Крупнейший в Европе марафон современного искусства в этом году представляет работы не только именитых художников. В списке участников также значатся новые имена, среди которых можно найти и российские (несмотря на отсутствие разделения на национальные сегменты в основном проекте).
Организаторы текущей биеннале отдали дань старому лозунгу, пусть и немного переиначив его на новый лад, – «Viva Arte Viva», что значит «Искусство ради искусства» или «Да здравствует живое искусство!». Главным куратором стала Кристин Масель, ранее выступавшая в качестве комиссара павильонов Франции и Бельгии, а ответственным за русский павильон является ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Семен Михайловский, включивший в состав основного выставочного проекта Сашу Пирогову, Гришу Брускина и группу Recycle.
«Внутренняя вселенная», Юрия Календарев «Корабль-призрак», Татьяна АхметгалиеваКак известно, помимо основной программы проводятся отдельные выставки в национальных павильонах. Российской звездой Венецианской биеннале в этом году можно считать дебютанта ГМИИ имени А.С. Пушкина, представившего 10 мая выставку «Человек как искусство. Образы путешествий». Кураторами выставки Пушкинского музея стали его преданные руководители: директор Марина Лошак и заведующая Отделом кино- и медиаискусства Ольга Шишко.
Выставка «Человек как птица. Образы путешествий» является первым международным проектом нового для музея направления под названием «Пушкинский XXI», которое призвано выстроить новые связи между классическим и новым искусством, между российским и международным художественным процессом, как отмечает Марина Лошак.
«Частная комната», Масаки ФуджихатаСама выставка объединяет творчество 14 российских и зарубежных художников-представителей разных медиа, поэтому содержит как фото, видео, различные объекты, так и звуковые, световые инсталляции. Среди непосредственных участников встречаем истинно русских Семена Александровского, Дмитрия Булныгина, Татьяну Ахметгалиеву, Леонида Тишкова, Софью Гаврилову и некоторых других. Дополняют этот список Давид Клербо из Бельгии, Мариано Сардон из Аргентины, Мартин Хонерт из Германии, Масаки Фуджихата из Японии, Фабрицио Плесси из Италии и Марникс де Нийс из Нидерландов. Выставку Пушкинского музея можно считать поистине мультинациональной, что красочно иллюстрирует диалог художников из разных стран мира.
Изучение вопроса новых открытий на стыке оптики и искусства, путь внутренней трансформации человека, пытающегося раздвинуть границы зримого и найти новые углы зрения посредством экспедиций по всему миру, – ключевые вопросы, исследуемые в рамках выставки. Она удивительным образом сочетает в себе знакомство с историей, получение необычного визуального опыта и отражение последних тенденций современного искусства. Ведь стоит признать, высокие технологии в нынешнее время существуют на равных с традиционными медиа, и изучаемые вопросы более чем актуальны. Созданный проект ставит своей целью вход и путешествие зрителя в другое измерение через пространство, время и сквозь индивидуальный опыт. Туда, где не существует физических границ и расстояний.
Ольга Шишко (ГМИИ им. А.С. Пушкина), артист балета Михаил Барышников и Марина Лошак (ГМИИ им. А.С. Пушкина) Ксения Рапопорт на фоне работы «Шурфы» художницы Софьи Гавриловой Журналист Юрий Сапрыкин с супругой Алиной и детьми на фоне работы художника Леонида Тишкова «Частная Луна»Первый этаж Палаццо заполнен образами, связанными с водой. Здесь можно встретить лодку Фабрицио Плесси как символ слияния природной и цифровой стихий. Инсталляция Татьяны Ахметгалиевой затягивает в бесконечный водоворот образов: бушующая стихия, пение сирен, далекие маяки, напоминающие о бесплотности надежд. Художник Дмитрий Булныгин обращается к экстремальному сценарию, когда человек не имеет возможности как бы то ни было контролировать внешние обстоятельства. В работах Ирины Затуловской на первый план выходит покаяние, возвращение домой и возвращение к самому себе.
Второй этаж – это иной опыт видения, более расширенный. Так, например, работа Мариано Сардона совмещает виды городов со зрительными картами людей, которые их рассматривают. А Марникс де Нийс помогает зрителю погрузиться в этот призрачный городской мир. Также на второй этаже можно увидеть «Воображаемые территории» Софьи Гавриловой, центр вселенной в виде электронного дома Масаки Фуджимата и дом-сновидение Мартина Хонерта. Эффектный завершающий аккорд делает аудиопроект Семена Александровского «Другой музей», способный из венецианского Палаццо перенести в московский Музей изобразительных искусств, сквозь границы и расстояния.
Работа каждого художника по-своему уникальна и неповторима, однако все работы, собранные воедино, представляют собой совершенный баланс. Некоторые из них созданы непосредственно для Биеннале, а многие впоследствии войдут в коллекцию «Пушкинский XXI», и с ними можно будет познакомиться позже, если у вас нет возможности посетить Венецию до 5 сентября. Именно эта дата станет последним выставочным днем для экспозиции «Человек как птица. Образы путешествий» в Палаццо Соранцо Ван Аксель XV века.
http://www.marieclaire.ru/vestnik/-viva-ar...
http://www.marieclaire.ru/vestnik/-viva-ar...