Сегодня ездили из Бари на полуостров Гаргано, в Monte Sant Angelo. Это место, где в незапамятные времена явился архангела Михаил, в честь этого построена церковь и замок для защиты, вырос городок, который живет и процветает до сих пор. В планах еще было Вьесте, но не успели - потому что там, где я читал ничего не было о самом городке с многочисленными церквями и узкими улицами, переходящими в лестницы, которые требуют времени и прогулки. И на это мы не рассчитывали.
Ехали поездом до Фоджи (Foggia), а оттуда - автобусом. Поезд до Фоджи идет от часа до полутора, потому что это могут быть скоростные поезда или электрички. Электричка стоит около 10 евро, совсем быстрый - 19, и есть еще вариант за 14. Поезда - с местами, так что решение надо принимать, покупая билет. Мы ехали поездами - быстрее.
Парадокс. Современные электрички здесь удобнее обычных поездов - большие площадки, двери в низкой части вровень с платформой. Довольно много свободных мест и обычно можно выбрать в вагоне. А поезда - классической компоновкой, поднимаешься на высокую площадку. И места выдаются сразу, поэтому выбора нет. Вернее, при покупке можно выбрать, но схема вагона не соответствует фактической, направление движения непонятно, а нумерация - нелоогична. У нас сейчас был четный ряд с номерами 26, 24, 28, 22 - именно в таком порядке, а за нами - нечетный 25, 27, 23, 21. Зато когда поезд идет 160 - это совсем не чувствуется, только когда проскакивает стрелки на небольших станциях.
По пути от Бари - частые современные городки у моря. Местами - промышленность - деревопереработка и другая. Ближе к Фодже за окном начинаются поля, оливки и виноград.
Фоджа. Автобус на Sant Angelo - надо спрашивать на станции Foggia в Tabaceria, и там же покупать билет. Там ездит несколько компаний, и нужен человек, разбирающийся в расписании. Автобусов - относительно много. И у нее уточнить, где остановка нужной компании. Ближайший оказался автобус SITA, с пересадкой в Manfredonia, общее время дороги 1:40, из них 50 минут до Манфредонии, стоит 4.50. Вообще большинство автобусов на Sant Angelo - с пересадкой. Поэтому садишься на автобус, который до Вьесте через Манфредонию (есть еще прямые до Вьесте, туда не надо), в Манфредонии выходишь на главной площади (лучше уточнить у водителя), туда же приезжает автобус из Sant Angelo и уезжает обратно. Частично нам это все объяснили, частично сами разобрались.
В ожидании автобуса.
За окном - поля, на которых изредка попадаются фремерские дома или какие-то развалины. А в далеке видны горы.
Манфредония. Центральная площадь - это такое место рядом с портом, где у одинокой оливы размечена остановка. Нет, еще есть площадь у собора в старом городе, она промелькнула через окно в конце узкой улочки - автобусы туда не заглядывают. И наверняка есть площадь, где сейчас происходит основная городская тусовка. Потому что в городе есть промышленность и порт - значит есть жизнь. Но мы были только на площади, которая на фото.
С площади виден кусочек порта, но снимки не слишком получаются.
Едем дальше.
Забавный огнедышащий пес
Местная промышленность.
С дороги.
Дорога на Sant Angelo идет по горам, реальный серпантин с выездом на встречку на разворотах. Собственно, тогда-то я понял, почему автобус идет так долго - расстояния по карте совсем небольшие. В абсолютном выражении гора - не слишком велика, но поднимаешься-то от уровня моря, и эти все метры - твои. Очень красиво.
Далеко внизу - Манфредония.
Наконец, поднялись до Monte Sant Angelo. Город - довольно большой и кроме старой части, в которой мы гуляли - довольно много современных домов, их видно, когда поднимаешься и на некоторые снимки они тоже попали. И если все люди в нем живут на паломниках - то паломников очень много. А за счет чего еще может работать экономика - не слишком понятно, город в горах. Разве что людям нравится здесь жить и они плюют на длинную дорогу до места работы - потому как виды действительно изумительные.
Вышли, пошли по городу. К сожалению, не посмотрели обратное расписание - оно не висит на остановке, надо зайти в агентство рядом. За это поплатились - опоздали на последний приличный автобус 18:40, есть совсем последний 21:00, но с него не успевали на последний поезд - и ехали на такси.
По дороге к San Michele нас сбил с пути указатель - он показывал на автомобильную дорогу, которая идет в объезд старого города, так что мы сделали небольшой крюк, зато полюбовались на храм снизу.
Наконец, дошли до входа.
Входишь, идет длинная лестница вниз.
Внизу - грот, где произошло событие, к нему пристроена церковь. Фотографировать в самой церкви нельзя, так что всего один снимок.
Рядом с церковью - выставка многочисленных рисунков, в благодарность за чудесные предотвращения несчастий - лошади, автомобили и прочее. Дальше - музей, копии древних икон, фигурки, драгоценности. Все довольно новое, коне девятнадцатого - двадцатый век. Поэтому не слишком интересно, в отличие от музеев при монастырях в Испании. В Толедо и Севилье я был в совершенно замечательных монастырских музеях с реально старыми подношениями, по ним видно историю отношения к вере церкви, изменение во временем. Это очень интересно - потому что церковь не рефлексирует о своих изменениях, а светским историкам это тоже не слишком интересно. Впрочем, это я отвлекся.
Потом мы пошли гулять по улицам.
Пара церквей рядом - San Giovanni in Tumba и Santa Maria Maggiore. Местами сохранились фрески. Как-то возникли грустные параллели с нашими старыми церквями... Правда, здесь - стоят, и они гораздо старше.
Предыдущие фотки были в левой церкви, а теперь - правая. Это входы с другого ракуса.
Снова улицы.
Вышли на дорогу на краю старого города, над обрывом.
Еще церковь - San Francesco d'Assisi.
Рядом - музей ремесел, народной жизни. Выставлены сельскохозяйственные орудия, всякие ткани.
Наверное, это каменные жернова...
Вид из окна. Может быть, из-за таких видов жители и держатся за свой город.
Диарама старого города светится, мигает, фигурки движутся
Внутренний дворик музея.
Музей с церковью составляют единое здание, возможно, раньше был монастырь.
На площадке перед церковью мальчишки играют в футбол. И это не единственное место, где мы видели.
Маленький островок зелени
Над обрывом. Вид на панораму вниз и на домики на склоне.
И еще островок зелени
Прототипы нынешних таунхаусов
Вышли к местному норманнскому замку. Построен в 9 веке для защиты святилища, позднее достраивался, но не позднее 15 века.
Взгляд через бойницу.
Вид сверху на долину, совершенно роскошный.
Вид с башни на внутренний двор замка
Старая пушка служит для художественных фоток
А эту даже стащили с постамента...
Зал с флагами
Из верхнего замка, помимо парадного входа, идет длинный путь вниз в толще стен, выходит рядом с парадным входом. Утилитарное назначение - его боковые проходы ведут к бойницам. Так что это - не таинственный тайный ход. Хотя, там было одно длинное ответвление, которым мы не пошли - может, оно-то и есть тайный ход, выводящий куда-то за стены. Вообще, далеко не все проходы в замке открыты.
Замок реально на крутом склоне, и за ним спускается. Это снимок с нижних башен замка вверх. А несколько выше было наоборот, та же стена сверху.
Эта лошадь была видна из замка - она есть на предыдущем снимке, только мелко.
После замка увидели продажу местных ликеров. Можно бесплатно попробовать, мы напробовались, купили дынный, апельсин с лаврушкой и еще какой-то. А еще были лимонный, арбузный и другие. Одни ликеры жидкие, а другие - реально густые, как крем. Но их фоток не будет.
Дошли до автобуса, узнали про облом с расписанием. Попросили вызвать такси. Он позвонил, говори - сейчас приедет, 70 евро до Фоджи. Приехал натуральный тайский тук-тук, только с другой раскраской.
Мы сели и поехали. Думаем - неужто до Фоджи :) Но оказалось - нет, выехали из старого города, мы сели в обычное такси, а тук-тук водитель загнал в гараж. Путь на машине до Фоджи занял чуть меньше часа.