Booking.com

До свидания, Вечный Рим!

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Оригинал взят у galik_123 в До свидания, Вечный Рим!

17-0688.jpg

Закончила свою работу выставка Roma Aeterna. И я умудрилась попасть на неё в последний день, а мечтала об этом всё время её работы! То что я увидела, приятно удивило и обрадовало, про экспозицию пока молчу... Никакой очереди, никаких толп - просто проходишь контроль с электронным билетом.

17-0687.jpg


И хотя на билете написано, что сеанс рассчитан только на полчаса, никто не выпроваживает посетителей, и вообще не следит за временем посещения. Может быть, это потому, что выставка Roma Aeterna уже заканчивается. У входа, правда, перекупщики предлагали билеты на выставку, но меня это мало интересовало, у нас были электронные билеты, которые я удачно заказала 17 февраля. В общем, всё очень цивилизованно.

17-0684.jpg


Концентрация шедевров в Ватикане на квадратный метр такова, что обойти и вдумчиво рассмотреть каждый из них не удастся и за несколько дней, так что Москве была предоставлена уникальная возможность. Шедевры Пинакотеки Ватикана экспонируются в трёх залах Инженерного корпуса Третьяковки. В первом зале в основном - картины эпохи XII-XV веков, во втором - XV-XVIII веков, в третьем - XVIII века. Вся экспозиция в целом символично оформлена в виде полукруга, напоминающего площадь Святого Петра перед Ватиканом.
На входе в залы бесплатно раздают маленький буклет-путеводитель по выставке с планом экспозиции и описанием всех работ - такое вижу впервые. Фотографировать на выставке нельзя, да и не очень-то хотелось, ведь все картины есть в хорошем разрешении на сайте Ватикана.

17-0689.jpg

Любителей прекрасного в залах довольно много, и не всегда удаётся сразу посмотреть на картины издалека, но всё же можно выбрать удачный момент. Все картины в превосходном состоянии, и дело не только в том, что они, по-видимому, недавно отреставрированы, ещё, и это главное, они сами излучают свет!

17-0681.jpg


Всего в Ватиканской пинакотеке представлено около 460 картин XII-XIX веков, размещенных в 18 залах в хронологическом порядке. Примерно десятая часть этой коллекции показана в Москве - 42 произведения из постоянной экспозиции Ватикана. Большая часть экспонатов или никогда не покидала стен Ватикана, как, например, "Христос Благословляющий" неизвестного автора, или "выезжала" лишь пару раз, как произведения Мелоццо да Форли, или не выставлялась дальше Европы, как работы Джентиле да Фабриано.
Осмотрев экспозицию, по привычке обходим ещё раз все три зала, чтобы запечатлеть в памяти то, что произвело наиболее сильное впечатление. Конечно, иллюстрации, даже на сайте Ватикана, не могут отразить живую энергетику этих картин, но на память и для тех, кто не смог побывать на этой выставке, скопировала их с сайта Ватикана в этой публикации.
Выставка начинается с древней иконы "Христос Благославляющий" в византийском стиле, демонстрирующей прямое родство итальянского и русского искусства.

17-0709.jpg
Римская школа, Христос Благословляющий, вторая половина XII века. Дерево, темпера. 98,2 x 58,6 см

В первом зале первой представлена картина, которая является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году.

17-0711.jpg
Маргарито ди Маньяно, прозванный Mаргаритоне д’Ареццо. Святой Франциск Ассизский, 1250-1270. Дерево, темпера. 127,2×53,9 cm

Джентиле да Фабриано немного теряется среди художников вроде Рафаэля и Караваджо, но мне очень понравилась сцена из жизни святого Николая Чудотворца. На небольшом полотне нашлось место и святому Николаю, который прилетает и спасает незадачливых моряков, и языческой русалке. В средневековой символике русалка олицетворяет демоническую силу - на картине она и вызвала бурю, которую "усмиряет" святой Николай.

17-0710.jpg
Джентиле да Фабриано. Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль Ок. 1425 Дерево, темпера. 38,2×62 cм

Самый поэтичный художник флорентийского XV века, прозванный Ангельским, как за прелесть его искусства, так и за мягкость характера, стал небесным покровителем художников после 1982 года, когда его официально причислили к лику блаженных. На картине справа - святой Николай спасает от гибели судно, слева - просит моряков дать зерна, чтобы спасти свой родной город от голода, и обещает, что груз от этого не уменьшится.

17-0708.jpg
Гвидо ди Пьетро, прозванный Фра Беато Анджелико. Спасение моряков и защита трех осужденных на смерть, около 1437. 34 x 60 см. Дерево, темпера 

Одно из самых потрясающих произведений выставки - "Пьета" Кривелли. К сожалению, иллюстрация ни в коей мере не отражает ни его психологическую напряжённость, ни его возвышенную красоту.

17-0707.jpg
Карло Кривелли. Пьета, XV век. 205×105 см

Представленный шедевр Джованни Беллини был навершием большого алтаря. Художник за своё новаторство и мастерство в 1483 году получил пост официального живописца Венецианской республики.

17-0706.jpg
Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной, около 1471-1474.
Дерево, масло. 107x84 cм


Две следующие картины Перуджино были частью алтаря "Вознесения Христа", созданного для монастыря Сан-Пьетро в Перудже.

17-0705.jpg
Пьетро Вануччи, прозванный Перуджино. Святой Плакида

17-0712.jpg
Пьетро Перуджино. Святая Флавия Домицилла, 1495-98. 30,1x26,8

Фрески с ангелами-музыкантами были написаны для базилики Санти-Апостоли в Риме. Божественный оркестр ангелов символизировал неземную красоту рая. После серьезной перестройки церкви многие фрески да Форли были утрачены, но ангелов удалось спасти - и в начале XVIII века они отправились в Ватикан.

17-0704.jpg
Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли. Aнгел, играющий на лютне, 1480. Фрагмент фрески, снятой со стены. 117х93,5 см

17-0703.jpg
Ангел, играющий на лютне

17-0702.jpg
Ангел с виолой

Притягивающая внимание своей изысканностью пределла "Чудеса святого Винченцо Феррери" Эрколе де Роберти - нижняя вытянутая часть алтарного образа. Изображены следующие эпизоды (слева направо): исцеление роженицы, пейзаж, воскрешение богатого иудея, исцеление хромого, спасение ребёнка из горящего дома, воскрешение ребёнка.

17-0713.jpg
Эрколе де Роберти. Полиптих Гриффони, пределла. Чудеса святого Винченцо Феррери, 1473. 30 x 215 см

Изящный полиптих привлекает и своим утончённым изображением архитектуры.

17-0701.jpg
Фрагмент

Второй зал по размерам - самый большой, и здесь представлены, в основном, картины того периода, когда папский Рим достиг своего наибольшего могущества. В центре зала под стеклом две работы Рафаэля "Вера" и "Милосердие", входившие в композицию алтаря Бальони в церкви Сан Францеско аль Прато в Перудже.

17-0683.jpg


Алтарь, частью которого являлись "Вера" и "Милосердие", был заказан Аталантой Бальони для погребальной капеллы, в которой покоилось тело её юного сына, зверски убитого в междуусобной распре двух перуджийских семейств.

17-0700.jpg
Рафаэль Санти. Надежда,1507. 16x44 см


17-0699.jpg
Рафаэль Санти. Милосердие,1507. 16x44

Самая романтичная картина выставки - "Святая Елена". По легенде Елене явился ангел, побудивший её отправится в Иерусалим на поиски креста Иисуса. Предполагается, что элегантная венецианка на картине, чьё изображение почти портретно, - жена Веронезе, которую также звали Елена.

17-0698.jpg
Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены. Около 1575-1580. Холст, масло. 166x134 cм

Безусловный шедевр на выставке - "Положение во гроб". Многие из картин Караваджо были отклонены заказчиками из-за намеренного отказа художника от возвышенности образа. Он изображал святых среди простых людей.

17-0697.jpg
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. Положение во гроб, около 1603-1604. Холст, масло. 300 x 203 cм

17-0696.jpg
Фрагмент


17-0714.jpg
Гвидо Рени. Фортуна с кошельком, 1637. 188х155 см


17-0695.jpg
Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620 Холст, масло. 85x68 cм

"Святое семейство" Креспи привлекает внимание своими живописными качествами - раскованной, эскизной манерой письма.

17-0694.jpg
Джузеппе Мария Креспи: Святое Семейство, 1735-40. 59х44 см

И завершает коллекцию цикл из восьми полотен Донато Крети "Астрономические наблюдения", вставленных в одну раму. Картины изображают наблюдения за Солнцем, Луной, Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном - всеми планетами Солнечной системы, которые на тот момент были известны людям. "Астрономические наблюдения" были написаны по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили и предназначались в дар Клименту XI. Так аристократ надеялся убедить Папу дать денег на постройку обсерватории в Болонье.

17-0682.jpg
Донато Крети. Астрономические наблюдения, 1711

17-0693.jpg
Солнце, Луна

17-0692.jpg
Венера, Марс

17-0691.jpg
Юпитер, Меркурий

17-0690.jpg
Сатурн, Комета

Спасибо Третьяковской галерее и Ватиканской пинакотеке за прекрасную выставку! В 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

17-0685.jpg
 
Наверх страницы

Отели в Италии