Что дал человечеству Неаполь кроме мафии и пиццы? Во всяком случае именно эти два продукта вспоминаются сразу же, как только кто-то произносит название этого города. Однако кроме мафии и пиццы Неаполь славен много ещё чем. В том числе и своими учёными прошлого.
В XVI веке итальянский город Неаполь был известен многим образованным европейцам в первую очередь как место жительства признанного эксперта по оккультной философии, астрологии, алхимии, математики, оптики, метеорологи, словом – специалиста широкого профиля – Джамбаттисты делла Порты. К нему было приковано внимание высших духовных и светских властей. Был даже момент, когда со дня на день ожидали, что в его руках окажется философский камень. А это, сами понимаете, открывало самые широкие перспективы для обладателя такого камня.
( Свернуть )
Джамбаттиста делла Порта родился 15 ноября 1535 года в небольшом городке Вико Эквинсе, расположенном в 12 милях к югу от Неаполя, где с давних пор строили себе виллы состоятельные и знатные семейства. Он стал третьим сыном Нардо Антонио делла Порта, собственника обширных поместий и торговых судов. Мать Джамбаттисты происходила из семейства Спадафора, принадлежавшего к высшей аристократии Неаполя. Нардо Антонио, состоявший с 1541 года на службе у императора Священной Римской империи и короля Испании Карла V, с большим почтением относился к науке и искусству. В его доме собирались философы и математики, поэты и музыканты.
Джамбаттиста делла Порта никогда не посещал университеты, но, тем не менее, получил блестящее образование. Он изучил античную философию и поэзию, алхимию и астрологию, математику и медицину. Не исключено, что уроки ему давал лично знаменитый итальянский врач и оккультист Джироламо Кардано.
В пятнадцать лет от роду делла Порта написал свою первую комедию. В том, что Джамбаттиста сочинил в таком возрасте театральную пьесу, пожалуй, ничего удивительного нет. Поразительно то, что в этом же возрасте он написал книгу «Естественная магия», которая принесла ему настоящую славу. Она была переведена с латыни на многие языки, в том числе итальянский, французский, испанский и арабский. Её высоко ценили крупнейшие европейские ученые. Но книга, помимо прочего, принесла автору репутацию колдуна и множество неприятностей.
Самое первое издание «Естественной магии» содержало в себе четыре части (потом их число увеличилось до 20). В них говорилось о причинах чудес, о том, как женщина может стать более красивой и привлекательной, о духах и ароматических водах, превращении металлов, свойствах и использовании магнитов, создании новых видов животных и растений, рыбной ловле и охоте, кулинарии, демонологии и ещё много чём интересном. При этом, маловероятно, что делла Порта почерпнул все изложенные в книге сведения у своих учителей и древних авторов. Похоже, у него были какие-то источники, которые он предпочитал особо не афишировать.
В 1558 году, когда увидела свет «Естественная магия», делла Порта организовал тайную академию, члены которой собирались в его доме. Каждый претендент на членство в академии должен был раскрыть какую-либо тайну природы, секрет, которой ещё никем не был разгадан.
Коллекционировать тайны природы делла Порта продолжал во время своих поездок во Францию и Испанию. Он встречался с учёными, посещал библиотеки, но главное, искал и покупал редкие книги. В Испании он преподнёс королю Филиппу II, человеку разносторонне развитому и увлеченному оккультными тайнами, свое сочинение по криптографии. Этому же монарху он посвятил третье издание «Естественной магии». Делла Порту впоследствии не раз выручало благосклонное отношение к нему Филиппа II, поскольку тот был «по совместительству» и главой Неаполитанского королевства.
Однако, как можно догадаться, далеко не все принимали делла Порту с распростёртыми объятиями. Крупнейший французский юрист Жан Боден (1530– 1596) в своей знаменитой «Демономании магии» обрушился на делла Порту как на колдуна. По Бодену, колдунов и тех, кто им симпатизирует, следовало пытать и казнить. Делла Порта этого избежал, хотя и он, и его академия находились под пристальным наблюдением Святейшей инквизиции. Он объяснял нападки Бодена тем, что тот протестант-гугенот и, стало быть, ненавидит истинных католиков.
В первой книге «Естественной магии» делла Порта объяснял, что существует два вида магии. Один, заслуженно пользующийся дурной славой, основан на сношениях с нечистой силой. Образованному и порядочному человеку такая магия ни к чему, потому что с её помощью нельзя раскрыть тайны природы. Ведь она имеет дело с мимолетными образами, которые только смущают сознание. Таковы были, например, египетские мистерии.
Но существует и совсем другая магия – практическая часть натурфилософии. Её положительно оценивали ещё Пифагор, Демокрит и Платон. Она исследует природу, разъясняет движение морских вод, окраску радуги, способы превращения металлов в золото, причины землетрясений, появления комет, а также то, как небесные тела влияют на земные предметы и существа. В такой магии ничего плохого нет.
Но инквизиция придерживалась несколько иного мнения. Делла Порта предстал перед трибуналами в Неаполе и Риме и, вероятно, пробыл недолгое время в заключении. Римский Папа велел распустить академию Порты и потребовал от того воздерживаться впредь от занятий сомнительными экспериментами. В тоже время, на отцов-инквизиторов учёность и ум делла Порты сумели произвести определённое впечатление, и они отнеслись к нему достаточно благосклонно. Трибунал, наполовину в шутку, рекомендовал Джамбаттисте перенести свои основные усилия на драматургию. Делла Порта внял совету, но не смог полностью отказаться от оккультизма.
Вскоре учёный обрёл могущественного покровителя. Кардинал Луиджи д’Эсте, бывший в натянутых отношениях с папой, слышал от своего врача восторженные отзывы о «неаполитанском волшебнике», решил взять его под свою опеку, пригласив того в ноябре 1579 года в Рим. Делла Порта получил деньги и надежного заступника перед инквизицией.
В 1581 году делла Порта закончил «Хирофизиогномику» – руководство по чтению знаков на человеческой ладони. Но так и не сумел её опубликовать. Книга увидела свет лишь через 62 года после смерти своего автора.
В 1583 году у него было готово новое сочинение «Человеческая физиогномика», которую цензоры изучали три года и только после этого одобрили. Ей суждено было стать самой популярной работой делла Порта.
Делла Порта продолжал всячески подчеркивать свою верность католической церкви. В 1585 году он вступил в орден иезуитов. И все же многие его положения казались инквизиторам сомнительными. Заниматься предсказаниями и гаданиями было тогда строжайше запрещено.
В «Физиогномике» делла Порта учил, как узнать характер человека по его внешности (чем-то подобным занимался уже в XIX веке другой земляк Джамбаттисты – криминалист Чезаре Ломброзо). Если величина и форма рта и ушей, цвет волос и глаз определяют, ленив ли человек или трудолюбив, умён он или глуп, и т.п., то получается, что нельзя изменить себя. А это противоречило положению о свободе воли. Не случайно Боден писал, что астрология допустима, если не переходит границы дозволенного, но физиогномика должна быть запрещена во всех её видах.
А делла Порта всё не унимался. В 1588 году он опубликовал «Фитогномику», т.е. физиогномику растений – учение о том, как по внешнему виду растений определить их свойства. Как он утверждал, растения соответствуют различным звёздам, камням и металлам, и это соответствие помогает установить их качества. Если растение напоминает какой-то орган животного, оно обладает сходными качествами. Соответственно, если растение имеет нечто общее с каким-либо человеческим органом, это указывает на то, против каких болезней оно может помочь.
Растения с похожими листьями или запахом имеют одинаковые свойства. Жёлтые растения помогают очистить желчь. Чёрные полезны при меланхолии. Деревья-долгожители способны продлевать жизнь человека. Травы, растущие в трещинах скал, годятся для того, чтобы разрушать камни в человеческих органах. То же самое и с животными. Если у них большие уши, они могут быть полезны при лечении глухоты. Красивые растения и животные способствуют воспроизведению красивого потомства. В общем, как говорил один из героев романа «Мастер и Маргарита» – «лечи подобное подобным». Правда он имел в виду не совсем растения. Но вполне возможно, что саму идею почерпнул из трактата дела Порты.
Каждая часть света порождает соответствующий ей, её земле и небу животный и растительный мир. Перемещаясь на новое место, растения и животные меняют свои особенности и свойства. Целительные возможности растения зависят от того, дикое оно или культурное и где оно растёт: в воде, в горах, на равнине, на холме, в ложбине, в глухом лесу или в открытом поле. С этими утверждениями, думаю, не станет спорить и современная медицина.
Все труды Джамбаттисты делла Порты исходили из учения о симпатии и антипатии, согласно которому основа великого единения, существующего в мире, состоит в том, что вещи находятся в гармонии и согласии между собой, так как все они – «элементы» одной Вселенной. Симпатия проявляется во внешней форме и цвете тел, связанных между собой взаимными отношениями. На изучении симпатии и подобия основаны искусство составления гороскопов и толкование сновидений.
Делла Порта не отрицал свободу воли и не утверждал, будто всё в человеческой жизни предопределено. Он не верил в то, что звёзды управляют поведением людей. Он считал, что Вселенная – огромная знаковая система. Тот, кто умеет расшифровать смысл знаков, предвидит будущее, которое не определено до конца, а только намечено в общих чертах. Человек всегда может изменить свою судьбу. Учиться понимать знаки, «написанные» на каждой вещи, с которой мы сталкиваемся, человек начинает с самого своего рождения.
Вот почему 77-летний делла Порта писал кардиналу Барромео, что его книга «Наука о чудесах» – результат работы, длившейся все эти 77 лет.
Он был требователен к своим книгам не меньше цензоров, сомневался, имеет ли право поведать о том, что открылось только ему: «Но подходят ли такие вещи для того, чтобы открывать их людям? Не совершу ли я недостойный акт? Ах, перо выпадает у меня из руки. Однако мое желание помочь потомству побеждает, так как возможно, что из этого собирания фактов произойдут более великие и замечательные изобретения».
Джамбаттиста делла Порта умер в Неаполе 4 февраля 1615 года, оставив после себя значительное состояние. При жизни ему постоянно приходилось опасаться интриг своих недоброжелателей. Это заставляло его окружать свою деятельность атмосферой загадочности, которая не рассеялась до сих пор.