Facebook и Twitter значительно снижают степень удовлетворенности собой и собственной жизнью, утверждают статистики. За последние годы это не первое исследование, в котором говорится о негативном эффекте соцсетей в обществе.
Социальные сети оказывают мощный негативный эффект на субъективное благополучие человека — его состояние удовлетворенности собой и собственной жизнью. К такому выводу пришли Фабио Сабатини (Fabio Sabatini) из Римского университета Ла Сапиенца и Франческо Сарачино (Francesco Sarracino) из Национального института статистики Люксембурга.
Авторы доклада проанализировали результаты опроса 24 тыс. семей в Италии, проведенного в 2010-2011 г.г. В ходе опроса респондентам предлагалось по 10-бальной школе оценить уровень удовлетворения своей жизнью, рассказать о том, как часто они пользуются социальными сетями и как часто встречаются с друзьями в живую.
Как выяснилось, чем чаще человек пользуется социальной сетью, такой как Facebook и Twitter, тем меньше степень его удовлетворенности. Причина проста: люди, уделяющие слишком много времени Сети, лишают себя всех радостей живого общения — которое является залогом позитивного эмоционального состояния.
Но есть еще один фактор, на который люди не обращают внимания: общение в социальных сетях носит принципиально иную эмоциональную окраску. Дело в том, что люди в них вынуждены отстаивать свою точку зрения перед гораздо более широкой аудиторией, включая людей, с которыми они в живую не знакомы (и с которыми вряд ли когда-либо подружились в реальной жизни вследствие слишком разных характеров и убеждений), поясняют аналитики.
Иными словами, в реальной жизни люди формируют свой круг общения исходя из взаимной симпатии и общности убеждений. В социальной сети такой круг сформировать невозможно. Поэтому в реальной жизни общение с друзьями вызывает положительные эмоции и повышает удовлетворение собой и жизнью, а в интернете этого не происходит.
Осознают ли создатели соцсетей, что чувствуют их пользователи, неизвестно
По мнению авторов доклада, ситуацию можно было бы изменить, если бы владельцы социальных сетей внедряли механизмы сортировки, автоматически исключающие из круга общения пользователя контакты, в беседе с которыми может возникнуть агрессия. Однако такие механизмы не выгодны создателям — потому что длинные ожесточенные дискуссии повышают трафик и, соответственно, доход.
В докладе упоминаются множество аналогичных исследований за последние годы, авторы которых относительно социальных сетей пришли к аналогичным заключениям.
Одно из таких исследований было проведено аналитиками Берлинского университета имени Гумбольдта и Дармштадтского технического университета в Германии и посвящено крупнейшей в мире социальной сети Facebook. Согласно результатам исследования, опубликованным в январе 2013 г., детище Марка Цукерберга (Mark Zuckerberg) заставляет людей чувствовать себя несчастными из-за ощущения того, что их друзья в соцсети живут более полной жизнью.
Помимо того, что соцсети оказывают негативное влияние на эмоциональное состояние, некоторые исследователи утверждают, что они также вызывают зависимость сродни наркотической. В 2012 г. эксперты из Гарвардского университета выяснили, почему некоторые люди маниакально стремятся опубликовать новые посты в Facebook, Instagram, Foursquare и других сетях. Как оказалось, это действие активизирует в их мозгу процессы аналогичные тем, которые возникают во время приема пищи и секса.