Именитый художник и театральный режиссёр Уильям Кентридж запечатлел тысячелетия римской истории в 80 фигурах, которые покрывают теперь пятьсот метров набережной Тибра от моста Сикста до моста Мадзини. Экспозиция "Триумфы и Плачи" (Triumphs and Laments) появилась на травертиновой стене после того, как были отмыты от черного налета некоторые её участки. Уникальному "смог-арту" - так называют журналисты творение южноафриканского художника, - уготовлена непродолжительная жизнь: лет через пять осевшие на мраморе частицы выхлопных газов снова покроют всё равномерным слоем черного.
Уильям Кентридж - художник с мировой славой, родившийся в 1955 г. в Йоханнесбурге, - специализируется, в основном, на политической тематике. Вот и его римская экспозиция под открытым небом написана в том же ключе - в аллегорических фигурах зашифрованы самые великие и ужасные события истории города, от триумфа Юлия Цезаря до убийства Пазолини.
Это общий вид набережной:
Лучше всего на экспозицию смотреть с противоположного, левого, берега - высота фигур достигает десяти метров, поэтому вблизи порой трудно разобрать, что нарисовано.
Идея "Триумфов и Плачей" пришла к художнику довольно давно, однако на то, чтобы согласовать проект с римской администрацией, ему понадобилось более двух лет. На реализацию замысла ушла пара месяцев - официальное "открытие" экспозиции приурочили к очередной годовщине основания Рима, которое традиционно отмечается 21 апреля.
Интересно, что данная культурная инициатива совсем не обрадовала жителей центральных кварталов - набережные Тибра нуждаются не в современном искусстве, а в основательной чистке, сказали они. Конечно, в чем-то они безусловно правы - гигиеническое состояние отдельных участков тибрской набережной просто удручающее. Мусор, граффити, собачьи экскременты, а под мостом Мадзини - правда, на противоположной стороне от "Триумфов" - живет целая колония римских клошар.
Но вернемся все же к искусству, которое, по идее, должно спасти Рим. Очень интересно ходить и угадывать знакомые сюжеты. Не все, впрочем, поддаются быстрой интерпретации.
В центре - изображение знаменитой скульптуры работы Бернини "Аполлон и Дафна". Справа - Ромул убивает Рема. Интересно, что одни фигуры выполнены в "негативе", а другие в "позитиве":
Архангел Михаил:
Бенито Муссолини - в центре - и, отдельно от него, обрубок руки, поднятой в римском салюте. Фигуру Дуче окаймляют два бездыханных тела - как я предполагаю, Рема (слева) и Пьера Паоло Пазолини(справа), убитого в Остии 2 ноября 1975 г.:
Еще одна хорошо узнаваемая смерть - героини Анны Маньяни в фильме Росселини "Рим открытый город":
Джордано Бруно:
Распятие Святого Петра с картины Мазаччо:
Берсальер, бегущий у ворот Порта Пиа:
Мастроянни и Экберг под душем "Сладкой жизни":
На тему миграции, кажется. Очень актуально и сегодня, когда к берегам Италии каждый день приплывают на утлых лодчонках сотни иммигрантов:
Вот такой смог-арт.