Фото EPA/ИТАР-ТАСС
Харизматическая сцена из культового фильма Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец" с целованием рук новому главе "коза ностра" на свадьбе - не фольклор, а самая что ни на есть реальность. Влиятельный итальянский еженедельник "Эспрессо" в последнем номере опубликовал сенсационный материал о пышных свадьбах в южной итальянской области Калабрия, которые становятся местом встречи боссов местной мафии "ндрангета".
Свадьба в Италии, как и другие важные церемонии, особенно на юге занимают особое место. Свадьбы детей "крестных отцов" и самих мафиози, как в Средневековье, остаются династическими. Журналисты "Эспрессо", инкогнито побывав на нескольких таких празднествах, стали свидетелями невероятного роскошества и богатства. Праздничные обеды и ужины с невообразимыми яствами проходят в дворцовых залах в присутствии почти тысячи человек. Среди многочисленных приглашенных есть как известные рецидивисты, так и находящиеся в бегах мафиози. Сама свадьба становится местом встречи главарей, на которой спокойно "под прикрытием" можно обсудить дела. Нередко именно свадьба в том или ином мафиозном клане становится "саммитом", на котором назначается новый "крестный отец". Как правило, церковь - самое безопасное место, в котором католические мафиози никогда не позволяют устраивать разборки.
Дорогие подарки, деньги в конвертах, шикарные наряды от ведущих модных домов - на свадьбе все призвано продемонстрировать благосостояние клана. При этом все совершенно лишено вкуса и утонченности. Все типичные для итальянского юга, в целом более бедного, чем север, в мафиозном измерении приобретают невероятный по щедрости размах. Однако многие вещи жениху и невесте и их родителям, мафиозным боссам, обходятся бесплатно. Так, пишет "Эспрессо", невеста в сопровождении товарок обходит местные магазины, выбирая самые дорогие подарки для себя и гостей, и все это предполагается получить в дар от торговца. Это - своего рода рэкет: откуп за "крышу". При этом "пиццино", знаменитой мафиозной запиской, для торговца служит приглашение на церемонию.
Вместе с тем свадьбы стали и удобными зацепками для правоохранительных органов. Облавы, конечно, никто не производит, но благодаря полицейской "прослушке" на одной из больших калабрийских свадеб было положено начало громкому расследованию под кодовым названием "Криминал" о проникновении мафиозного капитала в честный бизнес на севере Италии. В результате в Калабрии и Ломбардии были арестованы 300 человек.
О калабрийской "ндрангете", одной из четырех преступных организаций на Апеннинах, наряду с сицилийской "коза ностра", неаполитанской "каморрой" и "сакра корона унита" в Апулии, до недавнего времени было известно крайне мало. Тогда как "ндрангета", контролирующая поставки наркотиков в Италию из Латинской Америки, считается самой влиятельной итальянской мафией и самым крупным мотором теневой экономики страны.
Изначально «мафией» назывались только семейные кланы на Сицилии. Еще в IХ-Х веках члены одной семьи объединялись в добровольные ополчения, которые охраняли сицилийских рыбаков и землевладельцев от набегов пиратов. За эту защиту они получали «охранные деньги». Однако эта плата сохранилась и после того, как пиратской угрозы больше не было. До сих пор рэкет и вымогательство – главные области деятельности мафии.
Само слово «мафия» у истоков имело положительное даже благородное значение. По одной из версий, латинские буквы, означающие М.А.Ф.И.Я – это аббревиатура девиза освободительного восстания 1282 года против владычества французской королевской Анжуйской династии, известного как Сицилийская вечеря, «Смерть Франции! Воспрянь Италия!». По другой версии, слово «мафия» было привнесено на остров во время арабского завоевания и означало в арабском праве защиту простых людей от произвола властей. Любопытно, что до сих пор мафия существует на противостоянии государству и процветает там, где государство не в состоянии справится с насущными проблемами.
Так было и раньше: в основе мафии всегда было секретное общество, подчинявшееся «кодексу чести», главное положение которого «омерта» - закон молчания и круговой поруки, что до сих пор является главным залогом процветания мафии.
О сохранении этой традиции и тесной связи мафии с населением говорит тот факт, что большинство боссов, которых полиции удается арестовать после нескольких лет поисков, как правило, прячутся в бункерах своих родных городов. Невозможно, чтобы это не было известно местным, которые просто не выдают «крестного отца». Тех членов мафии, кто идет на сотрудничество с правоохранительными органами, так называемых «раскаявшихся», властям приходится брать под особую защиту, потому что они сразу приговариваются к смерти.
Любое итальянское правительство, вне зависимости от политических убеждений, ставит во главу углов борьбу с организованной преступностью. Однако искоренить мафию в Италии невозможно из-за слишком глубоких корней и менталитета населения, которое склонно больше доверять себе, чем государству. Нанести серьезный удар по мафии удалось в свое время диктатору Бенито Муссолини. На время его правления пришлась волна иммиграции с Сицилии и Калабрии. Однако во время Второй мировой войны мафию вернули на Сицилию...американцы. Ряды своих войск для высадки в южной Италии они составили из итальянских эмигрантов. Так мафия вновь обрела свою землю, обогатившись крепкими связями с Новым Светом. Об этом – «Кресный отец» Копполы. http://www.itar-tass.com/c289/490253.html