Booking.com

Как изображали Рождество Христово великие художники прошлого: Боттичелли, Барроччи и др

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.


Как сказано в Евангелиях, жизнь Христа на земле началась с необыкновенного рождения и завершилась ужасной смертью, за которой последовало воскресение. Между этими двумя полюсами происходит множество эпизодов, среди которых чудеса, диалоги и проповеди, содержащие основные учения христианства. Неудивительно, что одна из самых любимых в мире историй - история рождения Иисуса - на протяжении столетий была предметом творчества многих художников. Как же изображали Рождество Христово известные живописцы?

История изображения Рождества Христова
Христианское искусство живописи рассматривает Рождество в двух иконографических типах:
1. Первый возникает из рассказа Матфея, в котором волхвы направляются к месту рождения звезды в Вифлеем. Христианская типология считает звезду и визит волхвов исполнением пророчества Валаама: «Звезда восстанет от Иакова, а скипетр восстанет из Израиля». Самое раннее известное изображение Рождества – роспись II-III века в Катакомбах Присциллы. Она изображает пророка, указывающего на звезду, в то время как Мария сидит справа с младенцем Христом на коленях. А вот к IV веку в изображениях Рождества появились волхвы, которые навещают ребенка. Мария обычно придерживает Иисуса на коленях, а сама сидит на троне.

Древнейшее изображение Богородицы с младенцем Иисусом и пророком. Катакомбы Присциллы

2. Другой палеохристианский тип следует за Лукой, а не за Матфеем. Волхвов нет, ребенок находится в яслях, а рядом с яслями обычно стоит пастух и / или сидящая Дева Мария. В этом примере жест пастуха означает созерцание. В других он поднимает руку в знак приветствия Младенца Христа. В VI веке появляются детали, которые останутся в иконографии Рождества Христова на многие века. Например, бык и осел (они все еще присутствуют на современных изображениях Рождества). Писание Исаии 1: 3: «Вол знает своего хозяина, а осел - кроватку своего господина: но Израиль не знал меня, и мой народ не понял», и из Аввакума 3: 2: «Ты явился между двумя животными».

Фрагмент иконы "Sancta Sanctorum

Два иконографических типа никоим образом не исключают друг друга. На протяжении веков оба типа будут использоваться вместе, либо раздельно. На Востоке принято изображать мать и ребенка как параллельные лежачие фигуры с некоторым расстоянием между ними: бык и осел в верхней части изображения, а акушерки, моющие ребенка, внизу. Изображения Рождества на Западе также иногда включают параллельные фигуры и многие составляют сцену прямо в пещере.

Византийский фрагмент «Рождества Христова» начала IX века, эмаль, Метрополитен-музей.
Византийский фрагмент «Рождества Христова» начала IX века, эмаль, Метрополитен-музей.

Известные картины с сюжетом Рождества

Одна из старейших известных картин с темой Рождества – древняя выцветшая фреска в римских катакомбах Святого Себастьяно. На изображении сохранились слова на латыни «Слово стало плотью».


Ясли Рождества в катакомбах Сан Себастьяно
Ясли Рождества в катакомбах Сан Себастьяно

Филипп де Шампань «Сон святого Иосифа»

В Евангелии от Матфея Мария обещает выйти замуж за Иосифа. Бог посылает Иосифу во сне ангела, чтобы он объяснил божественное зачатие и попросил его назвать младенца Иисусом. Французский художник Шампень - один из тех редких мастеров, которые изобразили историю Иосифа и это ангельское вмешательство. Удивительно как ангел говорит без слов, объясняя тайну исключительно на языке жестов.


Филипп де Шампань «Сон святого Иосифа», Национальная галерея, Лондон
Филипп де Шампань «Сон святого Иосифа», Национальная галерея, Лондон

Хуго ван дер Гус «Мария и Иосиф на пути в Вифлеем»

На этой картине Мария и Иосиф проходят через скалистый пейзаж. Она только слезла с осла, возможно, боясь спуститься по такому опасному склону. Седой и уставший Иосиф помогает ей со всей своей любящей добротой. Мария беременна Христом. Отца Иисуса обычно изображают бессильным, но не здесь. Как муж и будущий отец он выражает огромную заботу Марии, чтобы защитить свою семью от невзгод и опасностей.


Хуго ван дер Гус «Мария и Иосиф на пути в Вифлеем» (алтарь Портинари), Галерея Уффици, Флоренция
Хуго ван дер Гус «Мария и Иосиф на пути в Вифлеем» (алтарь Портинари), Галерея Уффици, Флоренция

«Поклонение волхвов» Андреа Мантеньи и Ортолано

Картины Рождества, первой ночи жизни Христа на земле, как правило, подчеркивают хрупкость младенца и удивление, испытанное теми, кто впервые стал свидетелем его пришествия. Ребенок обычно находится в центре, а Дева изображена в нежном созерцании. Изображения этого сюжета в XIV веке обычно включают элементы, унаследованные от византийской традиции, например, коробчатую кроватку для младенца и пещерное убежище для святого семейства. Более поздние изображения кардинально меняют окружение и характер пастухов.


Андреа Мантенья «Поклонение пастухов» (после 1450 года), Метрополитен-музей / Фото: arzamas.academy
Андреа Мантенья «Поклонение пастухов» (после 1450 года), Метрополитен-музей / Фото: arzamas.academy

Андреа Мантенья представляет Младенца Христа, лежащего в складках одежды своей матери, и подчеркивает бедность и смирение пастухов. Они приближаются к сцене в рваной одежде, босыми ногами и выражением благоговения. Феррарский художник Ортолано изобразил эту сцену совсем по-другому: в величественном классическом сооружении с идиллическим пейзажем пастухи преклоняют колени перед Иисусом.


Ортолано Феррарезе «Поклонение волхвов», Национальный музей в Варшаве
Ортолано Феррарезе «Поклонение волхвов», Национальный музей в Варшаве

Джованни ди Паоло «Поклонение волхвов» и «Рождество Христово»


Джованни ди Паоло «Поклонение волхвов», около 1450, Национальная галерея искусств / Фото: gallerix.ru
Джованни ди Паоло «Поклонение волхвов», около 1450, Национальная галерея искусств / Фото: gallerix.ru

На прекрасном панно Джованни ди Паоло модные костюмы волхвов, отороченные мехом и золотом, контрастируют с простым и скромным одеянием Марии и Иосифа. Но все же благоговение царей к святому семейству очевидно. Вот молодой король пожимает руку Иосифу, а более взрослый опускается на колени, чтобы поцеловать ногу Младенца Христа. Вместе с тем художник изобразил и самую первую сцену Рождества – непосредственно «Рождество Христово». На этой картине основным акцентом восприятия зрителя является, безусловно, Вифлеемская звезда.


Джованни ди Паоло «Рождество Христово» / Фото: gallerix.ru
Джованни ди Паоло «Рождество Христово» / Фото: gallerix.ru

Сандро Боттичелли «Рождение Христа»

Это произведение Боттичелли часто называют «Мистическим Рождеством». Мария, бык и осел наблюдают за Младенцем, пока Иосиф спит. Трое мужчин, стоящих на коленях слева от конюшни, - это волхвы. Их можно узнать по длинным нарядам. Справа на коленях стоят пастухи в более простых и скромных одеждах.


Боттичелли «Рождение Христа», 1500 год
Боттичелли «Рождение Христа», 1500 год

Все ангелы несут оливковые ветви, а мужчины увенчаны оливковым венком - символом мира. Над конюшней изображены ясные небеса, которые позволяют золотому свету рая осветить сцену. Ангелы и другие герои празднуют рождение новорожденного Иисуса. В углах на переднем плане можно увидеть демонов, убегающих в подземный мир. Многие ангелы несут знамена с такими текстами, как «Gloria in excelsis deo» (Слава Богу на небесах) или текстами, восхваляющими Марию. Мистицизм Боттичелли противоположен натурализму, который практиковали многие другие художники в то время. Слово «мистицизм» относится к идеализируемому объекту, который изображается красивее, чем это возможно в реальности.



Федерико Барроччи «Рождество»

Из многих вариантов изображений сцен Рождества эта картина, пожалуй, самая нежная. Мария смиренно преклоняет колени перед Младенцем Иисусом, она также полна любви к своему новорожденному ребенку. Художник подарил своей героине великолепное сияние и акцентировал внимание зрителей именно на ее взгляде. Мать и дитя смотрят друг другу в глаза, вся композиция подчеркивает их взаимную связь и любовь. Искусство Барроччи, до недавнего времени одного из самых недооцененных итальянских мастеров, было особенно популярно среди женщин (это и неудивительно, учитывая мастерство этой сцены Рождества, в которой сияющий ребенок освещает любящее лицо Марии).


Федерико Барроччи «Рождество», музей Прадо, Мадрид
Федерико Барроччи «Рождество», музей Прадо, Мадрид



Все эти изображения Рождества Иисуса разных веков свидетельствуют о том, что люди всегда стремились к вере. Они желали познавать веру, идти к ней, распространять и отражать на своих великолепных полотнах.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070121/48656/

Два иконографических типа никоим образом не исключают друг друга. На протяжении веков оба типа будут использоваться вместе, либо раздельно. На Востоке принято изображать мать и ребенка как параллельные лежачие фигуры с некоторым расстоянием между ними: бык и осел в верхней части изображения, а акушерки, моющие ребенка, внизу. Изображения Рождества на Западе также иногда включают параллельные фигуры и многие составляют сцену прямо в пещере.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070121/48656/

Наверх страницы

Отели в Италии