Пока в самой Венеции идет Биеннале современного искусства, в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Венеция Ренессанса», соединившая более двадцати произведений Тициана, Тинторетто и Веронезе, многие из которых никогда не покидали пределов Италии. «Газета.Ru» рассказывает, что нужно знать о венецианской живописной школе, прежде чем идти на выставку.
В XVI веке олигархическая Венеция слыла городом свободы, успешно противостоявшим более мощным государствам. Венецианский флот держал почти всю торговлю со странами Востока, а искусство утверждало богатство и мощь республики. Отсюда и любовь венецианских художников к пышным формам, золоту и роскошным глубоким цветам — словом, ко всему материальному миру, который они прекрасно умели изображать. Не случайно все они были блестящими колористами. Когда во Флоренции и Риме маньеризм плавно катился к бесплодному теоретизированию, венецианское искусство расцветало.
Венецианцы делали ставку на эмоциональное воздействие живописи, а также разрабатывали тот особый колорит, который называют «плотью, смешанной с кровью».
Тициан
Тициан Вечеллио «Саломея с головой Иоанна Крестителя», Тициан Вечеллио, около 1515 года
Патриархом Высокого Возрождения по праву считается Тициан. Успех пришел к нему сразу, да и впоследствии художник был осыпаем почестями в течение всей своей долгой жизни. Во многом причиной этому стала новизна художественного мышления Тициана, прошедшего школу Джованни Беллини, а после учившегося у старшего своего современника Джорджоне. Именно в работе с последним молодой Тициан сложился как художник.
У Джорджоне он перенял интерес к пейзажу и декоративной композиции, а также свободное обращение с историческими и религиозными сюжетами.
Позже он порвет с камерностью Джорджоне, но в картине «Саломея», ставшей эмблемой выставки в Пушкинском, она еще со всей очевидностью прослеживается.
Всего на выставке представлено четыре работы Тициана, но «Саломея» из них самая примечательная.
Она хранится в собрании частной Галереи Дория Памфили в Риме и крайне редко покидает пределы Италии. Девичье лицо Саломеи здесь овеяно сдержанным сиянием красок, упавшая на лоб прядь придает ей чувственность, не свойственную библейским сюжетам, а служанка и вовсе переносит картину в бытовую плоскость. Правда, в зрелости Тициан откажется от этой мягкости форм и тихого любования земной красотой, чтобы создавать мощные колористические симфонии.
Большая часть произведений Тинторетто и Веронезе — художников следующего поколения — была создана в то время, когда еще был жив Тициан, и это влияние чувствуется в их работах.
Тинторетто
Тинторетто «Тайная вечеря», Тинторетто, около 1592 года
Тинторетто, среди прочего, представлен на выставке алтарными композициями, среди которых «Тайная вечеря» из церкви Сан Маркуола, «Крещение Христа» из церкви Сан Сильвестро и «Оплакивание», находящееся теперь в Галерее академии в Венеции. В отличие от Тициана, он вышел из демократических кругов — художник был сыном красильщика шелка.
По некоторым данным, он был так скромен, что брался за большие заказы, прося возместить ему только цену красок и холста.
Отсюда, вероятно, и происходит тот драматизм, помноженный на пренебрежение к радостям жизни, свойственный его живописи. Так, чтобы передать течение обыденной жизни и в то же время драматизм ситуации в «Тайной вечере», Тинторетто изображает апостолов в самом обычном трактире, но их фигуры при этом застывают, образуя статичную монументальную композицию.
Веронезе
Паоло Веронезе «Марс и Венера с Купидоном и лошадью», Паоло Веронезе
Живопись Веронезе, которая во многом была антитезой «темному» творчеству Тинторетто, называют «светоносной». Он был великим декоратором, что видно, например, по представленной на выставке композиции «Венера, Марс и амур» из собрания Галереи Сабауда в Турине.
Однако Веронезе редко говорил об истории или мифологии — его больше занимали пышные вычурные одеяния и декоративная сила живописи в целом.
Однако со временем его живопись усложняется: в работах появляется сложная, богатая динамика движения и резкие световые эффекты.
Почти все работы на выставке прибыли в Москву из Италии и лишь несколько работ — из российских собраний: одна картина из Эрмитажа («Святой Георгий с принцессой» Тинторетто), а также «Воскресение Христа» Веронезе и композиция Тициана «Венера и Адонис» — из собрания Пушкинского музея. Выставка будет работать до 20 августа 2017 года.