Как известно, в разных странах мира сильно различается представление о том, нужно ли оставлять чаевые обслуживающему персоналу, и в каком размере.
5 лет назад программисты Иван Карпан и Евгений Лебедь разработали даже платное (!) приложение GlobeTipping для iOS, позволяющее корректно рассчитать размер чаевых для путешествующих в 200+ странах и юрисдикциях. Программа включает калькулятор чаевых и алфавитный справочник, где можно прочитать о различном порядке вознаграждения обслуги в разных частях света, от Албании, Американского Самоа и Афганистана, до Ямайки и Японии.
Даже не вникая в дебри этого справочника, любой путешественник в курсе, какие в принципе бывают к этому вопросу подходы. Диапазон достаточно широк — от Израиля, где обслуживающий персонал кафе будет оскорблён, если не увидит свой tip на блюдце с чеком, до Японии, где, наоборот, оскорблением является попытка дать на чай людям, которые просто выполняют свою работу (и получают за это зарплату).
В принципе, мне кажутся одинаково приемлемыми и допустимыми все распространённые подходы к этому вопросу, кроме одного.
Если в некоей стране чаевые нормированы некоей местной традицией в виде фиксированного процента от суммы счёта, и каждый посетитель знает заранее, сколько следует оставить официанту или бармену, то это хорошо, потому что не надо голову ломать над цифрой.
Если в другой стране (например, в Западной Европе) на чай принято оставлять мелочь со сдачи с бумажной купюры, «ещё чудесней», как сказал по другому поводу поэт.
Если традиция никак размер чаевых не регулирует, но и не отвергает их с порога, тоже хорошо, потому что через сумму гость может выразить самую широкую гамму ощущений от сервиса, в диапазоне от негодования до восхищения (то есть от 0 до 20% примерно).
А если японца чаевые и впрямь способны оскорбить — кто мы такие, чтобы учить самураев своим понятиям. Пусть живут на зарплату, нам не жалко.
Единственный способ взимания чаевых, который представляется мне пакостью и лохотроном — это их включение в счёт заранее, под разнообразными названиями типа service fee. Потому что это не просто обман посетителя, а обман наглый, циничный и ничем не прикрытый. Весь смысл чаевых — в том, что они достаются не заведению и не государству, а конкретному официанту, создавая для него мотивацию и давая мне как посетителю возможность проголосовать за определённый уровень сервиса рублём (или против, если уровень низкий). Если эта сумма уже включена в счёт, до начала обслуживания, то это просто жульнический налог, никак не связанный с качеством сервиса, и явно не достающийся персоналу. Единственная цель, по которой эти 10-15% сверху не прячут в стоимость блюд — это двойная разводка потребителя. С одной стороны, его вводят в заблуждение по поводу реальных цен заказа, с другой — подсовывают ложное объяснение смысла наценки... В заведения, где такое практикуется, я предпочитаю не соваться, да и в хитрованские местности, где это считается нормой, без надобности стараюсь не ездить.