Опера «Тоска» («Tosca») – драма Джакомо Пуччини. Авторы либретто - Джузеппе Джакоза и Луиджи Иллика. Премьера состоялась 14 января 1900 г. в Риме.
На сегодняшний день «Тоска» является одной из самых распространенных оперных постановок в лучших театрах мира. Однако признание пришло к произведению не сразу. На премьере присутствовали высокопоставленные лица (в числе которых королева Маргарита, президент Совета министров Луиджи Пеллю и многие другие представители правительства).
Опера была принята публикой без особого восторга, критики писали недвусмысленные отзывы, говоря о стандартных мелодических доминантах, типичных для предыдущих работ Джакомо Пуччини, упрекали в излишнем натурализме, особенно в сцене пыток. Тем не менее, даже столь негативное первоначальное восприятие оперы подтвердило талант композитора производить неизгладимое впечатление на широкую публику своими постановками.
В основе произведения лежит сюжет пьесы Виктора Сарду «Тоска». Пуччини был увлечен данной работой французского драматурга на протяжении нескольких лет. Впервые композитор увидел «Тоску» в 1889 г. в Милане, когда роль главной героини исполняла Сара Бернар.
Сюжет глубоко затронул душу Пуччини: стремительное, страстное действие, пропитанное идеями свободы, происходило в Италии в мрачное, трудное время. Яркие идеи Сарду были близки композитору, как стороннику яркого антуража и накала страстей в произведениях.
Джакомо Пуччини без труда понимал всю глубину драмы. В связи с этим возникали постоянные сложности в постановке произведения. Он возражал, когда автор либретто Луиджи Иллика желал написать для тенора долгую прощальную речь. В итоге появилась на свет короткая и пылкая ария «В небе звезды горели» («Е lucevan le stelle»).
Арию "В небе звезды горели" поет Сергей Лемешев
Более того, Пуччини был недоволен известной арией «Только пела, только любила» («Vissi d’arte, vissi d’amore»), так как она «замораживала» действие на сцене.
Арию Тоски поет Мария Каллас
Решение проблемы пришло неожиданно – на одной из репетиций актриса случайно отодвинула ложе и исполнила партию стоя на полу. С тех пор исполнение арии происходило исключительно в таком варианте, ведь, по мнению композитора, это придавало ей жизненность.
Пучинни называют человеком театра, способного заворожить зрителя. Сегодня постановки «Тоски» прекрасно принимаются восторженной публикой.Опера продолжает жить даже спустя век после премьеры: ее ставили на сценах лучших театров мира уже более 3000 раз.
Занимательные факты:
- на премьере неожиданно появилась полиция (как оказалось, в зале могла быть заложена бомба). Но вскоре спектакль все-таки начался и… прервался. Послышались крики. Но они не были связаны с возможным взрывом. Был нарушен римский театральный обычай: ведь спектакль начался точно в указанное время, несмотря на сложности, но аудитория традиционно запаздывала. Именно опоздавшие требовали начать спектакль заново.
Дуэт Тоски и Скарпиа. Поют Владимир Бунчиков и О.Пиотровская (1964 год)
Актеры, музыканты и дирижер проявили небывалое самообладание: после того, как крики поутихли, опера, наконец, была представлена широкой публике;
- в 1900г. в постановке участвовал Энрико Карузо (он заменял актера, который не смог исполнить партию Кавардосси). Джакомо Пуччини был поражен «золотым голосом» Карузо, прокомментировав исполнение арии «Свой лик меняет вечно» («Recondita armonia») словами: «Кто послал вас мне? Бог?».
.be