Долина Кадоре, Италия. Кризис в традиционном для региона бизнесе – производстве очков – заставил местных жителей задуматься об иных направлениях. Они выбрали экотуризм и развивают его по модели социального франчайзинга.
Знакомьтесь: Клаудио Аньоли, президент местного кооператива, в котором – 160 человек. Его специализация – экотуризм. Кооператив занимается приемом туристов от “А до Я”, начиная с аренды жилья, спортивного снаряжения и заканчивая индивидуальными программами, экскурсиями.
Клаудио вспоминает, как начинал бизнес: “Нам нужно было обеспечить людей работой. Для этого была разработана настоящая, всеобъемлющая, стратегия развития. Мы решили стартовать с трамплина социального туризма – с тем, чтоб вывести нашу долину на международный рынок”.
Кооператив функционирует в формате социального франчайзинга с 2011-ого. Сегодня его оборот исчисляется двумя миллионами евро в год, а каталоги с описанием программ отдыха распространяются через крупнейшие туроператорские сети Европы. По словам Клаудио, задача – “создать новый, устойчиво востребованный туристический продукт. Наша цель – не просто дать работу местным жителям. Нет, мы хотим,чтобы наше начинание было конкурентоспособным и одновременно решало социальные задачи”.
Бизнес в социально значимых отраслях обеспечивает сегодня до 10% общеевропейского ВВП и дает 6% рабочих мест в Европе. Спросна социальную экономику растет. Итак, что такое социальный франчайзинг?
Социальный франчайзинг действует так же, как франчайзинг классический, то есть по системе, когда один участник рынка позволяет другому вести бизнес от его имени и часто под его имененем. Отличие социального франчайзинга – лишь в выборе направленности бизнеса. Для жителей Кадоре франчайзером выступила неправительственная организация “Ле Мат”. Она работает сфере туризма и имеет разветвленную сеть консультантов. “Ле Мат” сопровождает начинающие кооперативы на всех этапах. Ее президент Ренаме Джордж поясняет: “Кому-то нужен архитектор, кому-то -специалист по связям с общественностью, а кому-то сайт нужно сделать или персонал подобрать…Мы во всем помогаем”.
Одна из задач социального франчайзинга – обеспечить работой людей, находящихся в уязвимой ситуации. Тех, кто не нашел своего места в обществе. В туристическом кооперативе таких – треть. Ренаме комментирует: “Мы убедились, что люди, выброшенные на обочину по каким-то причинам, а также инвалиды, могут очень хорошо и продуктивно работать. И вообще, не все измеряется деньгами. Мы ставим целью обогатить общество самыми разнообразными талантами”.