Фото: REUTERS
Компании, использующие труд промышленных роботов, должны задуматься над тем, как обеспечить приток средств в социальные фонды, считают депутаты Европарламента. Логика проста: роботы на производстве замещают людей, но никаких взносов от них не поступает. Впрочем, России, где действующих промышленных роботов в сотни раз меньше, о таких проблемах задумываться пока рано, полагают эксперты.
Одним из требований европейского законопроекта к компаниям, использующим труд роботов, является обязательство выплачивать за них в том числе и пенсионные платежи. Кроме того, Еврокомиссии предлагается ввести в правовую терминологию понятие «электронных личностей», которым можно будет наделять если не всех, то хотя бы «наиболее продвинутых автономных роботов». С предоставлением соответствующих «прав и обязанностей».
А компаниям, внедряющим автоматику, предлагается вычислить, какой размер средств они экономят на социальных платежах, и вернуть часть этой прибыли в бюджет.
Несмотря на экзотичность инициативы и ее рекомендательный характер, она вызвала резкий отпор со стороны практиков. В частности, Союз немецких машиностроителей (VDMA) заявил о том, что принятие такого закона затормозит развитие робототехники в Германии.
0,15 процента рынка промышленных роботов приходится на Россию Для России подобные законопроекты выглядят фантастично. «Нам рано такие законы рассматривать, — считает первый вице-президент „Российского союза инженеров“ Иван Андриевский. — В развитом мире доля промышленных роботов растет. Только в США их число превысило 260 тысяч. В России по состоянию на 2015 год их количество составило 2740 штук». По данным Международной федерации робототехники (IFR), доля российского рынка промышленных роботов составляет всего лишь 0,15 процента, напоминает эксперт. В 2013 году российскими предприятиями было приобретено 615 таких автоматов, в 2014 году по причине резкого падения рубля — 340, в 2015 году — около 500. И хотя речь в основном идет об импортных машинах, есть некоторая тенденция к увеличению использования отечественных разработок. С этим мнением согласен и управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков. «Даже если забыть об относительно низком уровне роботизации российской промышленности, наши компании, на которые и без того возложено серьезное бремя соцнагрузки, не выдержат выплаты еще и „символической пенсии“ своему оборудованию», — уверен он. Более того, в условиях экономического кризиса подобная инициатива вызовет закономерный всплеск общественного недовольства. Могут возникнуть и определенные проблемы с юридической точки зрения. В частности, ни мировому, ни российскому праву не известно такое понятие, как «электронная личность». С юридической точки зрения вопрос абсолютно не проработан, согласен первый вице-президент «ОПОРЫ России» Павел Сигал: «Любой корпоративный юрист сможет оспорить решение властей о повышении социальной нагрузки на предприятие из-за его технологичности». По его мнению, также не очень понятно, почему выделяются только «продвинутые автономные роботы». Они в меньшей степени снижают затраты производителей, чем, например, покрасочные машины, которые экономят огромные средства. Если же смотреть с точки зрения государства, то инициатива, при которой компании, использующие труд роботов, должны будут платить платежи в соцфонды, достаточно разумна, считает управляющий партнер Коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его мнению, Еврокомиссия может официально признать конкуренцию на рынке труда между производителями роботов и работниками. «При внесении изменений в европейское законодательство такая идея, с учетом высокого уровня правовой культуры европейцев, а также необходимости борьбы с безработицей, может быть быстро реализуема», — полагает он. Российская Газета