Booking.com

Как я получал итальянское водительское удостоверение

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.

Несколько недель назад я наконец-таки получил итальянские права. Постараюсь рассказать о процессе максимально подробно - может быть кому-нибудь и пригодится.
Если у вас есть российское водительское удостоверение, или права, выданные в какой-либо другой стране, это, конечно, хорошо. В Италии вы сможете водить по ним год. А потом вам в обязательном порядке надо будет получать итальянские - в ином случае будет считаться, что вы водите без прав, а это чревато штрафом в 2257 евро.
Если вам повезло, и ваша страна входит в одну из списка http://www.patente.it/info-patenti/elenco-stati-possibile-conversione-patente?idc=1243 , вы можете просто поменять свои национальные права на итальянские, вам будет засчитан стаж, и никаких экзаменов сдавать не нужно. Если же, как в случае с Россией, страны в списке нет, то вам придётся получать права как любому новичку, посещая автошколу и сдавая экзамены. Как сказал мне один сотрудник муниципалитета: “ваши права - они тут не совсем права”. Кстати, особо обижаться на нелюбовь ЕСовских чиновников к русским не стоит - гражданам США, к примеру, светит абсолютно такая же перспектива.



Начать процесс получения прав я решил с обхода местных автошкол (то, что простым обменом отделаться не удастся, я уже знал из разговоров с сотрудниками муниципалитета и полиции). Автошкол в нашем городке (20 тысяч населения) по-моему штук пять, я обошёл три из них. Везде цифра была одинаковая - 700 евро. И все вопросы будут решены. Все документы подготовят за меня, квитанции оплатят за меня, мне надо будет только получить медицинскую справку, и сдать экзамены по теории и по вождению.
Я решил, что лучше уж я постараюсь сделать всё сам, и поехал в наш районный центр Агридженто, в motorizzazione civile - местный аналог ГАИ, который занимается водительскими удостоверениями и регистрацией ТС. Там мне дали список документов, которые нужно принести:
- медицинскую справку из местного ASL (государственная медицинская служба) - медсправки здесь могут выдавать только они, никаких частных лавочек, и её ксерокопию
- две фотографии
- оплаченные почтовые квитанции, одна синяя на 24 евро и две зелёных на 16 евро (так и было написано, квитанции выдали)
- ксерокопии carta d’identità (итальянского удостоверения личности), вида на жительство, а также свидетельства о присвоении ИНН

Единственно сложным пунктом была медицинская справка. Дело в том, что для её получения обязательно необходимо быть записанным в национальную систему здравоохранения S.S.N., а мы никак не могли найти время, чтобы собрать все нужные бумажки, записаться туда и получить европейские медицинские карточки tessera sanitaria - у нас ещё действовала медицинская страховка, которую мы купили сразу когда переехали в Италию (без неё невозможно получить вид на жительство, а без вида на жительство невозможно записаться в S.S.N.)
Но, в конце концов, санитарные карточки мы получили, семейного доктора нашли и к нему приписались, однако, всё это достойно отдельного рассказа, так что об этом может быть как-нибудь потом расскажу.
Для получения медицинской справки от ASL вначале нужно было пойти к семейному доктору, чтобы он выдал справку об отсутствии хронических заболеваний. Форма стандартная, врач должен поставить отметки “да” или “нет” напротив целого списка болезней и поставить свою подпись - поручиться в достоверности предоставляемых сведений.
С листом от семейного доктора нужно идти в ASL в отдел, занимающимися правами (кстати, не только автомобильными, но и морскими - у нас тут актуально). Там нужно было оплатить “тикет” за услуги (что-то около 20 евро). Я, кстати, думал что справкой от семейного доктора вся часть с обследованием ограничится, однако в ASL ещё надо было проверять зрение, классическим образом - таблица для проверки зрения с буквами, плюс ещё проверили на дальтонизм, причём, по-моему самым оригинальным способом, что я когда-либо видел: на столе у доктора лежали несколько печатей, в оснастках разного цвета. Заполняя документы она вдруг повернулась ко мне и спросила: “какого цвета эта печать?.. а эта?”
В результате, искомая справка за пару дней была получена, и я снова поехал в Агридженто. Там, практически без очереди, у меня приняли все документы, дали заполнить форму в т.н. “практике” (официально это называется “запрос на выдачу водительского удостоверения” - несколько листов совершенно невообразимого бюрократического творчества с кучей полей, квадратиков, прямоугольничков, загнутых полулисточков, но самое прекрасное - места под две фотографии, одну из которых нужно приклеивать вертикально, а вторую - горизонтально), и сказали: “а теперь вы должны будете сдать экзамен по теории”.
Однако, день экзамена узнать было сразу нельзя - для получения этой информации надо было обязательно лично явиться ещё раз (ехать - час) через двадцать дней. По телефону нельзя, только лично. Да, естественно, если делать всё через автошколу, то всё было бы сделано и узнано за меня, первый раз пришлось бы приезжать сразу на экзамен.
Через двадцать дней мне назвали дату экзамена (ещё через три недели), и я стал готовиться к экзамену по теории.

Раньше в Италии система сдачи экзаменов немного отличалась и была больше похоже на российскую: были вопросы, на каждый из которых было по четыре варианта ответа. К тому же, сдавать можно было на нескольких языках, в числе которых были и английский, и русский. Но, несколько лет назад сделали по-другому: во-первых, количество вопросов увеличили до 40, и на каждый из них можно дать всего два ответа: Да или Нет. То есть, правдиво утверждение, или нет.
А во-вторых, количество языков уменьшили до трёх, кроме итальянского оставили только немецкий и французский - и то, это сделано не для иностранцев, а для жителей северных приграничных регионов, где распространены эти языки.
Для подготовки очень удобно было использовать онлайн-сервис WabPatente 4.0 http://www.rmastri.it/4/webpatente4/index.htm - он совершенно бесплатный, но у них можно и купить компакт-диски с программой-тренажёром, и книжки с теорией - кстати, у очень многих сдававших эти книжки были. На сайте WebPatente можно и почитать теорию, и пройтись по вопросам по различным категориям, а можно и запустить симуляцию экзамена. Кстати, категорий вопросов более 800, и в каждой - по 10-20 вопросов. Так что выучить ответы на все вопросы получится навряд ли - всё-таки лучше понимать их смысл. Режим симуляции экзамена в программе абсолютно идентичен настоящему экзамену в motorizzazione - ещё один аргумент готовиться по ней.

Итак, в назначенный день я приехал к 8 утра в Агридженто. Около двери “Экзаменационный зал” уже собралось много народу - в основном, как и положено, молодёжь. Как и положено - с родителями ))
Так как экзаменуемых было больше, чем мест, всех разбили на три группы. Я оказался в первой.
Вызывали по списку. Большая комната, со всех сторон просматриваемая видеокамерами. Столы с компьютерами - на самом столе только монитор с тачскрином и считыватель смарт-карт. У каждого вначале очень пристально рассматривали удостоверение личности, сверяли со списком, после чего выдавали смарт-карту с номером и говорили, куда сесть.
Когда все были рассажены, объяснили принцип сдачи экзамена (впрочем, его естественно и так все знали). Однако, интересный момент - для чего нужны были все эти сложности со смарт-картами и веб-камерами - дело в том, что экзаменационная программа не находится на локальном компьютере. Более того, она даже не на сервере motorizzazione. Всё управляется из Министерства Инфраструктуры и Транспорта, из Рима. Все личные данные экзаменуемых находятся у них, набор вопросов тоже формируется там. При этом с помощью веб-камеры всегда можно проверить, что за экзаменационным терминалом находился именно тот, кто должен.
Всё сделано для того, чтобы предотвратить даже теоретическую возможность коррупции.
По команде экзаменатора все вставили свои смарт-карты, после чего на экране появились личные данные с фотографией, которые надо было ещё раз подтвердить. После этого начался собственно экзамен, на 40 вопросов отводилось полчаса. Я закончил достаточно быстро, несколько дней, потраченных на подготовку, прошли не зря. Перепроверил ответы, нажал на кнопку “отправить”, отдал смарт-карту и пошёл ждать результатов на улицу. Результаты были вывешены в распечатанном виде - список сдал/не сдал. Сколько было допущено ошибок было написано только если не сдал. Кстати, несколько человек не сдало.
После этого я радостный пошёл узнавать, как можно записаться на экзамен по вождению, но тут меня ждало большое разочарование. Дело в том, что та информация, что можно найти на русскоязычных форумах по Италии, достаточно сильно устарела. Экстерном вождение сдавать больше нельзя. Обязательно нужны 12 занятий по полчаса с инструктором. Ваш прежний стаж никого не волнует.
Через три дня нужно было заехать и взять так называемый foglio rosa, “розовый листок”, удостоверяющий, что вы сдали экзамен по теории и теперь можете заниматься учебной ездой (без сданной теории это незаконно). С этим листком мне рекомендовано было обойти все автошколы и найти ту, что “войдёт в положение”.
К слову, “в положение” входить не захотел практически никто. 12 занятий пожалуйста обязательно. Да, мы всё понимаем, но мы не можем нарушать закон. Нас очень строго контролируют и проверяют.
Стоимость вопроса у всех была примерно одинаковой: 350-450 евро. В конце концов я договорился с владельцем автошколы в парах минут от моего дома, что “он постарается что-нибудь придумать”, но водить всё равно придётся. Ну, просто не все часы, по сокращённой программе, так сказать. 380 евро.

Он мне рассказал, как устроена их система отчётности: на каждого ученика на каждое вождение заполняется специальный листок. Копии потом отправляются в Рим. Оригиналы хранятся в течение 10 лет. На каждого ученика должен быть официальный контракт - без этого никак. В контракте, соответственно, должна быть указана стоимость, оплата должна быть проведена банковским переводом. Возможности заплатить подешевле и сэкономить на фактическом вождении, как я рассчитывал изначально, соответственно тоже никакой - расценки утверждены ассоциациями автошкол, и отклоняться от них они не имеют возможности.
Так что пришлось мне использовать эти занятия для собственной пользы, но несколько в другом направлении - попрактиковаться в разговорном сицилийском, который синьор Джузеппе явно предпочитал итальянскому. Впрочем, для вождения польза тоже была: он наконец-таки приучил меня тормозить двигателем, что в российских северных равнинных широтах, конечно, полезно, но не особо актуально; в Москве и вовсе практически неприменимо. На Сицилии же, где ровная дорога - это пара метров между трёхкилометровым подъёмом и пятикилометровым спуском - торможение двигателем стоит применять всегда (да, автоматы здесь очень редки почему-то, механика практически у всех), если не хочешь менять тормозные колодки каждые полгода, или, хуже того, если не хочешь, чтобы тормоза у тебя в один прекрасный момент просто перегрелись и не сработали.
В общем, польза была.

Он показал мне варианты экзаменационного маршрута. Это простая 10-минутная поездка по городу, никакой площадки. Спокойно проехать, включать поворотники вовремя, соблюсти все знаки (даже “стоп” которые, естественно, отродясь никто никогда не соблюдает). Параллельная парковка, разворот. Всё.
Собственно, в день экзамена всё так же и было (экзамен должен проходить не ранее, чем через месяц после сдачи теории - тоже своеобразная мера защиты). Любопытно, что экзамен проходит на той же машине, по тому же известному тебе маршруту, и принимает его сам инструктор. Приехавший же от motorizzazione “инженер” (понятия не имею, почему его так называют) обязан просто следить за ходом экзамена, чтобы не было никаких нарушений. Мы проехали, я пошёл водить первым. Инструктор и “инженер” болтали о чём-то о своём, практически не обращая на меня внимания. Попросили остановить машину около бара, но безо всякого подвоха - они вышли, и взяли себе кофе.

А потом я просто получил свои права. Инженер привёз уже готовые карточки прав с собой. Подпись специальным фломастером - и я официальный обладатель итальянских прав категории В.
 

  http://vaparetto.livejournal.com/87901.html

vaparetto

Наверх страницы

Отели в Италии