Booking.com

Как Россия наказала Европу

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.

Экспорт продуктов питания из ЕС вырос и расширил географию, а цены на прилавках упали

В магазинах Европы цены на сырную продукцию пошли вниз. Фото: Александр Минеев / «Новая газета»

Телевизионные картинки отчаянных протестов европейских фермеров против падения цен на их продукцию, в частности из-за российского продуктового эмбарго, — это правда. Фермеры настроены решительно, не лезут в карман за словом в адрес своих правительств и на самом деле требуют снять с России санкции, которые повлекли за собой ее «контрсанкции».

Британские скотоводы, выгнавшие коров на морские пляжи, чтобы привлечь внимание к разорительно низким закупочным ценам на молоко, — это тоже правда. Как и бельгийские фермеры, которые жгут автопокрышки и блокируют тракторами автострады, чтобы заявить о своих проблемах беспечному обывателю, а их французские собратья выставляют блокпосты на границах с Испанией и Германией, чтобы остановить фуры с импортным сыром от конкурентов.

Правда и данные Федерации сельхозпроизводителей Германии об упущенной выгоде из-за российского эмбарго. Немецкий сельскохозяйственный экспорт сократился за год с 1,8 миллиарда евро до 900 миллионов. Упущенная выгода хозяйств, работавших на прибыльный (хотя и рискованный) российский рынок, составила 600 миллионов евро, а с учетом косвенных потерь может достигнуть миллиарда. Россия в 2013 году была одним из трех основных направлений экспорта продовольственных товаров из Германии, куда немцы продавали фрукты и овощи, мясо и сыр.

Ну прямо еще чуть-чуть — и революция. Хотя есть еще и европейские потребители, которых, наоборот, только радуют подешевевшие продукты в магазинах — в частности, сыры...

Но это не вся правда. А говорить только половину правды — уже ложь. Надо признать, что этим грешат все пропагандисты, но мало кто сравнится с нашими.

В годовщину объявления Москвой ответных мер по продовольствию Брюссель опубликовал данные о состоянии сельскохозяйственной отрасли ЕС и динамике продуктового экспорта. Из этой статистики следует, во-первых, что российский запрет на европейские продукты больнее всего ударил по молочному сектору, включая сыры, и в значительной мере по плодоовощному.

Во-вторых, он стал лишь одной из причин нынешних проблем протестующих фермеров, и от эмбарго сильно пострадали лишь те производители, которые делали ставку на российский рынок.

В-третьих, сельскохозяйственная отрасль ЕС оказалась достаточно стойкой перед испытаниями. Экспортеры в большинстве регионов союза, пострадавших от российского эмбарго (их особенно много в Германии, Финляндии, Польше, странах Балтии), нашли альтернативные рынки как внутри ЕС, так и вне его.

Евросоюз в минувшем году сохранил свои позиции крупнейшего в мире экспортера продовольствия и продуктов питания. Эта статья заняла 7% в его общем экспорте, дав чистую прибыль в 18 миллиардов евро.

На Россию в 2013 году приходилось 10 процентов аграрно-продовольственного экспорта ЕС, а на охваченные запретом продукты — всего до 4 процентов. Ощутимо, но не критично.

С августа 2014 года по май 2015-го экспорт продовольствия и продуктов питания из ЕС в Россию, согласно опубликованным данным, сократился с 8,6 миллиарда евро до 5 миллиардов, то есть на 42% по сравнению с таким же предыдущим периодом. На это повлияло не только российское продуктовое эмбарго, но и другие, не зависящие от него причины, в частности, падение курса рубля на фоне удешевления нефти. Европейские продукты стали дороже для российских потребителей.

Стоит напомнить, что до этого аграрный экспорт из ЕС в Россию стремительно рос (с 2004 по 2013 год он утроился). Эмбарго жестко оборвало этот тренд, больно ударив по производителям, поверившим в перспективность российского рынка.

Но за тот же период (с августа 2014 года по май 2015-го.) общий продовольственный экспорт из стран ЕС за его пределы в стоимостном выражении вырос на 4,8%, а в марте этого года отмечен абсолютный рекорд в 12 миллиардов евро за месяц. Основной рост достигнут за счет увеличения экспорта в США и Китай.

Согласно таблице, экспорт пищевых товаров из ЕС в Китай увеличился за эти месяцы на 30%, в Южную Корею — почти на 31%, в Турцию — на 27%… Более широкая картина говорит о диверсификации продовольственного экспорта ЕС. Печальный опыт с Россией заставил расширить географию и уменьшить зависимость от отдельных рынков.

Брюссель, на который давят не только протесты фермеров, но и агропромышленное лобби ряда стран — членов ЕС, сильнее других пострадавших от российского эмбарго, твердо стоит на политическом решении о «секторальных» санкциях против российской экономики в связи с аннексией Крыма и дестабилизацией Украины. Но не умаляет серьезности проблем, вызванных российским запретом на европейские продукты, и принимает меры.

В пятницу на брифинге европейский комиссар по сельскому хозяйству и развитию сельских районов Фил Хоган объявил о продлении еще на год чрезвычайных мер помощи пострадавшим фермерам. Это решение принято после решения ро

Компенсационные выплаты положены финским производителям молока, польским садоводам, фермерам других стран, зависимых от экспорта в Россию. Больше всего — молочным хозяйствам.

Среди мер поддержки — государственные закупки и помощь в хранении на частных складах сливочного масла и порошкового молока. Предусмотрено бесплатное распределение фруктов и овощей среди гуманитарных организаций…

Понятно, в бюджете ЕС нет таких денег, которые могли бы полностью компенсировать потери. Да и не это цель поддержки. Она поможет производителям выжить, но в то же время стимулирует к поиску новых рынков сбыта.

Еврокомиссия вела переговоры с третьими странам, чтобы снять неоправданные барьеры типа тарифных и фитосанитарных. Например, бельгийским грушам и польским яблокам, которые экспортировались в основном в Россию, широко открылся канадский рынок. Китай согласился снять ограничения на импорт мороженой говядины из Венгрии, Япония смягчила чересчур жесткие ветеринарные требования к мясу.

Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, договоренность о котором достигнута на днях, снимет препятствия на пути европейских продуктов в эту страну.

Вряд ли, найдя новые маршруты, эти продукты вернутся в Россию.

Еврокомиссия еще в прошлом году выделила 130 миллионов евро на продвижение европейских продуктов на рынки третьих стран в ближайшие три года. Учитывая российское эмбарго, она позволила перебрасывать средства, предусмотренные для маркетинговых акций в России, на программы в других странах.

Недостаточно производить качественные товары, считают в Брюсселе, нужно активно продвигать их на расширившихся благодаря глобализации мировых рынках. Не во всех странах знают европейскую продукцию. Главная ставка делается на продвижение качественных и уникальных европейских продуктов: экологически чистых или традиционных, защищенных торговых марок по географическому происхождению, рецептуре и технологии. Ведь шампанское может быть только из Шампани, иберийский хамон делают только в Испании, а пармезан — в Италии…

http://www.novayagazeta.ru/economy/69478.html

Наверх страницы

Отели в Италии