На полях записок моего уважаемого френда klonik69 возникла дискуссия: как правильно — снимать или не снимать обувь при входе в дом. Я припас и свои 5 копеек для этого спора.
У этой задачи: снимать или не снимать — нет правильного решения. Оно зависит от культурной традиции. И тут самое интересное.
Есть две (если правильно считаю) группы стран, где снимать обувь обязательно. Это синтоистская Япония и мусульманские страны. Снятие /неснятие обуви здесь затрагивает глубинные традиции, завязанные на религиозное мировоззрение. Неснявший обувь вносит нечистоту в самые основы бытия хозяина дома, нанося ему глубочайшее оскорбление.
Напротив, в известных мне странах Западной Европы (например, Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Британии, Швеции) гость обувь не снимает. Более того, знакомая немолодая швейцарка жаловалась мне на эту «странную русскую привычку» снимать обувь. В первый раз она была так потрясена, что спросила своего гостя: «Вы снимаете обувь, потому что у меня так грязно?».
Когда я ищу гостевое жилье через AIRNBN, я замечаю, что о необходимости снимать в доме обувь специально пишут хозяева из бывших советских республик, например, Литвы и Эстонии. Выскажу предположение, что в 20-е и 30-е годы такой привычки там не было, она появилась с советской оккупацией.
А как в классической России, в Москве и Петербурге? Мне сдается, что я являюсь живым свидетелем смены культурных традиций. Я рос в культурной московско-петербургской семье, но хотя мы жили в Кишиневе, у местной культурной среды были те же привычки. Так вот. В моем детстве все носили ГАЛОШИ! Галоши были всевозможных размеров, но примерно одного фасона для мужчин, для женщин и для детей. Черная сверкающая резина снаружи, красная байка внутри. Завод «Красный треугольник» в Ленинграде, производивший миллионы галош, и все такое.
Помните картину «Московская улица в 16 веке» из школьного учебника, где все шкандыбают в непролазной грязи? Эту традицию Русь пронесла сквозь века, и в 20-м веке на улицах было грязно. С 19 века галоши были естественным решением. В старые времена жильцы оставляли галоши в подъезде, рядом со швейцарской, затем — просто в прихожей.
И вот, в начале 60-х годов галоши исчезли, помнится, этот процесс занял года два. Могу предположить, что главная причина — рост благосостояния граждан и усиление чувства их индивидуальности. Обуви становилось больше, она делалась лучше, хотелось ею похвастаться, пройтись нарядным перед прохожими, а резиновая галоша все унифицировала. Долой галоши!
Галоши закончились, а вселенская грязь-то осталась! Появилась необходимость снимать обувь, раз галош больше не было. Так СССР присоединился к синтоистко-мусульманской традиции, хотя и на несравненно более легкомысленных основаниях. Поскольку же из погибшей империи разлетаются по миру ее граждане-осколки, то свои привычки они разносят с собой. Эка невидаль. Удивительно другое: эти граждане (именно те, что за снимание обуви) употребляют совершенно неистовую энергию, чтобы отстаивать свою правду с пеной у рта. Я подозреваю, что обувная проблема стала заместителем религиозной картины мира, создавая ее профаническую версию.
http://club-ingria.livejournal.com/1075173...