Одним из самых интересных моментов во время декабрьского путешествия по Швейцарии стала поездка на самую высокогорную железнодорожную станцию Европы, Юнгфрау. Подъем, стоивший немалых денег, меня обескуражил. Почему? Рассказываю подробно.
1. О самом Интерлакене я уже писала – это курортный городок в часе езды от Берна. Он активно развивался во второй половине 19 века именно как курорт; на рубеже веков было принято решение построить железную дорогу, которая соединила бы город с вершиной Юнгфрау.
2. Строили дорогу 16 лет, каждый год строительства стоил примерно миллион франков. Перепад высот здесь – 1400 метров, 7 км дороги проходят в туннеле. Дорога, как видно по фотографии, – зубчатая. Никакой практической цели у строительства не было – по этой дороге не возили грузы, не добирались домой. Ее строили как туристический аттракцион, которым она по сей день и остается.
3. Для того, чтобы добраться до той самой высокогорной железнодорожной станции Европы, надо выехать из Интерлакена и сделать 2 пересадки. Узнать расписание движения поездов и спланировать поездку можно на официальном сайте. Удовольствие это дорогое: за дорогу в обе стороны нужно отдать 200 франков. Построенная как способ заработка дорога им по сути и остается.
4.
5. Поезда, на которых совершается подъем, разные. Окна в большинстве из них не открываются, так что снимать надо готовиться через стекло. Садиться, если вы едете через из Интерлакена через Лаутербрунен, нужно слева. Приготовиться надо и к тому, что дорогая – чисто туристическое развлечение, а Интерлакен обожаем китайскими туристами. Лично у меня было ощущение, что я еду на какую-то гору в Поднебесной. Говорю я это для того, чтобы вы забыли, что вы в Швейцарии, не надеялись на цивилизованную, в порядке очереди, посадку в вагон. Вспомните московское метро в час пик и действуйте так же.
6. Виды примерно такие.
7. Лайфхак – снимая через стекло, прижимайте к нему объектив вплотную, чтобы избежать бликов.
8.
9.
10.
11. Всю дорогу до тоннеля, последнего участка пути, я надеялась, что погода наладится и на Юнгфрау, на высоте 3454 метра над уровнем моря будет ясно, ведь накануне я видела вершину во всей красе, на фоне кристально-ясного неба, когда смотрела на нее из Интерлакена.
12.
13.
14. Ничего подобного! Юнгфрау явно была не в духе.
15. Последние 7 км поезд идет где-то 40 минут в тоннеле. Начинает ощущаться высота. Я бывала на 2.3 тысячах над уровнем моря, высота станции на Юнгфрау – 3.5 тысячи. Эта разница, скажу я вам, ощутима. Состав ползет вверх, тебя вжимает в кресло, придавливает сверху, начинает побаливать голова, хочется спать – посмотрите на пассажиров поезда, остановившегося почти у самой вершины. Высота вырубает даже всегда бодрых китайцев – гул голосов и щелканье затворов постепенно стихают и вагон погружается в тишину.
16. Когда через 2.5 часа я добралась до Юнгфрау и вышла на смотровую площадку, я не увидела ничего. Да, ничего. Не было видно даже пальцев вытянутой руки. Я так расстроилась, что не сделала ни одной фотографии, поэтому не покажу вам ни лотков с часами, ни рекламы, ни забитых туристами ресторанов, среди которых, конечно же, есть китайский, ни сувенирных магазинов. Панорамы Альп, понятное дело, я вам тоже показать не смогу. Зато покажу Альпы такими, какими их видно из Интерлакена.
17. В общем, после обеда и стакана вина, несколько поднявшего настроение, я поехала вниз.
18. Через час после отъезда с Юнгфрау небо начало расчищаться.
19. Но назад уже дороги не было!
20.
21.
22.
23. Зато окна у поезда наконец-то попались открывающиеся!
24.
25.
26. Почти картина Брейгеля.
27.
28. Надо ли говорить, что Интерлакен встретил меня прекрасной погодой и кокетливой Юнгфрау, проглядывающей из облаков?
Меня откровенно разочаровало то, как на Юнгфрау все устроено – это 100% туристический аттракцион, лишенный всякого локального колорита, если не считать колорит китайский. Стоят ли фотографии, которые можно на высоте сделать, и сувенирный швейцарский паспорт с отметкой о посещении Юнгфрау 15 тысяч рублей? Не знаю. Возможно, если бы я увидела панораму гор и замерла бы от восторга, я бы сказала, что стоит, но так как я не увидела ничего, то сказать мне нечего. Знаю людей, которые очень довольны подъемом. Сама дорога очень живописна, но сравнимые пейзажи можно найти и в других частях Альп и по другой цене.
Что я могу вам посоветовать? Делать в Интерлакене, если вы не собираетесь на Юнгфрау, нечего. Перед подъемом уточните погоду, даже если в Интерлакене ни облачка – на сайте есть веб-камера. Если видимости нет, то я бы рисковать не стала – может быть, рассеется, а может быть и нет, но билеты пропадут. Мое расписание было жестким, поэтому выбора – подниматься или нет – у меня не было.
Нужно ли вам на Юнгфрау? Как человек, который там ничего не увидел, я ответить не могу. Если 200 франков для вас деньги существенные, а об этой конкретной вершине вы никогда не мечтали, подумайте трижды. На свете есть немало горных вершин, откуда открываются прекрасные виды и подъем на которые не стоит так дорого: я наслаждалась видами на Инсбрук, каталась на альпийском поезде в Альпах над Больцано, любовалась озером Гарда с горы Монтебальдо, бывала в Юлийских Альпах в Словении и в очаровательном австрийском Бад Гаштайне. Если вы всегда мечтали попасть именно на эту гору, приезжайте летом, когда вероятность ясного неба выше, следите за погодой и будьте готовы к перепаду высот, неважному самочувствию и обилию не всегда вежливых туристов.