"Нам врут, что они болеют дизентерий. Это неправда. Они живут с инфекцией бок о бок с рождения, а умирать от заразы будут лишь немцы. Что арабу хорошо, то немцу – смерть". "Скоро выселит их эта саранча мусульманская из собственных домов". "Это тупоголовые варвары, едущие только за баблом". "Мне жаль лишь города европейские, красивые, чистые когда-то". "Во Францию давно не езжу, француженки давно не ходят в мини, и все кафе заполонили ибрагимы со своими гаремами". Обсуждение в таком духе идет не на каком-нибудь форуме неонацистов, а в обычном девичьем блоге, одном из тысяч подобных в русскоязычном интернете. Авторы отчего-то убеждены, что они являются людьми первого сорта, носителями европейских ценностей, на которые покушаются пришлые недочеловеки. С такими же речами зачастую выступают и выходцы из России, живущие в европейских странах. Себя они мигрантами не считают и уверены в своем расовом превосходстве.
Почему нацизм стал естественным ответом "русского мира" на кризис с мигрантами в Европе? Об этом – разговор с писателем и блогером Андреем Дитцелем. Андрей родился в Новосибирске, с 2002 года живет в Гамбурге. В начале сентября часть площадей гамбургской ярмарки отвели под лагерь для беженцев. В один из пунктов помощи, находящихся здесь, Андрей привез для них вещи.
– Андрей, почему вы решили помогать беженцам и как эта помощь организована в Гамбурге?
Почему – кажется, в развернутом ответе необходимости нет. Будь ты христианин или атеиствующий гуманист, а не пустая кукла, для тебя вроде бы не должно существовать ни эллина, ни иудея, ни мусульманина. Все они твои ближние. Если тебе повезло родиться в России, то ты должен знать, что вся история твоей страны учит лишь одному – самому не зарекаться от сумы. Если ты диванный геополитик, то должен знать, что Турция уже приняла у себя около двух миллионов беженцев из Сирии. И даже маленький Ливан – 1,2 миллиона. На всю Европу за первые полгода 2015-го было подано ровно 417 430 заявок на убежище. Примерно половина из них еще будет отклонена. При этом в одной лишь Германии в прошлом году не хватало более миллиона рабочих рук. Это официальная статистика открытых вакансий, "средняя температура" по всем отраслям экономики.
Под лагерь беженцев у нас в Гамбурге отвели часть корпусов ярмарочного комплекса. Здесь же несколько пунктов сбора помощи. На прошлой неделе я забросил свой тюк одежды в рабочее время, когда окрестности конгресс-центра обычно малолюдны. И был поражен: отовсюду тянулись нагруженные люди. Пешком, на велосипедах, на машинах.
Вещи наскоро сортируются: мужское, женское, верхняя одежда, куртки и т.д. И когда ты сам участвуешь в этом, а за стеной, собственно, палаточный лагерь – это уже не абстрактное благотворительное пожертвование, а нечто другое.
Волонтеров много, и они заняты в разных проектах. Кто-то при мне собирал детей и подростков, чтобы сводить в цирк. Если интересны подробности – онлайн идет постоянное обсуждение, что и как может пригодиться. Моющие средства, питание, детские игрушки, теплая одежда на осень и т.д. "Фейсбук" между делом сообщает, что наша маленькая районная группа Refugees welcome "охватила" более ста тысяч человек.
Сбор помощи для беженцев в Гамбурге
– Многие россияне уже давно решили, что Европа гибнет, но в последние дни, в связи с миграционным кризисом, появились тысячи комментариев на эту тему, как в интернете, так и в печати – например, нашумевшая публикация Скойбеды в "Комсомольской правде". Авторы убеждены, что в Германии скоро будет править ИГИЛ, фанатики начнут резать головы христианам, а Меркель этому потворствует. Что вы думаете об этих рассуждениях?
Да, особенно если судить по публикациям в российских блогах. Однако катастрофу немецкого мультикультурализма, голодные бунты и запрет праздновать христианское Рождество нам пророчат уже много лет. "Германия самоликвидируется" – называлась невероятно популярная среди русских мыслителей книжка политического клоуна Тило Саррацина, вышедшая в 2010 году. Кто о ней еще вспоминает?
Крах общеевропейской валюты и закат экономики неоднократно пророчили из-за греческого кризиса. Из-за продовольственных санкций России. Из-за легализации однополых браков. И вот наконец из-за беженцев.
– Любопытно, что среди сторонников версии о гибели Европы не только люди, дальше Хургады не выезжавшие, но и эмигранты, непосредственно в Европе живущие. Причем они сами, недавние беженцы из СССР или России, были приняты в Германии и других странах ЕС. Теперь они считают себя большими немцами или французами, чем сами немцы и французы. Есть такие люди и среди тех, кто откликается на ваши посты в соцсетях. Как объяснить этот феномен?
Обыватель зачастую продолжает жить в русскоязычном информационном поле, хотя его телесная оболочка давно находится в Тель-Авиве или Дортмунде. Ему до сих пор трудно поверить, что важнейшие политические и экономические решения, принимаемые здесь, худо-бедно являются плодами общественного диалога и экспертной работы, а, скажем, не выражением частных интересов пайщиков кооператива "Озеро".
Он искренне убежден, что его мнение о "захвате Европы мусульманами" оригинально и непременно откроет нам с друзьями истину – мне и моим гамбургским друзьям, только что отвозившим помощь в лагерь беженцев.
Он искренне озабочен "размыванием европейской идентичности". Хотя несколько лет назад сам имел статус "контингентного беженца". Искренне негодует, почему мусульмане хотят начать новую жизнь в христианской стране, смуглые среди светлых. И как-то не рефлексирует, насколько его собственный (советский?) менталитет, языковой акцент, суеверия, политические и кулинарные пристрастия органически соотносятся с державой, в которой он решил начать новую жизнь.
Андрей Дитцель. Фото Фелипе Санчеса– Помню, вы рассказывали в своем блоге о прошедших в Германии акциях против атомных электростанций, и тоже на вас накинулись с криками о гибели Европы. Кто оказался прав?
– Да, мне повезло быть участником и очевидцем по меньшей мере одного исторического события. В апреле 2010 года тысячи жителей Гамбурга, Шлезвиг-Гольштейна и Нижней Саксонии на полчаса выстроились в 120-километровую цепь между ядерными электростанциями Круммель и Брунсбюттель. Реакторы этих АЭС считались самими ненадежными в Германии. Участники "Цепной ре-акции" потребовали закрытия всех ядерных электростанций.
После этого прошел всего год. Вместивший в себя, правда, и катастрофу на японской "Фукусиме-1", чего нельзя недооценивать. И гражданское движение победило. Семь старейших энергоблоков были законсервированы сразу. До конца 2022 года в Германии одна за одной постепенно закроются последние АЭС.
своем блоге я тогда показал демонстрацию и людей – человеческая цепь проходила, кстати, под моими окнами. Реакция русскоязычных "экспертов" не заставила себя ждать. Градус кликушества пять лет назад был еще не тот, но все участники с зелеными флажками и шариками были поголовно объявлены стадом либерастов и зомбированным быдлом. Чуть более осторожные комментаторы предпочитали называть их наивными идеалистами. Но и те, и другие сходились в мрачных прогнозах о судьбе германской экономики и промышленности. А кто-то даже намекал на многоходовку всемогущего американского госдепа. Аргументы о развитии в Европе альтернативной энергетики объявлялись нелепыми и бездоказательными.
Тем временем уже в 2010 году немецкие ветряки опередиои по мощности все ядерные электростанции России, – 27 ГВт! А за прошедшие годы их мощность выросла еще в полтора раза. "Чистые" источники энергии обеспечивают сегодня уже почти треть потребности национальной экономики. К 2030 году, даже если не произойдет никакого технологического прорыва, это будут уже 50%.
В прошлом году Германия экспортировала соседям электроэнергии почти на два миллиарда евро. Еще есть вопросы?
– Интересно, как существуют носители подобных взглядов в мультикультурной Европе? Когда видишь их высказывания, вспоминаешь, что во многих европейских городах есть районы, населенные преимущественно русскоязычными выходцами из бывшего СССР, и нередко они пользуются дурной славой. Есть ли такой район в Гамбурге?
– Мне часто приходится разговаривать "о русских" с коллегами. Часть редакций и производств родственных издательств "Шпрингер" и "Функе" находится в Бергедорфе. У этого гамбургского района слава русского анклава. Когда-то он был обычной индустриальной окраиной (еще раньше независимым городком). В 70-е здесь сложилась крепкая турецкая община. В 90-е недорогой район заново открыли переселенцы из стран бывшего СССР. Потеснили турок. Местному немецкому меньшинству это было бы все равно, но именно с началом русификации жить стало неуютно. Традиционные восточные лавочки с зеленью и фруктами стали исчезать. Везде в мире, будь это Стамбул или Гамбург, продавцы выставляют ящики со своим недорогим товаром прямо под окна, на улицу. В Бергедорфе ящики необъяснимо исчезали.
Большие магазины вынуждены были расширить штат и обзавестись системами видеонаблюдения. Русский "почерк" между прочим – выносить из магазина замороженную рыбу и креветки. Продавцы об этом знают и держат под особым наблюдением холодильные витрины.
В последние годы сотрудники "Шпрингера" – а это как-никак одно из главных издательств страны – стараются не ходить из офиса в метро по одному. Особенно осторожно приходится себя вести людям с восточной внешностью. Например, мой друг Феликс, у которого родители когда-то приехали из Индии. Ведь именно он – никогда не получавший в Германии пособий, не укравший в своей жизни из витрины ни одного яблока, добрый прихожанин церкви, католик – теперь стал чуркой понаехавшей.
Поезда на Бергедорф легко отличить: значительная часть пассажиров – бритые парни в трениках и ярко накрашенные девушки. Этот художественный образ не я придумал. Это жители Гамбурга объясняют, как не пропустить пересадку.
Так и ездят на работу. Стараются занимать места поближе к выходу. Потому что бывают русско-турецкие драки и русско-русские разборки. Пару лет назад Феликс – у него случаются вечерние редакционные дежурства – попал в вагон с гостями, возвращавшимися с русской свадьбы. Гостей через пару станций растаскивала полиция, выносили врачи. Феликсу едва не проломили голову, но он убежал.
Сбор помощи для беженцев в Гамбурге– Помощь беженцам оказывают христианские организации, часто предоставляют им кров. Помогают ли беженцам православные приходы в Гамбурге?
– В протестантской церкви Санкт-Паули (давшей свое время имя знаменитому району, где среди прочего начинали выступать The Beatles) на временных матрасах и одеялах около года ночевали 80 беженцев из Африки. Община поддерживали их чем могла, пока рассматривались документы. Церковь была открыта круглосуточно.
Прямо через дорогу от гамбургского выставочного комплекса и временного лагеря беженцев – православный храм св. прав. Иоанна Кронштадтского и российско-немецкий "Духовно-культурный центр". Можно ли на их доске объявлений найти информацию хотя бы о сборе пожертвований для соседей? Есть ли хоть одна рабочая группа? Учитывая то, что среди людей, бежавших от ИГИЛ, есть и немало единоверцев-христиан? Нет, не слышали о таком.
– Андрей, так что же угрожает Европе сегодня: беженцы или шовинисты?
– Я всегда шутил, что главную опасность для Европы представляет не ислам, а т.н. православие. Ислам питается хурмой и шпинатом. Православие – замороженной треской. Причем часто ворованной. Поэтому оно ядовито и разрушительно по своей природе.
Мигранты, сирийские в конкретном случае, хотя бы ввиду их крайне незначительного, на 500 миллионов жителей ЕС, присутствия, разумеется, ничем не страшны. Вспомним, кстати, что в 1990 году после прекращения существования ГДР западные немцы фактически приняли 17 миллионов человек. Экономика в долгосрочной перспективе лишь приветствует новых жителей. Гражданское общество и культура получают новые импульсы.
Поджоги и расстрелы в Европе на протяжении последних ста лет устраивали прежде всего сытые люди с националистической кашей в головах, да их духовные наследники брейвики. А не те, кто бежали от войны и потеряли практически все в прежней жизни.