Всемирную универсальную выставку, или просто Expo, по масштабу подготовки ставят в один ряд с Олимпийскими играми и чемпионатами мира по футболу. Правда, в отличие от спортивных соревнований, Россия ни разу выставок не принимала. Москва могла стать хозяйкой Expo 1967, но тогда СССР свою заявку отозвал. Не сложилось и позднее. В борьбе за право принять выставку в 2010 году Москва проиграла Шанхаю, а Екатеринбург уступил Дубаю Expo 2020.
Зато на сами выставки свои богатства Россия вывозила регулярно. Уже на самой первой, в 1851 году, Лондон был поражен качеством русского листового железа и меди. А на парижской выставке 1878 года настоящей сенсацией стали свечи Яблочкова. Их окрестили «русским светом», и уже год спустя лампы осветили парижский универмаг «Лувр», крытый ипподром, Вест-Индские доки Лондона, Михайловский манеж и Мариинский театр в Петербурге.
В XX веке российские павильоны не переставали удивлять. На парижскую выставку 1937 года советская делегация привезла 24-метровую статую Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Фигуры представителей пролетариата летели навстречу орлу со свастикой, установленному на карнизе стоявшего напротив павильона фашистской Германии. А спустя два года воображение посетителей советского павильона поражали картой страны, выложенной из настоящих самоцветов, и станцией метро «Маяковская» в натуральную величину.
Expo 2015 в Милане решили посвятить продовольственной теме. Организаторы российского павильона уже обещают и калину в меду, и строганину. Правда, гастрономические сюрпризы будут не единственными.
Здание российского павильона
Сюрприз номер один — здание российского павильона стоимостью в 2 млрд руб. Проект в форме гигантского параллелепипеда из стекла и дерева разработало бюро Speech архитектора Сергея Чобана, а утвердило Министерство промышленности и торговли. Изюминка «русского дома» — 30-метровый навес над входом наподобие гигантской волны. Облицованный полированной нержавеющей сталью, он превратился в одно большое зеркало, в отражении которого посетители смогут фотографироваться. Кстати, крыша получилась еще и функциональной — на ней разместятся кафе и зона отдыха. Те, кто до Милана не доберется, смогут увидеть павильон в Москве. В столицу его перевезут уже после выставки, правда, где установят, пока неясно. Российский павильон Expo 2015 внешне похож на своего монреальского предшественника 1967 года. Кстати, тогда павильон СССР стал самым популярным — его посетило более 12 млн человек.
|
Выставка советского реализма
Крестьянки с граблями посреди поля и лесорубы в окружении сваленных берез. Именно полотна художников-соцреалистов должны были отражать жизнь в свете советских идеалов. На Expo 2015 «позитивное искусство» покажут в рамках выставки советского реализма Looking at the USSR (с 3 мая по 4 октября). За прошедшие два десятилетия в Италии прошло несколько экспозиций, посвященных периоду так называемого советского искусства. Они показывали контраст между официальным и неофициальным искусством в советскую эпоху. Посетители выставки Looking at the USSR смогут увидеть живописные работы Петра Кончаловского, Виктора Попкова, Елены Яблонской и других живописцев. |
Лучшие выставочные
|
1900 год Всемирная выставка 1900 года в Париже стала своего рода проводами XIX века. Здесь представили озвученные фильмы и открыли первую линию парижского метро. Главенствующим был стиль ар-нуво. Но Россия из общего стиля выбилась, выстроив павильон в средневековом русском стиле. Четыре отдельно стоящие постройки соединили между собой переходами-галереями и украсили башнями. Павильон оказался настолько похож на московский Кремль, что французы шутили, что он еще никогда не был настолько близко к Эйфелевой башне. |
1925 год Спустя 25 лет Россия выстроила павильон в Париже уже в совершенно ином стиле. Нужно было что-то, что представило бы СССР перед зарубежной публикой в другом свете. Этим «чем-то» стал проект архитектора-модерниста Константина Мельникова. В Париже он выстроил двухэтажное здание причудливой формы из стекла и дерева. Постройку венчала вышка с серпом, молотом и буквами СССР на самом верху. За месяц до открытия выставки в Париж прибыл Александр Родченко, который выкрасил павильон в красный, серый и белый цвета, выполнил интерьер «рабочего клуба» и оформил советскую экспозицию. Для Родченко это была единственная заграничная поездка за всю жизнь, из которой он привез своей жене шесть пар чулок. |
1937 год И снова Париж, и снова советский павильон. На этот раз его было видно издали. Один из крупнейших на выставке, он был украшен 24-метровой скульптурой «Рабочий и колхозница». Автор композиции Вера Мухина вспоминала, что немецкая делегация выжидала, чтобы узнать высоту советского павильона. Узнав, они выстроили свой на 10 м выше, водрузив наверх скульптуру орла.
|
1967 год Изначально Expo 1967 должно было пройти в Москве. Но в итоге советские власти от этой идеи отказались. Но не отказались поехать в заокеанский Монреаль. Там советский павильон из стекла и бетона, оборудованный эскалаторами, стал самым посещаемым на выставке. После Expo павильон разобрали, вот только до столичного ВДНХ он добирался десять лет. |
1970 год Советский павильон на выставке в Осаке можно назвать самым патриотичным. Тем более, возводился он в год столетия Ленина. Своей формой, поверхностью фасада и алым цветом конструкция напоминала гигантский развернутый флаг. Хотя тогдашний главный архитектор Expo Кензо Танге идеи не понял и принял павильон СССР за большой красный цветок.
|
http://style.rbc.ru/news/luxury/2015/05/03...
.be