Booking.com

Кризис итальянской оперы

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Penelopa.

Меры жесткой экономии, принятые правительством Италии, привели к тому, что множество знаменитых театров оказались в крайне тяжелом положении

Мануэла Меско (Manuela Mesco) Оперный театр "Ла Скала"  

Спустя 500 лет после того, как группа знатных жителей Флоренции заложила основы того, что впоследствии стало современной оперой, легендарные итальянские оперные театры оказались в тяжелом финансовом положении.

Большая часть бюджетов театров, как правило, поступала из правительственных фондов, однако в последние годы  их размеры постоянно сокращались, что заставляло театры самостоятельно искать средства, чтобы выжить. Последний удар был нанесен в прошлом году, когда итальянское правительство решило, что государственное финансирование будут получать только те театры, у которых к концу 2014 года будут бездефицитные бюджеты. В связи с этим некоторые театры рискуют оказаться закрытыми в том случае, если они не приведут свои финансы в порядок.

«Опера в Италии является отражением всех пороков и добродетелей этой страны, — говорит Карло Фуортес (Carlo Fuortes), директор Римского оперного театра. — Но в то же время она является отражением красоты Италии, а также одной из самых успешных форм искусства, которые у нас есть».

Хотя количество проданных билетов в оперные театры снижалось в течение нескольких последних лет, неспособность многих итальянских театров провести модернизацию и начать работать эффективно привела к тому, что они оказались в тяжелом финансовом положении. «Когда я пришел в этот театр, я обнаружил, что технически он был банкротом», — говорит Франческо Бьянчи (Francesco Bianchi), администратор Teatro del Maggio Musicale Fiorentino во Флоренции. Когда в феврале 2013 года он вступил в должность администратора, долг театра составлял 35 миллионов евро. 

Чтобы сбалансировать бюджет театра к концу года — и, таким образом, получить доступ к государственному финансированию — г-н Бьянчи уволил 55 сотрудников и сократил зарплаты. «Кроме того, в течение последних четырех месяцев 2013 года наши сотрудники вообще не получали зарплату», — добавил он. Но даже с учетом этих мер, в прошлом году затраты на заработную плату составили 17 миллионов евро, тогда как доходы от продажи билетов — всего 3 миллиона евро. 

По данным Министерства культуры, в прошлом году итальянское правительство выделило 183 миллиона евро на финансирование 14 оперных театров — в сравнении с 215 миллионами евро в 2007 году, что составило около 35% общих доходов этих театров. Дополнительные средства поступают от местных органов власти. Даже в финансово самодостаточных театрах, таких как Ла-Фениче в Венеции, средства, выделяемые государством, составляют половину их бюджетов.

Отчасти проблема балансирования бюджетов проистекает из неуступчивости профсоюзов, которые в течение многих лет отказываются вносить изменения в трудовые договоры. «В прошлом было так, что, чем больше спектаклей вы показывали, тем больше были затраты», — говорит г-н Бьянчи. Хотя в нормальных условиях увеличение числа спектаклей должно трансформироваться в увеличение прибыли, его театр во Флоренции не получал никакой прибыли от продажи билетов из-за высокой заработной платы: помимо базового оклада актеры театра получали дополнительные деньги за каждое выступление. Оказалось, что театру выгоднее отменять представления, чем вносить в афишу дополнительные спектакли. К примеру, в некоторых итальянских театрах певцы получали дополнительные деньги даже за то, что на сцене им приходилось выступать в шлемах.

Новый закон, заставляющий оперные театры стремиться к рентабельности за счет резкого сокращения расходов, спровоцировал ряд шагов и волну протестов со стороны профсоюзов. В январе в театре Сан-Карло в Неаполе, старейшем театре мира, премьера «Севильского цирюльника» была отменена в последнюю минуту в связи с протестами его сотрудников. 

По словам г-на Бьянчи, бедственное положение, в котором оказались итальянские оперные театры, не является следствием исключительно действий профсоюзов. «В течение многих лет финансовый учет в оперных театрах велся крайне неумело, — объяснил он. — Зачастую дефицит покрывался за счет новых займов». Но теперь, когда театры могут лишиться государственного финансирования, такие ошибки в управлении стали очень заметными.

«Продажи билетов падают везде [во всем мире], — говорит генеральный директор нью-йоркского Метрополитен-Опера Питер Гелб (Peter Gelb). — Но Италия уникальна в том смысле, что интерес к опере там в целом находится на очень низком уровне». По мнению г-на Гельба, это объясняет, почему за последние несколько десятилетий ряд правительств и частных спонсоров перестали поддерживать театры. Театр Метрополитен-Опера ведет переговоры с профсоюзами по вопросу о сокращении заработной платы, которое необходимо провести, чтобы компенсировать снижение уровня продаж билетов. 

За последнее десятилетие объемы государственного финансирования Королевского оперного театра в Лондоне снизились с 40% до 24%. Однако театру удалось компенсировать это сокращение финансирования за счет снижения расходов, привлечения средств со стороны и альтернативных источников доходов, таких как выдачи лицензий, продажа контента посредством кинотеатров и других цифровых платформ.

В большинстве итальянских оперных театров сокращение государственного финансирования не было возмещено за счет частных пожертвований и других форм доходов помимо продажи билетов. В большинстве театров торговля атрибутикой и продажа записей спектаклей практически отсутствуют, потому что они требуют инвестиций, которые театры не могут себе позволить. Только два итальянских театра, Ла Скала в Милане и Ла-Фениче в Венеции, могут рассчитывать на относительно небольшие финансовые вливания, поступающие от частных спонсоров. 

Метрополитен-Опера в Нью-Йорке практически полностью зависит от частных пожертвований. Низкий уровень частных пожертвований в Италии можно объяснить высокими налогами. Частные спонсоры в США имеют ряд налоговых льгот.

Тем не менее, итальянское правительство недавно объявило, что оно сократит размеры налогов для того чтобы у частных спонсоров появился стимул для финансовой помощи театрам.

Одним из оперных театров, который смог найти решение проблемы, стал венецианский Ла-Фениче. Этот театр сконцентрировался на постановках, которые являются классическими и пользуются популярностью у туристов. С 2010 года ему удалось почти удвоить число спектаклей, кроме того его руководство разрешило проводить экскурсии по театру для туристов, арендовать его площади и продавать сувениры.

Миланский Ла Скала получает больше средств от частных спонсоров, чем любой другой итальянский театр. Он также сосредоточил свое внимание на том, чтобы привлечь молодежь, сделав скидку на билеты и продвигая свои спектакли в социальных сетях, таких как Facebook и Twitter. Разнообразные маркетинговые ходы позволили этому миланскому театру удвоить число продаваемых билетов с 2004 по 2013 год.

«Опера не может сама себя обеспечивать, — говорит вице-президент Ла-Фениче Джоджио Брунетти (Giorgio Brunetti). — Чтобы выжить, нам нужно увеличивать нашу производительность».

Между тем, производительность, то есть число спектаклей, которые театр может показать за сезон, также является проблемой для итальянских оперных театров, которые вынуждены мириться с ограниченной площадью зрительных залов и отсутствием денег на ремонт и обновление сцен.

К примеру, Римский оперный театр может давать только одно представление за раз, потому что его относительно небольшая площадь не позволяет ему хранить множество декораций. В результате в прошлом сезоне на сцене этого театра был показан всего 101 спектакль — для сравнения, в Метрополитен-Опера их было 229.

«Итальянские театры не могут обойтись без государственного финансирования, — говорит г-н Бьянчи из Maggio Musicale Fiorentino. — Через два года мы снова окажемся в ситуации, в которой мы находимся сейчас [театры будут испытывать серьезные финансовые трудности]. Проблема заключается в том, что руководство тоже должно предпринимать определенные шаги и стать более эффективным, потому что театры не могут выживать исключительно за счет собственных доходов».

Оригинал публикации: Italy's Opera Crisis

 

Наверх страницы

Отели в Италии