Имя Нефертити давно стало нарицательным. Если хотят отметить красоту девушки, ее сравнивают с египетской правительницей. Само слово "Нефертити" с древнеегипетского переводится как "красавица грядет"?
Смена имени и мужа
Принято считать, что Нефертити - египтянка, однако существуют доказательства того, что она происходила из месопотамского государства Митанни, страны древних ариев. Народ здесь поклонялся солнцу, и с появлением на египетской земле 15-летней принцессы из Митанни по имени Тадучепа (имя данное Нефертити при рождении) пришел и новый бог - бог солнца Атон.
Брак Тадучепы с фараоном Аменхотепом III был чисто политическим. Юную красавицу обменяли на тонну украшений, золота, серебра и слоновой кости и привезли в египетский город Фивы. Там назвали ее новым именем Нефертити и отдали в гарем престарелого фараона. После смерти отца юный Аменхотеп IV получил иноземную красавицу по наследству. Любовь фараона вспыхнула не сразу, но все-таки вспыхнула. В результате он распустил огромный гарем и объявил Нефертити не только единственной женой, но и полноправной соправительницей. Принимая иноземных послов и заключая важные договоры, он клялся духом бога Солнца и любовью к жене.
Она была вдохновительницей новых планов супруга и по строительству огромного храма Атона, и новой столицы Египта города Ахетатона. Теперь самого фараона называли Эхнатоном, что значит "Угодный Атону", а Нефертити - "Нефер-Нефер-Атон". Это имя переводится очень поэтично и символично - прекрасная красотой Атона, или, другими словами, ликом подобная солнцу. Еще ее именовали "любимица Солнца" и "всех умиротворяющая своим милосердием". В папирусах в красках повествовалось об образцовом семейном счастье до гробовой доски.
Сердечные отношения царя и царицы были запечатлены в десятках и сотнях рисунков и барельефов. На одной из фресок есть даже чрезвычайно смелая и откровенная картина, которую современные люди вполне могут назвать эротиче ской. Эхнатон нежно обнимает и целует Нефертити в уста. Это первое изображение любви в истории искусства. История о безоблачном семейном счастье фараона и его красавицы-жены так пришлась по душе грекам, часто посещавшим Египет, что они включили ее в свой фольклор, а затем передали по наследству римлянам. Те, в свою очередь, разнесли ее в другие страны. Легенда стала всемирной.
Красавица и чудовище
Французские археологи восстановили облик египетской царицы: черные брови, волевой подбородок, полные, изящно изогнутые губы. Ее фигура - хрупкая, миниатюрная, но прекрасно сложенная - сравнивается с выточенной статуэткой. Царица носила дорогие одежды, чаще всего это были белые прозрачные платья из тонкого полотна. В то время как Нефертити была признанной красавицей, Эхнатон изображался женоподобным, дородным, непривлекательным мужчиной. Некоторые исследователи считают, что он страдал синдромом Фролих а (пораженные этим заболеванием часто обнаруживают склонность к полноте, а их гениталии остаются недоразвитыми и могут быть не видны из-за жировых складок).
Тем не менее красавица и уродец, кажется, были счастливы вместе. До наших дней дошло любовное письмо, написанное фараоном супруге: "Любовь моя, Королева Юга и Севера, Возлюбленная моя, Нефертити, я бы хотел, чтобы ты жила вечно..." Даже на гробнице Эхантона было выгравировано послание, адресованное Нефертити: "Я каждый день восхищаюсь твоей красотой. Мое желание - слышать твой прелестный голос, звучащий словно шелест северного ветра. Молодость возвращается ко мне от любви к тебе. Дай мне твои руки, чтобы держать твой дух, чтобы я смог принять его и жить им. Называй меня моим именем вечно, а мне без тебя всегда чего-нибудь не будет хватать".
Подари мне сына
Но дотошные археологи докопались до трагедии, без которой не обошлась, оказ ывается, жизнь солнцеподобной и счастливой Нефертити. И у нее в Древнем Египте при любящем и мудром муже была соперница. Узнать эту тайну археологам помогли все те же иероглифы и изображения на каменных плитах. Царь и царица обычно изображались как неразлучная пара. Они были символами взаимного уважения и совместных государственных забот. Супруги вместе встречали знатных гостей, вместе молились диску Солнца, раздавали подарки своим подданным.
Но в 1931 году в Амарне французы нашли таблички с иероглифами, на которых имя Нефер-Нефер-Атон кто-то тщательно соскреб, оставив лишь имя фараона. Затем появились и более удивительные находки. Известковая фигура дочери Нефертити с уничтоженным именем матери, профиль самой царицы с залепленным краской царским головным убором. Это могло быть совершено только по указу фараона. За несколько лет до смерти Эхнатона семья распалась. Основной причиной распада принято считать неспособность царицы родить наследника (у супругов было шестеро дочерей). Нефертити изгнали из дворца, она жила в загородном доме и воспитывала мальчика, предназначенного в мужья ее дочери - будущего фараона Тутанхамона.
Под изображениями царственной четы появилось другое женское имя, вписанное вместо Нефертити. Это имя Кийа. Так звали соперницу Нефертити. Подтвердил догадку и керамический сосуд с именами Эхнатона и его новой жены Кийа. Нефертити там уже не значилась. Позднее, в 1957 году, нашли изображение новой царицы - юное лицо, широкие скулы, правильные дуги бровей, невозмутимость взгляда. Черты, привлекательные лишь обаянием молодости... Эта женщина не могла стать легендой, хотя сменила женщину-легенду и любящую супругу в объятиях Эхнатона. Кроме того, Кийа смогла родить фараону наследника. Она не просто покорила сердце правит еля. В последние годы правления он сделал ее вторым (младшим) фараоном. Для нее был даже изготовлен золотой, роскошно инкрустированный гроб.
Обратная сторона
Существует и другая, не менее правдоподобная версия истории жизни Нефертити, где царица предстает перед нами совершенно в другом образе. Это опытная в любви, сластолюбивая и жестокосердная устроительница оргий, постоянно ищущая все новые и новые жертвы. Утро Нефертити обычно начиналось с ритуального танца. Комнату заполнял запах благовоний, слышалось пение хора специально отобранных мужчин, причем слепых, дабы они не могли наблюдать за ритуалами королевы. Она, танцуя, передвигалась по направлению к алтарю, возле которого обнажалась и, входя в сексуальный экстаз, предлагала богам свое тело, покрытое ароматическими маслами.
Эта Нефертити рассказывала влюбленному в нее несчастному юноше басню о женщине, которая не хотела быть "презре нной". Поэтому за свою любовь она потребовала, чтобы возлюбленный отдал ей все, что имеет, прогнал жену, убил детей и бросил их тела собакам. Он должен был отдать даже могилу престарелых своих родителей и право на бальзамирование их тел после смерти и погребальные ритуалы. Царица не только рассказывала, она сама воплощала сюжет басни и в конце концов прогнала несчастного, вознаградив его холодным соитием, а не пламенным жаром своего прекрасного тела.
Она уже не была жертвой дворцовых интриг, а сама раздувала огонь вражды в супруге Эхнатоне, ненавидела его, желала ему смерти. Эта Нефертити - царственная гетера Египта, в украшенных драгоценными каменьями маленьких сандалиях. Каждый год она дарила фараону дочерей, обвиняя его в том, что это он не может иметь сына. Она обладала телом девственно юным и прекрасным, ненасытным и порочным.
Нераскрытое убийство
Правда, конец великой обольстительниц ы красавицы-царицы нельзя назвать завидным. Несколько лет назад исследователь Джоанна Флетчер в компании с британскими учеными нашла обезображенные останки Нефертити. Мумия пылилась в одной из многочисленных пещер Аллеи фараонов в Луксоре. Эксперты были крайне удивлены тем, что они обнаружили при ее осмотре. У Нефертити отсутствовала нога, левая рука лежала оторванной, а грудь и лицо были разбиты каким-то тяжелым тупым предметом. В ее левой груди обнаружилась нанесенная каким-то колющим оружием глубокая рана, а правая рука была сильно повреждена, как будто она пыталась защититься от лезвия меча. Специалисты, исследовавшие мумию, так и не смогли определить, когда были нанесены повреждения - до или после ее смерти. Но, несмотря на это, ни у кого не осталось сомнений в том, что кто-то настолько ненавидел прекраснейшую из женщин, что сначала жестоко убил ее, а потом долго глумился над мумией.
Автор: Ольга Бунина |