Картины Рафаэля Санти известны во всем мире.
Его "Сикстинская мадонна" - один из самых известных образов в истории мировой живописи.
Если внимательно присмотреться, то почти на всех полотнах Рафаэля изображена одна и та же женщина.
Кто она, Муза Великого художника, которая удостоена такого количества прекрасных образов Мадонны?
Оказывается, Музой Рафаэля была Маргарита Лути или Форнарина, дочь простого булочника, отличавшаяся отнюдь не ангельским характером…
Эта простая крестьянская девушка и мечтать не могла о той судьбе, что была ей была уготована великим художником. Она и предположить не могла, что даже через века ею будут любоваться во всем мире, а увидеть ее оригинальный образ на полотнах Рафаэля Санти будут приезжать люди со всего мира в музеи, которым принадлежат холсты.
Она, понятно, и думать не могла, что станет самой дорогой куртизанкой в мире даже после своей смерти.
А жизнь у нее была совсем скромная.
В 17 лет девушка планировала выйти замуж за местного пастуха Томазо Чинелли. И все именно так и случилось бы, если бы не вмешался Его величество - Случай.
Прогуливаясь однажды по парку девушка познакомилась с самим Рафаэлем Санти.
Художник не просто гулял и любовался природой. Он подыскивал натурщицу для картины "Амур и Психея". Едва увидев очаровательную Маргариту Лути, он понял, что перед ним предстала настоящая Муза неземной красоты.
Он тут же предложил юной красавице стать его натурщицей. Лути растерялась, но спустя недолгое время согласилась, правда, сказала, что для этого ей необходимо получить разрешение отца. Разрешение было куплено за несколько десятков золотых монет, а сама Маргарита в первый же вечер работы с художником вернулась с дорогим золотым ожерельем.
Рафаэль потерял голову от красоты и готов был одаривать свою Музу самыми дорогими подарками лишь бы наслаждаться ее красотой. Маргарита вскружила ему голову, влюбила в себя без остатка, да и сама с головой окунулась в роскошную жизнь, о которой совсем недавно не могла и мечтать.
Ее жизнь круто изменилась. Вчерашняя крестьянская девушка, невеста пастуха окунулась в роскошь и великолепие. Какой пастух? Какая свадьба, какое жалкое существование крестьянки, если вокруг нее как много богатых и знатных мужчин, готовых бросить к ногам любые деньги и даже состояние?
Естественно, Рафаэль ее боготворил, но она стала замечать, что многие мужчины куда богаче и привлекательнее Рафаэля. Картину "Амур и Психея" художник писал для банкира Агостино Киджи, а 17-летняя "Психея", наслаждалась любовью с Санти. Она была счастлива, любима, одарена деньгами, нарядами и украшениями. Но все это когда-нибудь заканчивается.
Картина была готова, пастух был готов жениться на своей Маргарите, но она бросилась не в объятия пастуха, а в горячие объятья самого Агостино Киджи. Того самого Киджи, итальянского банкира, который кредитовал пап Юлия II и Льва X, Чезаре Борджиа и семейство Медичи.
Именно он, одурманенный ее юностью и красотой, заточил в монастырь Томазо Чинелли, чтобы наивный пастух не донимал возлюбленную преследованиями.
Говорят, что в жизни Маргариты были случаи трагической любви.
В числе ее поклонников был один из учеников Рафаэля, Карло Тирабоччи. За свою страсть юношу убил на дуэли его соперник, тоже из юных художников.
Есть предположения, что Рафаэль не знал о похождениях своей прекрасной Музы, хотя о них судачили на каждом углу.
Девушка часто не ночевала дома, но Рафаэль ничего с этим не мог поделать и только в бессильной злобе, как одержимый, писал ее портреты, выплескивая на холст все свои чувства и красоту натурщицы.
До конца своей жизни, до последнего дня и до последнего вздоха Рафаэль боготворил Маргариту.
Именно она стала прототипом образа Сикстинской мадонны. Дочь простого булочника, или, как ее еще называл маэстро, "форнарина", на холстах Великого Рафаэля Санти была Святой Мадонной, имевшая при жизни дурную славу куртизанки. Не исключено, что ее разгульная жизнь сильно подорвала здоровье Рафаэля и стала причиной его раннего ухода (художник скончался в возрасте 37 лет в день своего рождения).
Несмотря на то, что она не ценила его любовь, его чувства, его преданность, художник после смерти оставил ей в наследство весьма приличное состояние.
После смерти Рафаэля Санти Маргарита, будучи богатой дамой, не изменила свой образ жизни и продолжала крутить романы с флорентийскими богачами.
Возможно, за несколько лет, насытившись бесчувственными отношениями, она и готова была изменить свою жизнь, и даже после выхода из монастыря на свободу того самого пастуха Томазо она сделала к нему свой первый шаг и при встрече сказала, что ее чувства все еще живы и она готова выйти за него замуж, но бывший жених и вчерашний узник лишь бросил ей в лицо горсть земли в знак презрения.
Поняла ли когда-нибудь Маргарита Лути рядом с каким гением ей довелось жить?
Есть и полностью противоположное мнение.
Говорят, что любовь Форнарины и Рафаэля была «взаимной, истинной, чистой, не имевшей себе равных».
После смерти Рафаэля «она была (насильно) пострижена в монастырь, где вскоре и умерла». Любопытно, что Антонио Валери - исследователь жизни Рафаэля, обнаружил в рукописи флорентийской библиотеки в списке монахинь одного монастыря женщину по имени «вдова Рафаэля».