Шотландская зависимость
Редактор "Росбалта" — это не работа, а стиль жизни, доказала на собственном опыте Екатерина Хмыльнина, которая вместе со своим другом живет, работает и путешествует на парусной яхте.
В ходе нашего путешествия мы, возможно, в последний раз побывали в зависимой Шотландии — 18 сентября ее жителям предстоит сказать независимости "Yes" или "No". При этом, что же именно они в итоге скажут, остается загадкой — социологические опросы делят сторонников и противников независимости примерно пополам.
Так вышло, что мы сказали "Yes". Вернее, это сказал флаг, поднятый нами над палубой по морской традиции. Мы старались покупать флаги в каждой стране, через воды которой пролегал наш путь. А первым "флаговым" местом, встреченным нами в Шотландии, оказалась штаб-квартира сторонников независимости. Здесь нам совершенно бесплатно вручили значки и целых три флага с надписью "Yes" — кампания за независимость проходит под девизом Yes Scotland, в то время как оппоненты вооружились слоганом Better together.
Первым портом нашего прибытия в Шотландии был Сторновей — сюда мы добрались за два дня с юга Фарерских островов.
Сторновей оказался настолько шотландским, насколько это возможно было себе представить. Прямо в порту раздавались звуки волынки, по улицам разъезжал автобус, раскрашенный под шотландский килт, а в местный паб к вечеру набилось полгорода.
Но в Сторновее мы не задержались — мы торопились на остров Айлей, чтобы увидеть и вкусить главное сокровище Шотландии. Остров знаменит своим уникальным солодовым виски. Здесь находятся несколько известных винокурен, среди которых Ardbeg, Bowmore, Bruichladdich, Bunnahabhain, Caol Ila, Kilchoman, Lagavulin, Laphroaig и Port Charlotte.
Среди всех регионов виски Шотландии остров Айлей обладает самыми яркими отличительными характеристиками. Все виски Айлея – торфяные с типичным для шотландского напитка дымным привкусом. Этому есть простое объяснение — торф был единственным видом топлива на острове. При изготовлении виски солод на Айлее сушат горячим дымом от сгорания торфа, древесного угля и буковых стружек, получая таким образом "копченое зерно".
В качестве порта прибытия на остров мы выбрали Порт-Эллен. Городок, носящий громкое звание "самого большого" населенного пункта острова Айлей, выглядел удивительно тихо. Из местного порта открывался вид на пляж, окруженный небольшими белыми домиками в английском стиле.
Поблизости от Порт-Эллен находятся три действующие винокурни, в одну из которых — Laphroaig ("Лафройг") — мы направились сразу после прибытия буквально бегом, чтобы успеть на последнюю в тот день экскурсию.
Мы заглянули в "живописную долину на берегу широкой бухты". Именно так переводится название знаменитой марки, и как очевидец, подтверждаю, что оно полностью соответствует действительности.
Особой гордостью "Лафройг" является визит королевской семьи на винокурню. В 1994 году ее посетил принц Чарльз, приняв символическое участие в процессе подготовки солода. С тех пор Laphroiag — единственный односолодовый виски, официально поставляемый ко двору Ее Величества, а стены винокурни до сих пор украшает коллекция снимков того памятного дня.
Примечательно, что основатели компании Laphroiag поначалу занимались скотоводством, а излишки зерновых кормов использовали для изготовления солода и последующей перегонки его в спирты. Однако вскоре братья Джонстоны обнаружили, что продажа виски стала приносить больший доход, чем скотоводство, и целиком сосредоточились на производстве алкоголя.
Процесс производства одного из самых известных шотландских односолодовых виски и в наши дни остается традиционным — с использованием старинных каменных печей и деревянных лопат.
А закрома винокурни — настоящий рай для полевых мышей. Они в изобилии бегали вокруг, и даже падали с потолка, но нас заверили, что в состав виски они не входят.
Виски Laphroaig отличается характерным ароматом морских водорослей и йода – такой эффект дают собственные торфяники Laphroaig. Кусочки уникального торфа дают понюхать в ходе экскурсии по винокурне, чтобы убедить посетителей, что сам торф ничем не пахнет.
Торфяники находятся далековато от завода Laphroaig, но нам посчастливилось увидеть их по дороге на винокурню Bowmore в соседнем одноименном городе.
На винокурню Bowmore мы прибыли уставшие и обесиленные после велосипедного марш-броска из Порт-Эллен. По дороге мы любовались знаменитыми на весь мир торфяниками и стадами не менее знаменитых коров шотландской породы Абердин-ангус.
Bowmore — cамая первая легальная винокурня на острове Айлей и одна из старейших в Шотландии. В местном баре нам предложили дегустацию четырех разных виски. Bowmore оказался гораздо мягче, чем большинство виски с острова Айлей, хотя в нем тоже отчетливо ощущается торфяной дымный аромат.
Королевская семья не обошла без внимания и эту винокурню. В 1980 году Bowmore Distillery посетила Елизавета II. По этому случаю тогда на винокурне был залит виски в Королевскую бочку. Этот виски был бутилирован в 2012 году к 60-летию правления королевы.
Но дружба Ее величества и Bowmore на этом не закончилась. В июле этого года Елизавете II довелось крестить одноименный британский авианосец — Queen Elizabeth. При этом королеве была предоставлена особая честь — вместо бутылки шампанского она разбила о борт судна виски Bowmore The Taste of Islay.
Пока у шотландев есть виски, они, в общем-то, могут сказать "Да" и независимости, и чему угодно. Потому что мир никогда не скажет шотландскому виски "Нет", а Елизавета II и принц Чарльз не перестанут выбираться с визитами на легендарные винокурни.