.
Особое внимание на границе уделяют количеству табачной и алкогольной продукции, запчастям и топливу, экспортом и импортом которых обычно занято немало жителей приграничной зоны. Не удивляйтесь, если встретите на заправочной станции в белорусском Бресте двадцатилетний Volkswagen Passat с польскими номерами, хозяин которого заливает в бак 180 литров 95-го (для этого умельцы специально баки переделывают под днищем). В канистре же через границу можно провезти максимум 10 литров. При путешествии протяженностью более 6 тыс. км мелочная экономия обернется разве что стойким и не самым приятным запахом в салоне.
Цена свободы передвижения
Перелет в Милан прямым рейсом "Аэрофлота" семьей из трех человек обойдется минимум в 59 тыс. руб. и займет три с половиной часа. Романтики железной дороги смогут добраться туда же с женой и ребенком в комфортабельном купе поезда Москва--Ницца за 41 час и 45 тыс. руб. в одну сторону. Тем же, кому дорога свобода передвижения, потратят около 33 часов чистого времени езды. С ночевками уйдет где-то два с половиной или три дня, если на границе будет очередь. Зато потом на немецких автобанах можно совершенно легально проверить заявленную производителем максимальную скорость авто, можно двигаться медленно, любуясь живописной природой, а можно остановиться и погулять по ночной Праге. Автотур тем и интересен, что позволяет не привязываться к конкретной точке, а каждый день открывать для себя новые места и страны. И делать это именно тогда, когда хочется, а не когда вынуждает расписание самолета, поезда или автобуса.
Чем больше людей в машине, тем выгоднее поездка. Естественно, автомобили конкурируют и между собой, при большом километраже разница в экономичности становится наглядной в денежном выражении. С учетом европейских цен на топливо дизель имеет однозначное преимущество. Все остальные расходы — питание, проживание, экскурсии — сопоставимы с любым другим путешествием.
Трудности перехода
Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ
Москву и Милан разделяют примерно 3 тыс. км. От столицы России до границы с Польшей в Бресте — 1050 км. C точки зрения денег это будут самые выгодные километры. При среднем расходе 9 л на 100 км на такое расстояние понадобятся две заправки. Лучше постараться на одном баке дотянуть до Белоруссии (бензин там дешевле на пару рублей с литра, цены на всех заправках страны одинаковые), а на втором — до Бреста, где можно залиться под горловину буквально в 100 м от погранперехода. Дорога до границы с Польшей занимает около 12 часов с остановкой на обед, причем если на пропускном пункте "Варшавский мост" скопилась большая очередь, то можно уехать южнее и пройти контроль на погранпереходе "Домачево".
В любом случае в Белоруссии, возможно, не стоит оставаться на ночь, а останавливаться ночевать уже на польской стороне: вдоль трассы достаточно мотелей, по цене и уровню сервиса выгодно отличающихся от брестских гостиниц.
Бронировать ли заблаговременно отели, мотели или апартаменты по маршруту — каждый решает сам. Но, на мой взгляд, любая конкретная географическая или временная привязка в автопутешествии — скорее минус. С помощью онлайн-сервисов удобное и недорогое место для ночлега находится легко и быстро.
Плата за проезд
Постараемся быстрее добраться до Милана, а красоты других стран оставим на обратный путь. Поэтому поедем через Польшу, Германию и Австрию. Самый нудный участок всего путешествия — это 180 км от приграничного Тересполя до Варшавы по однополосному шоссе. Грузовики, населенные пункты, а иногда и пробки очень сильно сбивают темп. Поляки продолжают вести строительство скоростных трасс, и сейчас уже открыта платная магистраль от столицы до границы с Германией — путь, который когда-то занимал часов 13, теперь требует вдвое меньше времени. При вводе в эксплуатацию финального участка, соединяющего Брест с Варшавой, дорога сократится где-то еще на час-полтора, но произойдет это не ранее 2020 года. Стоимость проезда по платной магистрали, а это около 450 км, вполне приемлемая: за легковой автомобиль она составит 85 злотых, или примерно 1300 руб. В Польше придется заправиться: при цене 1 с небольшим евро за литр 95-го это одна из самых выгодных заправок в шенгенской зоне.
Немецкие автобаны знамениты участками без ограничения максимальной скорости. Они по праву считаются одними из лучших в Европе, при этом они бесплатны для легкового транспорта. Однако литр бензина в Германии обойдется в €1,4, а ночевка в мотеле — от €50 (против €30 в Польше). Если из Варшавы выехать утром, то уже к вечеру можно оказаться в районе Мюнхена, а то и добраться до австрийского Инсбрука. Главное, не забыть оплатить проезд по магистралям Австрии — наклейка-виньетка на десять дней обойдется в €9, купить ее можно на любой приграничной заправке. Штраф же за ее отсутствие составляет €120. И при этом виньетку все равно придется приобрести. Похожая система оплаты проезда по магистралям принята и в некоторых других странах Европы. В Швейцарии такая наклейка, действующая в течение 14 месяцев, обойдется в 40 франков (2400 руб.), а в Чехии — 310 крон (800 руб.) за десятидневный талон.
В Италии такого риска нет: оплата происходит у кассира в окошке или у терминала на выезде с автострады, а пролететь мимо не даст шлагбаум. Платная магистраль до Милана стоит €27, до Рима — еще €42, а из Вечного города в Венецию — €32. Главное, не попадать в полосу, отмеченную знаком Telepass. Она предусмотрена для автомобилей, оснащенных транспондерами. Топливо на Апеннинах одно из самых дорогих в Европе: литр Аи-95 обойдется почти в €1,6. Сэкономить можно, подгадав заправку в Австрии: там средняя цена литра бензина составляет €1,1. Кроме того, в городах Италии сложная ситуация с парковками, поэтому следует позаботиться, чтобы у забронированной гостиницы была собственная парковка или чтобы она предоставляла услугу валет-паркинга. Ночевка машины обойдется в среднем €20 за сутки. Если вдруг повезло и вы видите на улице свободное местечко, не стоит радоваться раньше времени. Отмеченные желтыми линиями места предназначены для резидентов, а синими — подлежат оплате и, как правило, предполагают ограниченное время стоянки.
В автомобильном путешествии открыты дороги в любую сторону света: сегодня едем на запад, а завтра — на юг. Можно отправиться на Лазурный берег, а затем махнуть в Вечный город. Можно устроить шопинг и посетить Венецию. А можно отправиться на озеро Гарда и насладиться этим островком спокойствия. Кто-то точно рванет в горы — главное, не забыть взять цепи, если машина на летней резине. Можно выстроить маршрут так, чтобы пейзаж за окном ни разу не повторялся.
В таблице мы подсчитали, во сколько в среднем обойдутся две недели на колесах. Если выгода поездки на своем авто покажется неочевидной, то просто вспомните: в Европе недельная аренда автомобиля малого класса стоит около €200. И его тоже нужно будет заправлять и парковать.
Стоимость поездки: в сухом остатке*
|
*Маршрут: Москва--Варшава--Берлин--Инсбрук--Милан--Рим--Венеция--Прага--Москва. 7000 км/14 дней/2 взрослых и ребенок.
https://www.kommersant.ru/doc/3307049