Фото: Юрий Белинский/ТАСС
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 июля. /ТАСС/. Корабль номер 1 российского ВМФ — крейсер «Аврора» сегодня будет сдан после ремонта ВМФ России и возвратится к месту своей вечной стоянки у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге.
Об этом сообщили ТАСС на Кронштадтском морском заводе, где крейсер находился на ремонте с сентября 2014 года.
"Корабль будет передан флоту в присутствии главкома ВМФ и в тот же день отбуксирован в Санкт-Петербург", — рассказали на заводе.
По данным попечительского совета «Авроры», стоимость ремонта крейсера составила около 840 млн рублей, которые были направлены на обновление корпуса корабля и на создание новой экспозиции филиала Центрального военно-морского музея, действующего на «Авроре».
Что обновили на корабле
За время ремонта обновлен не только сам корабль, но и его системы жизнеобеспечения. В частности, на нем установлена новейшая отечественная система пожаротушения «водяной туман». Она обеспечивает тушение пожаров тонкораспыляемой водой высокого давления, или так называемым водяным туманом с размером капли менее ста микрон и по характеристикам не уступает лучшим зарубежным образцам. Новая система видеонаблюдения из 52 камер практически полностью исключает возможность незамеченного проникновения на корабль. Обновлены исторические детали, в том числе палуба из тикового дерева, расширена музейная экспозиция и изменен ее характер: если раньше музей рассказывал об «Авроре» в первую очередь как о крейсере Революции, то сейчас он представляет корабль как ветерана трех войн: Русско-японской 1904-1905 гг, Первой мировой и Великой Отечественной. Новой частью экспозиции станет медицинский блок, на котором впервые в России было применено рентгеновское оборудование. Корму «Авроры» украсит новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооруженных Сил РФ.
Первой по Неве
"Аврора" придет из Кронштадта в Петербург в сопровождении четырех буксиров. График ее ночного прохождения по Неве согласован с графиком разводки мостов — Благовещенского, Дворцового и Троицкого. Крейсер первым пройдет под разводными пролетами и направится к Петроградской набережной. Проход туристических судов в этой части акватории Невы будет в это время закрыт. В случае, если погодные условия будут неблагоприятны для швартовки крейсера у Петроградской набережной, «Аврора» сделает остановку у Благовещенского моста, неподалеку от того места, где она стояла в октябре 1917 года и откуда был дан ее легендарный залп по Зимнему дворцу.
Дно готовили, но не углубляли
С конца июня на Неве работали плавсредства Ленинградской военно-морской базы, которые готовили место стоянки «Авроры» к возвращению крейсера. Этим работам предшествовали продолжавшиеся больше года дискуссии о целесообразности проведения здесь дноуглубительных работ. Звучали мнения о необходимости углубить Неву на 2,5 метра, поскольку такие работы не проводились более 30 лет. Однако промеры, проведенные военно-морскими гидрографами, и штурманские расчеты показали, что запас глубины под килем «Авроры» у Петроградской набережной составит 1,75 метра. Это, по мнению военных, гарантирует безопасность стоянки крейсера, и необходимости углублять дно нет.
Корабль номер один
Крейсер «Аврора» был введен в строй боевых кораблей российского флота в 1903 году. После Великой Отечественной войны корабль, получивший повреждения при обороне Ленинграда, был отремонтирован и в 1948 году пришвартован у Петроградской набережной. До 1956 года «Аврора» служила учебной базой Ленинградского Нахимовского училища, после чего стала музеем. В 1992 году на крейсере вновь был поднят Андреевский флаг, он имеет статус корабля номер один ВМФ России.