Остров Сардиния, затерянный между Европой и Африкой, — это край лазурных пляжей, миллионеров, пастухов и долгожителей
Местные жители любят вспоминать эту легенду: после того как Господь создал мир, у него остался один камень, который он бросил в Средиземное море. Оглядев уже сделанное, взял по чуть-чуть от самых лучших своих творений и поместил на камень, ставший Сардинией. Многие говорят, что бог приберег лучшее напоследок и этот итальянский остров удивительной красоты — шедевр Создателя. Историю о том, как возникла их земля, сардинцы охотно пересказывают туристам — в них тут нет недостатка. Как нет его и в солнце, которого здесь больше, чем в любой другой части Италии.Местные жители любят вспоминать эту легенду: после того как Господь создал мир, у него остался один камень, который он бросил в Средиземное море. Оглядев уже сделанное, взял по чуть-чуть от самых лучших своих творений и поместил на камень, ставший Сардинией. Многие говорят, что бог приберег лучшее напоследок и этот итальянский остров удивительной красоты — шедевр Создателя. Историю о том, как возникла их земля, сардинцы охотно пересказывают туристам — в них тут нет недостатка. Как нет его и в солнце, которого здесь больше, чем в любой другой части Италии.
Самый далекий от континента из всех средиземноморских островов — час из Рима на самолете, а на пароме так и все семь! — он стал частью Италии только в 1861 году, когда Джузеппе Гарибальди объединил страну под знаменем Сардинского королевства. Генерал так любил Сардинию, что даже умер на ней. Этот огромный остров географически ближе к Африке, чем к Европе. До 1960-х он почти не знал, что такое туризм, да и сейчас немногие о нем что-то слышали, кроме названия.
Популярность Сардинии в двадцатом веке принесли два иностранца — британский писатель Дэвид Герберт Лоуренс и арабский принц Карим Ага-хан. Первый выпустил в 1921 году лирический путеводитель, открывший миру землю, «лежащую вне цивилизации». А второй — через четыре десятка лет — построил фешенебельный курорт Порто-Черво на Изумрудном побережье — центр притяжения кинозвезд и владельцев дорогих яхт. С тех пор Сардиния как бы состоит из двух частей: ослепительно-гламурного побережья и нетронутого древнего сердца острова с «островершинными темными горами», описанными еще Лоуренсом.
Но, несмотря на наличие гор, центром сардинской вселенной, безусловно, является море. Il mare — это не только про плавание. Это мечта, состояние и направление само по себе. Море на Сардинии лишает дара речи. Оно кристально-прозрачное и самых невероятных цветов: бирюза, изумруд, синий кобальт. Но самое главное — оно первозданное, дикое. В отличие от многих итальянских курортов, насаждающих скучную регулярность одинаковыми рядами лежаков, местные пляжи оставлены такими, какими были в первый день творения: здесь только золотой песок. Настоящий рай для индивидуалистов с собственными зонтиками и полотенцами. Итальянцы, однако, не умеют долго быть в одиночестве, поэтому устраиваются на пляже рядом, размахивая руками и громко переговариваясь.
Зато оставшиеся километры побережья — ваши. И тут можно выбирать, какого рода пляж (и цвет камня) вам по душе. Желтый песок и розовый гранит плюс возможность добраться до пустынной бухты на лодке — это на север, к Национальному парку залива Орозеи. «Бесконечный пляж» — песчаная коса Коста-Парадизо находится на северо-западе острова. Белый песок и неглубокие бухты с цветными рыбками — пляж Пелоза около Стинтино. Бутылочка с кремом для загара, полотенце, зонтик и купальник — так просты ингредиенты счастья. И вот вы уже глаз не можете отвести от моря и даже не ходите на обед, покупая вместо него местный овечий сыр «пекорино», помидоры и плоские круглые лепешки, которые здесь поэтично называют «карта да музика» — нотная бумага.
Но если найти в себе силы преодолеть гипнотическое очарование моря и повернуться в центр острова, то несметные сокровища ждут вас и там. Чтобы узнать Сардинию получше, нужно посетить ее внутреннюю часть. Ведь только туристы льнут к побережью, а истинные искатели сардинского духа должны отправиться туда, где на холмах дуют ветры, земля становится коричневой и сухой, а тысячелетние оливы расправляют свои корявые силуэты на горизонте.
Место это странное и заманчивое. Близость острова к Африке здесь проявляется еще явственнее: стоя на равнине, можно подумать, что вы заблудились в саванне, почти ожидая появления слонов на горизонте
Но вместо них появляется круглая 20-метровая каменная башня — нураг. Этих построек, похожих на пчелиный улей из грубо обработанных камней, на острове несколько тысяч. Кто их построил и зачем, известно мало. Ясно только, что это произошло в бронзовом веке — от трех до пяти тысяч лет назад. Многие башни состоят из нескольких этажей, в стенах есть ниши и секретные комнаты, что наводит на мысль о том, что башни использовались в оборонительных целях. Но письменных свидетельств не осталось. Разве что один абзац в римских военных хрониках о том, как тяжело далась победа в битве с людьми, укрывшимися внутри нурага.
Римляне были далеко не первыми их тех, кому приглянулась Сардиния. Поочередно ее завоевывали финикийцы, карфагеняне, арабы и византийцы. Последними были средневековые испанцы — об их пребывании свидетельствует Башня Пишинни на южной оконечности острова.
Одиноко стоящие нураги оживляют сардинский ландшафт. Можно запросто остановить машину и забраться почти в любую башню. По настоящему исследован только один комплекс — Су-Нуракси поблизости от Барумини, внесенный в Cписок всемирного наследия ЮНЕСКО.
Статистика насчитывает на острове полтора миллиона жителей и семь с половиной миллионов овец. В этих сухих цифрах, возможно, спрятан секрет долголетия островитян. Центральная часть Сардинии — каменистая, выжженная солнцем — никогда не подходила для сельского хозяйства, зато сделала профессию пастуха самой популярной. Попробуйте походить по пять километров каждый день, питаясь овечьим сыром, виноградом и оливками! Получите одну из самых высоких продолжительностей жизни в мире — 81 год.
Любому, кто был в Италии на пике лета, знакома эта картина: закрытые магазины и рестораны, дома с наглухо задраенными ставнями и улицы, на которых плавятся от жары туристы, но нет самих итальянцев. Где же они? Наверное, проводят каникулы на Сардинии. Может быть, не все, но довольно большая их часть.
Ведь этот остров, как свидетельствуют результаты опросов, — наиболее желанное место для отпуска римлян, миланцев и неаполитанцев. А также — большой секрет, который итальянцы предпочитают хранить при себе.