Все началось в 1977 году. Американский христианский проповедник Дэниел Эверетт прибыл в туземную деревеньку в районе реки Маиси в джунглях Амазонки, на территории Бразилии. У него была миссия — обратить индейское племя, называющее себя Пираха, в христианство. Известно, что предшествующие попытки христианизации Пираха закончились неудачей, в связи с особенностями языка индейцев. На протяжении 300 лет, с тех пор как с ними познакомились португальские конкистадоры племени удавалось сохранить свою социальную и мировоззренческую самобытность. По этому на этот раз, церковь отрядила не просто проповедника, убежденного апологета христианства, но и лингвиста, ученного этнографа.
"Мне было всего 25. Тогда я был горячо верующим человеком. Готов был умереть за веру. Готов был сделать всё, чего она потребует.", — рассказывает Дэниел о том времени.
Однако его миссия растянулась на 30 лет, и в итоге завершилась полным провалом. И случилось это не потому, что американского христианина в амазонских лесах встретило непокорное, воинственное племя индейцев, не желающих менять свои убеждения. А потому, что наблюдая за бытом этих лесных людей, вникая в их мировоззрение, уча их язык и живя с ними бок о бок на протяжении большей части своей жизни, Дэниел пересмотрел собственные убеждения, основанные на христианской вере. За это время американец узнал, что у индейцев Пираха отсутствует концепция времени. Они не думают о будущем и не видят необходимости помнить о прошлом. Они в буквальном смысле живут здесь и сейчас. Эти люди не пользуются числительными, довольствуясь только понятиям "несколько" и "много". Не имеют названий для цветов. Они не имеют представлений о частной собственности. Не создают никакого искусства. Они не накапливают провизию и не тратят себя на вежливость, что совершенно не мешает быть им одной из самых веселых социальных групп в мире. И кроме того, они почти никогда не спят, предпочитая спать урывками по 30 минут и тогда когда этого хочется. Подавляющее большинство фундаментальных ценностей белых людей не привлекают их. Они считают себя "правильными людьми" относясь к другим, как к людям у которых "мозги набекрень". Им неведомы тревоги, страхи. Их не одолевают предрассудки и условности, свойственные людям "цивилизованного" общества. Они постоянно смеются и практически постоянно пребывают в приподнятом расположении духа.
"Вы не встретите у Пираха синдром хронической усталости. Вы не столкнётесь здесь с самоубийством. Сама идея самоубийства противоречит их природе. Я никогда не видел у них ничего, хотя бы отдалённо напоминающего психические расстройства, которые мы связываем с депрессией или меланхолией. Они просто живут сегодняшним днём, и они счастливы. Они поют по ночам. Это просто феноменальная степень удовлетворённости — без психотропных препаратов и антидепрессантов.
Я считаю, что они счастливы, потому что не беспокоятся о прошлом и будущем. Они чувствуют, что в состоянии заботиться о своих потребностях сегодня. Они не стремятся получить вещи, которыми не обладают. Если я что–то даю им — хорошо. Если нет — тоже хорошо. В отличие от нас они не материалисты. Они ценят возможность путешествовать быстро и легко. Я никогда и нигде (даже среди других индейцев Амазонии) не встречал столь спокойного отношения к материальным объектам" — напишет Дэниел Эверетт в своей книге "Не спи, повсюду змеи!"
Спустя почти 30 лет, после того как, благодаря бывшему христианину, быт и философия Пираха стали известны всему миру Дэниел напишет: "Я часто проводил параллели между мировоззрением Pirahã и дзен–буддизмом. Что же касается Библии, то я понял, что в течение длительного времени был лицемером, потому что сам до конца не верил в то, что говорил. Человек — куда более сложное существо, чем рассказывает Священное Писание, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее." От такого радикально изменения своего мировоззрения Дэниела не удержал даже развод с верующей женой. А его трое детей не разговаривали с ним несколько лет.
Однако самым большим испытанием для Дэниела оказалась его интерпретация грамматической структуры языка Пираха, которая шла вразрез с так называемой теорией "универсальной грамматики", которую предложил величайший лингвист современности Ноам Хомский и которая считается самой влиятельной и фундаментальной лингвистической теорией происхождения языков в мире вот уже на протяжении почти полувека. Согласно теории Хомского все языки имеют единую фундаментальную логику, которая присуща человечеству на генетическом уровне. Эверетт же, со своим открытием грамматики языка Пираха усомнился в универсальности этой теории. Вернувшись в цивилизацию и начав активно продвигать свои лингвистический изыскания на примере языка Пираха, Эверетт столкнулся с чудовищным научным сопротивлением. Сам Хомский выступил с критикой работ Эверетта. Казалось, что весь научный мир восстал против него, свято веря в непогрешимость лингвистической теории Хомского.
Впрочем, были и те, которые усмотрели в доводах Эверетта здравое зерно. Появились его последователи и новые исследователи двинулись в цивилизацию Пираха. Однако у них возникли трудности. Сначала иностранным ученным стали отказывать в визах. Эверетту вовсе на время был запрещен въезд в Бразилию и он был лишен возможности продолжать свою работу.
А после, словно выполняя чью–то внезапную волю, власти Бразилии запустили программу спешной ассимиляции индейцев Пираха и интеграции их в бразилское общество. Туда провели дорогу и электричество. Обязали детей ходить в школу, где преподавался бразильский вариант португальского язык и естествознание. В деревне Пираха появились телевизоры, алкоголь и прочие ценности цивилизации. Очень скоро племя прекратило свое существование и утратило свою самобытность. Вместе с этим прекратила свое существование и уникальная философия Пираха. Эверетт во всем этом видел "лингвистическое лобби" влиятельных и высокопоставленных людей из большой науки, и именно из окружения Хомского.
По материалам статей: этой и этой.