Booking.com

Карнавал и его традиции

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Беременная смерть - главный участник карнавала. На картах таро

С 23 января по 9 февраля в самом сердце Италии стартовал «Венeцианский карнавал». Этот праздник всегда собирает много людей, на него съезжаются любители развлечений из разных стран, и, хотя в этом году желающих испытать судьбу в местах большого скопления народа, к коим конечно относится и карнавал, значительно поубавилось, но тем не менее праздник продолжается. Я хочу рассмотреть традиции сего действа и их связь с нашей страной.


Питер Пауль Рубенс. Вакханалия (17 в.)

Традиция карнавалов уходит корнями в языческое прошлое человечества, историки считают, что начало этим популярным и в наши дни народным гуляньям положили древнейшие земледельческие ритуалы встречи весны и начала сева. Неизменным атрибутом празднеств такого рода, к которым относятся греческие вакханалии и римские сатурналии, был ритуал возвращения к природному состоянию, когда человек, опьяненный вином, музыкой и коллективным энтузиазмом, снимал с себя запреты традиционной морали. Такие празднества сопровождались неистовством и были необходимы как важнейший элемент психологической «разрядки». 
В первые века нашей эры древнее язычество в Европе повсеместно сменилось христианством, в котором мир представал ареной смертельной борьбы Бога и Дьявола, моральные устои изменились и человек вынужден был признать многие из своих природных потребностей грехом. Карнавалы, в эти времена не исчезли, а стали чуть ли не единственным мостиком, связывавшим слишком озабоченного спасением души средневекового человека с его земной природой. 
В России тоже есть праздник выполняющий роль европейских карнавалов и даже часть традиций совпадает. Праздник этот масленица. Традиционно масленица, как и карнавал сопровождается уличными шествиями, ряженными, театрализованными играми и представлениями. 


Карнавал, как и масленица, сохранил множество ритуальных и обрядовых обычаев, идущих непосредственно от языческих праздников, знаменующих переход от зимы к весне, начало нового календарного цикла. Многие традиционные карнавальные забавы (обливание водой, праздник свечей, костры) – это те же древнеримские весенние праздники, включающие в себя зажигание огня на алтаре Весты, очищение водой, процессии, ряженье, конские скачки и т.п. Между античностью и средневековьем в карнавальной традиции не было никакого перерыва, несмотря на разворачивавшуюся борьбу христианства с языческими традициями.
Главная отличительная черта карнавала – это выход из обычной жизни, по определению М.М.Бахтина, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Несомненно, самым первым карнавальным костюмом стала вывернутая наизнанку шкура (традиционный наряд шутовских масленичных деревенских праздников – тулуп мехом наружу). Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь – связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты». В синкретическом карнавальном существовании находят отражение древние представления о мире, когда он воспринимался целостно, без отличия жизни от смерти, высокого от низкого, великого от ничтожного. Как в календарном цикле природы смерть и обновление выступают в неразрывном единстве, так в карнавале сливается все то, что в обычной жизни разъединено, разорвано. Одна из основных категорий карнавала – профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты.
Ведущее карнавальное действо – увенчание и последующее развенчание шутовского короля праздника. И здесь тоже находят свое отражение идеи единства жизни и смерти, вечного движения и вечных перемен. Для карнавального сознания нет ничего незыблемого, все понятия относительны, двойственны и противоречивы. В связи с этим так важен для карнавала образ огня – уничтожающего, но и очищающего мир.
Естественно, что христианская церковь, провозглашающая незыблемый нравственный и иерархический закон, по своей сути полярно противоположна карнавалу. Однако, несмотря на многовековую борьбу, католическая церковь сумела лишь ограничить временные рамки карнавала, сведя его (как и масленицу в православии) к одной неделе.


Венецианские карнавальные маски

Конечно карнавал — это весело, но с ударом колокола он должен был прекращаться, по крайней мере так было. Но почему-то включая телевизор и переключая каналы у меня создается впечатление, что этот колокол, останавливающий карнавал всё еще не пробил, или его никто не слышит… Почему-то сальные шутки ниже пояса оккупировали отдельные центральные каналы и стали самой настоящей визитной карточкой. «Идите к нам,- кричат нам скоморохи всех мастей, - Мы окунем вас в то самое…, с нами смешно и весело!» И люди идут, по тому что колокол не прозвенел, а значит всё можно, карнавал продолжается!


Карнавал в Дюссельдорфе

Тарковский, работая над фильмом «Страсти по Андрею» пытался найти настоящий текст выступления скоморохов, причем не просто текст, а текст более – менее приличный, который не стыдно было использовать в серьезном кино, не опустив уровня. Так вот он провел в музеях и архивах очень много времени, но так и не нашел приличного текста, все шутки русских площадных балагуров были скабрезными, похабными, по тому, что таков закон жанра, чем проще человек, тем легче его рассмешить голой задницей. И сдается мне колокол не звонит специально, народ не выводят из состояния карнавала, шоу должно продолжаться… а кукловод, умело дёргая за нитки ведет послушное стадо туда, куда ему надо.

http://raasta.livejournal.com/550595.html

Наверх страницы

Отели в Италии