Booking.com

Гигант Марко. Пантани как символ итальянского велоспорта

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.

Нынешняя «Джиро д’Италия» посвящена памяти кумира итальянцев Марко Пантани. В эти выходные гонка заедет в Оропу и Монтекампионе – перевалы, навсегда вписавшие его имя в ряды пелотона.

4 июня 1998 года два гонщика мощно снялись из небольшой группы и быстро ушли вперед. Один из них – талантливейший российский многодневщик Павел Тонков. А другой – обладатель розовой майки итальянец Марко Пантани. Выматывающая Монтекампионе и сотни зрителей на склонах возле шоссе. Еще бы, их любимец одного за другим разделывает соперников на главной велогонке Италии! Незадолго до вершины на очередном крутом участке Пантани встает из седла и увеличивает темп, словно не было этих 200 с лишним километров пути и мучительного подъема. В тот день Марко выиграл свою первую и единственную «Джиро д’Италия».

Будущий горовосходитель родился в равнинной Чезене неподалеку от дивного побережья Адриатического моря. Семья Пантани, как и многие в 70-е, жила достаточно скромно, и Марко в свободное от учебы время просто развлекался с друзьями, гоняя мяч. Но однажды сев на велосипед, парень полюбил его на всю жизнь. В 12 лет он получил в подарок от дедушки свой первый шоссейник и смог войти в состав городской велокоманды. Два года спустя одержал первую победу, а затем еще три. Энергичного парня, выделявшегося среди сверстников необычной техникой езды, пригласили на чемпионат Италии.

Не имеющему достаточного вката Марко оказалось непросто войти в ряды юниоров, однако его талант и любовь к велогонкам перевешивали все остальное. В 20 лет он стал лучшим на Passo della Futa – вершине высотой 903 метра. А затем Пантани добился успеха на молодежной «Джиро д’Италия» 1992 года. В тот момент он задумался о переходе в профессиональную команду и отправился к Давиде Бойфава, руководителю Carrera, заявив: «Смотри, Давиде, нанять меня – дело выгодное, ведь в будущем я стану настоящим гонщиком. И, между прочим, в контракте не написано, что я получу, если выиграю «Джиро» или «Тур де Франс».

Так, в 22 года Марко Пантани пришел в профессиональный велоспорт.

За время спортивной карьеры Марко пережил немало травм, которые любого могли заставить бросить велоспорт. Но Пират, как прозвали его болельщики за ношение банданы и серег в ушах, был не таков. Он вновь садился в седло, иногда прямо по ходу гонок залечивая серьезные повреждения. В 1994 году Пантани взял два подиума – в Риме и Париже, каждый раз нокаутируя соперников на самых сложных горных этапах. Но в следующем сезоне Марко поджидала первая трагедия. На тренировке перед Туром Романдии он попал в аварию на перекрестке. Серьезно поврежденное колено оставило Пирата без «Джиро», но он смог восстановиться к «Тур де Франс», где устроил настоящий спектакль на Альп-д’Юэз, поставив новый рекорд подъема.

Год мог закончиться вполне успешно, если бы не глупейшее происшествие на гонке Милан-Турин. Пантани проходил ее в качестве подготовки к Туру Ломбардии и старался ехать осторожно. Но на въезде в Турин он и еще несколько гонщиков на огромной скорости столкнулись с внедорожником. Организаторы попросту забыли об идущих в хвосте велосипедистах и снова открыли движение в городе. Марко успел погасить скорость, что спасло ему жизнь, но не ногу. Двойной открытый перелом – после такого не каждый сможет ходить, не то что гоняться на велосипеде. Пантани пропустил целый сезон, восстановление был мучительным. Но в 1997 году он вернется в состав команды, на этот раз – Mercatone Uno.

И тут новая неприятность – очередное падение на самом старте «Джиро». Обошлось без переломов, но разрыв мышц помешал продолжать гонку. И это после обнадеживающего начала сезона. «Тур де Франс» оставил двоякое впечатление. С одной стороны – новый рекорд на Альп-д’Юэз и третье место общего зачета. С другой – неприятный бронхит в финале и выступление на фоне слабой подготовки и незалеченных травм.

Вопреки собственным планам, Пантани подошел к очередной «Джиро д’Италия» не в лучшей форме, однако по ходу многодневки силы приходили к нему. Первый удар он нанес на Вальгардене, раздергав основных фаворитов и уехав вместе с Гуэрини в далекий отрыв. Позади остались швейцарец Цулле в розовой майке и победитель «Джиро» 1996 года Павел Тонков. Но основные события развернулись на Монтекампионе. Здесь Пантани, уже переодевшись в розовое, окончательно закрепился на первой позиции. Уходя от Тонкова, он не устраивал бешеного танца на педалях, не пытался обмануть его ложными рывками и ездой поперек дороги. Пират словно переключал внутреннюю передачу и внезапно повышал темп без видимых усилий. И ему мало было просто создать отрыв, он продолжал – давил и давил до самого финиша. Именно это позволяло Пантани не просто побеждать, а отыгрывать многие минуты.

https://

Завоевав долгожданное розовое одеяние, Марко отправился на «Тур де Франс». После сокрушительного поражения в прологе, Пират был вынужден атаковать в горах. Как раз только это ему и надо было! Он проиграл еще четыре с половиной минуты на второй разделке, зато отыгрался в Пиренеях. А затем был королевский этап с Галибье и Ле-Ду-Альп с дождем и бешеными градиентами. И Марко, сводящий с ума всю Италию, в знакомом стиле бросил всех и победил. Оставив Ульриха далеко позади, Пантани надел желтую майку, которую затем довез до Парижа. Многие считают, что именно Марко спас «Тур» после допингового скандала с командой «Фестина». А сам Пантани перевернул новую страницу в истории велоспорта. Он не только повторил достижение Фаусто Коппи, он создал новую стратегию в борьбе за Гран-туры.

https://

Марко Пантани сломал традицию, согласно которой капитаны команд создавали задел в гонках на время, выкладывались на старте многодневок, а затем удерживали свое преимущество. Он показал, как нужно отыгрывать большое отставание в самых сложных горах, лишая шансов любителей выживания.

Расцвет Пантани пришелся на очень неспокойное для велоспорта время. Борьба с допингом становилась все серьезнее, при этом создалась уникальная ситуация. С одной стороны, некоторые препараты и методики, использующиеся достаточно давно, внезапно стали запрещены. С другой – система контроля оказалась слабо продуманной, в том числе – с юридической стороны. Еще после падения в Турине Пантани удивил врачей высоким уровнем гематокрита, который затем быстро упал до критично низких отметок. Это могло свидетельствовать о зависимости от искусственного эритропоэтина. Уже тогда Пантани обвинили в использовании допинга, но соответствующий закон появится лишь спустя четыре года и Пирата оправдали.

А вот на «Джиро»-1999 все оказалось гораздо серьезнее. Преодолев технические проблемы на Оропе и опередив всех на сложнейшем этапе, Пантани проводил лучшую гонку в жизни. Он доминировал, но на финише в Кампильо уровень гематокрита зашкалил за 50%, что считалось недопустимым. По закону его не могли дисквалифицировать, только отстранить на две недели, что и произошло. Тот момент стал переломным в карьере Марко. Он не поехал на «Тур де Франс», а предпочел скрыться от журналистов и болельщиков, связавшись с не самыми правильными людьми. Пантани потерял настрой, постоянно боялся насмешек и чувствовал неуверенность в собственных силах: «Я столько раз поднимался после неудач и ужасных инцидентов, но в этот раз я больше не могу».

Начало нового тысячелетия давало шансы Пантани, в том числе и на «Тур де Франс». Но в 2000 году он слишком резко отреагировал на высказывания Армстронга и завелся – атака за 130 километров до финиша была чистейшим самоубийством. А потом начались суды, обвинения в грехах прошлого и различные дисквалификации, сменявшие друг друга. А в 2003 году его не взяли на юбилейный сотый «Тур», что окончательно добило спортсмена.

14 февраля 2004 года Марко Пантани был найден мертвым в своем номере, в гостинице города Римини. Официальный диагноз – отравление кокаином. Но как велогонщик Пират погиб несколько раньше – в тот день, когда бросил бороться с обвинениями, отчаялся продолжить гоночную карьеру и остался наедине с самим собой. За несколько месяцев до этого кумир итальянских болельщиков отгородился от семьи, команды и сбежал с тренировок. Он пытался утешить себя с помощью наркотика, стараясь забыть все пережитое и не находя в себе сил сражаться.

Уже десять лет пелотон «Джиро» проезжает по итальянским дорогам без Марко Пантани. Но для итальянских тифози Пират всегда остается в гонке. Недаром его имя на плакатах встречается чаще, чем все остальные вместе взятые.

http://www.eurosport.ru/cycling/giro-d-ita...

Наверх страницы

Отели в Италии