Booking.com

«Молодой Папа»: гид по живописи, показанной в сериале Паоло Соррентино

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.
Сериал «Молодой Папа» (The Young Pope, 2016), снятый итальянским режиссером Паоло Соррентино, живописен сам по себе, и дополнительную живописность ему придает… живопись. Ее в кадре предостаточно, ведь действие происходит в Ватикане, а Святой Престол является обладателем богатейшей коллекции предметов искусства. Карликовое государство занимает площадь,составляющую 1/8 площади Центрального парка в Нью-Йорке, и при этом на его территории расположены 9 музеев, включающих 54 галереи. Но для Паоло Соррентино картины — не декорации,а полноценные персонажи сериала, позволяющие играть со смыслами, делать акценты и намеки. Поэтому в кадре будут появляться как картины и скульптуры, «прописанные» в Ватикане, так и special guest stars из других музеев мира.
Джуд Лоу в роли Ленни Белардо, избранного папой римским Пием XIII. Кадр из сериала «Молодой Папа».

Кадры как картины

Для работы над сериалом в качестве оператора Паоло Сорренитно пригласил Луку Багоцци, который уже снимал для него фильмы «Великая красота» и «Молодость». Оператор, несомненно обладает отменным художественным вкусом и выстраивает кадры по законам живописи — следуя гармонии цветовой гаммы, стройности перспективы и композиционного построения. 

Палитра некоторых эпизодов перекликается с шедеврами Возрождения и барокко: то это золотисто-прозрачная живопись флорентийской школы, то диковатый архаизм сиенских мастеров, то тревожная выпуклая светотень Караваджо, 
Флешбеки, видения и сюрреалистические сны героя нередко являют собой завуалированные реплики известных произведений. Как и живописные полотна, они иллюстрируют библейские сюжеты, хоть и не копируют буквально известные картины. 

Помните жутковатый первый кадр сериала — ребенок, ползущий вверх по горе неподвижных тел младенцев?

Сразу вспоминается популярный сюжет- избиение младенцев: когда избежал казни и остался в живых только один — Избранный. В титрах сериала, в отличие от евангелического Младенца, ребенок буквально карабкается наверх по телам других. Может, это Антихрист?
  • Кадр, которым открывается сериал "Молодой Папа".
  • Мастерская Лукаса Кранаха старшего. Избиение младенцев (фрагмент). Ок. 1515 г. Национальный музей в Варшаве.
Скульптурная «Пьета» Микеланджело обыгрывается в сериале как минимум дважды. Сцена обморока Ленни, когда он падает на руки Эстер. И видение на лугу: женщина в белом держит на коленях мальчика — то ли спящего,то ли убиенного. Видим мы несколько раз и саму «Пьету», в сериале она стала символической темой уязвимого, доброго и праведного героя — кардинала Бернардо Гутьерреза, человека с поруганным детством, для которого Богоматерь — единственная наставница и защитница. Микеланджело Буонарроти. Пьета (Оплакивание Христа) Пьета (Оплакивание Христа)
Микеланджело Буонарроти
1499 Папа, молящийся среди суровых африканских песков и мертвых деревьев — чем не «Христос в пустыне» или «Моление о чаше»? Эффект подчеркивают утрированно картинные жесты Ленни. Джованни Беллини. Моление о чаше Моление о чаше
Джованни Беллини
1465, 81.3×127 см Даже при виде обычной монашки, подносящей у колодца Папе и кардиналу по бокалу апельсинового сока, невольно вспоминается Добрая самаритянка.

И такие трактовки напрашиваются еще во множестве эпизодов — смотрите внимательно и вы получите изысканное удовольствие от разгадки этого изящного ребуса.

Картины как персонажи

Картины и скульптуры в сериале играют важную роль, причем в буквальном смысле. Их выбор не случаен, в кадре они фигурируют не просто как безмолвные свидетели; они придают происходящему особый символический смысл.

Предательство. Приватные беседы Папы с сестрой Мэри, его воспитательницей, советчицей и правой рукой,неоднократно происходят на фоне картины «Тайная вечеря» — запечатленной в живописи сокровенной встречи единомышленников, если не заговорщиков. И один из участников — предатель-Иуда. Уж не символизирует ли он двойную игру монахини, желающей добра своему воспитаннику, уж не предательством ли являются ее сговор с недоброжелателями Ленни, пусть и совершенный, по ее убеждению, во благо? Радикализм. Вот еще «свидетель»: первый разговор Ленни с исповедником происходит на фоне портрета в полный рост Папы Пия IX — одного из самых неоднозначных пап за последние лет 200, который умудрялся быть одновременно консерватором и реформатором. Он поставил рекорд по длительности правления (32 года). Уж не с него ли берет пример Ленни?
  Богоизбранность. Многие сцены, в которых Папа проявляет особый цинизм и высокомерие, сняты в официальном кабинете Папской библиотеки. Над креслом понтифика мы видим картину Антониаццо Романо «Мария с Младенцем,святые Петр и Павел и 12 магистров Роты». Святые на картине крупнее по размеру и расположены выше коленопреклоненных смертных. 

Полотно висит над головой Папы и словно напоминает визитерам (даже премьер-министру): вы — там, внизу, у ног Божества, а Папа — единственная связь между ним и вами. Знайте свое место! Антониаццо Романо. Мария с Младенцем, святые Петр и Павел и 12 магистров Роты Мария с Младенцем, святые Петр и Павел и 12 магистров Роты
Антониаццо Романо
1485, 187×212 см Надо сказать, интерьер помещения папского кабинета для приемов именно такой в реальности, и именно эта картина там и висит. На противоположной стороне комнаты расположена картина «Воскресенье» Пьетро Перуджино, но нам ее показывают реже. Пьетро Перуджино. Воскресение Сан-Франческо-аль-Прато Воскресение Сан-Франческо-аль-Прато
Пьетро Перуджино
1499, 233×165 см Человечность. Кардинал Анджело Войелло, антагонист Ленни, поначалу кажется нам воплощением всех пороков папской курии. В последней серии, когда он беседует со своим воспитанником, ребенком-инвалидом, мы неожиданно видим на стенах его апартаментов жизнерадостные и пышные фруктовые натюрморты XVII века. Сочные, яркие овощи и фрукты торжествующе проступают из полумрака комнаты. Мы задумываемся: а так ли ужасен Войелло? Ему ли одному присущи человеческие слабости — мелкое тщеславие, склонность к манипуляциям, странные эротические предпочтения? Задержись, занесенная рука с зажатым в кулаке камнем, — Войелло простой человек, в котором смешались грехи и добродетели, и ему не чужды доброта, милосердие и способность любить. Похоть. Странный «персонаж» — «Виллендорфская Венера». Небольшая палеолитическая фигурка, изображающая,возможно, женское божество, сделана очень грубо, и, на наш вкус, должна казаться отталкивающей, однако скульптурке не откажешь в удивительной натуралистичности и даже в некой природной грации. Эту грацию и усмотрел в каменном божке один вышеупомянутый Анджело Войелло, госсекретарь Ватикана, что родило в нем не совсем приличные фантазии. «Венера» на самом деле находится не в Ватикане, а в Вене, в музее естествознания. Но мы простим авторам эту небольшую вольность — эпизод с ней очень комичен. Ведь это действительно забавный парадокс: священник высочайшего ранга,приближенный к Святому престолу,проводящий свои дни в окружении утонченных произведений искусства — и вдруг возжелал примитивное языческое божество, чей возраст оценивают в 29,500 лет. Семья. Это загадочное произведение поначалу можно принять за иллюстрацию какого-нибудь малоизвестного библейского сюжета — написанные маслом фигуры двух немолодых мужчин, один из которых кормит ребенка грудью. На самом деле, эти люди существовали в реальности, и обладатель округлой молочной железы — не мужчина, а женщина. 

Испанский художник Хосе де Рибера на своей картине изобразил итальянку Магдалену Вентуру с супругом и ребенком. В молодости она была обычной дамой, вышла замуж и родила троих сыновей, но в возрасте 37 лет у нее вдруг начала расти борода. Живописец допустил небольшую вольность — картина написана в 1561 году, и Магдалена уже не могла кормить грудью младенца, так как ей в то время было уже 52 года. 

Мы видим очень странную, пугающую семью, но это все-таки семья. Она противопоставляется прекрасным, светлым образам родителей Ленни, постоянно всплывающим в его памяти. Их лики великолепны, как ангелы, но, к сожалению,не реальны, это всего лишь манящая химера из прошлого. Хосе де Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном Магдалена Вентура с мужем и сыном
Хосе де Рибера
1631, 196×127 см Анонимность. Работ еще одного художника мы не увидим в кадре, но его упоминает Ленни — в качестве одного из самых влиятельных художников современности. Это известный британский стрит-арт-художник,которого до сих пор никто не видел, — Бэнкси. Папа приводит его в пример как удачный маркетинговый проект: повышенный интерес к художнику вызван именно его анонимностью.

Иллюстрация: Бэнкси. Христос с пакетами для шоппинга, 2004.

Титры сериала "Молодой Папа" как арт-галерея

Во время начальных титров нам показывают 10 произведений искусства, мимо которых проходит Ленни с блаженной улыбочкой. Сразу уточним, что только одно из этих произведений находится в Ватикане, зато все они косвенно отражают события сериала. Геррит ван Хонтхорст. Поклонение пастухов Поклонение пастухов
Геррит ван Хонтхорст
1606 У этой прелестной, теплой картины утрехского караваджиста Хонхорста печальная судьба. Она выставлялась в Галерее Уфицци и в 1993 была практически уничтожена во время взрыва при мафиозных «разборках». В «Фиате», припаркованном между стенами Академии Горгофили и галереи Уффици, сработало взрывное устройство; взрывом были частично разрушены стены старинных построек, убиты 5 человек и уничтожены 3 картины, включая «Поклонение…». Работу пытались реставрировать, но она восстановлена только частично. Картина мелькает в кадре, так как тема мафии затрагивается в сериале. Пьетро Перуджино. Вручение ключей апостолу Петру Вручение ключей апостолу Петру
Пьетро Перуджино
1482, 330×550 см Фреска Перуджино — едиснтвенная работа из титров с ватиканской пропиской: она украшает Сикстинскую капеллу. Христос в присутствии множества свидетелей вручает святому Петру ключи от рая. Это символ верховной духовной власти, дающей право решать, кого впустить в Царство небесное, а кого нет. Икона «Первый Никейский собор». Греция, Монастырь Мегало Метеорон. На иконе изображен император Константин в окружении епископов во время первого Вселенского собора. На Соборе были осуждены ереси и впервые четко определены дисциплинарные правила, которым доныне следуют священники высокого ранга. Микеланджело Меризи де Караваджо. Обращение Святого Савла Обращение Святого Савла
Микеланджело Меризи де Караваджо
1601, 230×175 см Эта картина самая, пожалуй, известная, из десяти, показанных в титрах «Молодого Папы». Савл изначально был фарисеем и слыл ярым гонителем христиан. Однажды на пути в Дамаск с ним случилась история, описанная в «Деяниях апостолов»: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос,говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». После этого Савл изменился и стал добрым христианином. Мы его знаем под именем апостола Павла, основателя Святого престола. В Апостольском дворце имеется одноименная фреска,написанная в 1540 году другим Микеланджело — уже упомянутым нами Буанаротти. Думается, авторы показывают«Обращение…» кисти Караваджо, чтобы подчеркнуть личностную и духовную эволюцию главного героя сериала, которую мы наблюдаем в течении всего действа. Франческо Айец. Петр Амьенский Петр Амьенский
Франческо Айец
1820-е , 210×280 см Знаменитый пустынник изображен верхом на белом муле, в момент его пламенного обращения к верующим. Страстный проповедник и борец за веру, он считается первым организатором и идейным вдохновителем Крестовых походов — этим он, похоже, и занимается на картине. Упоминание Петра Амьенского подчеркивает радикальные взгляды молодого Папы,ведь Ленни тоже пытается организовать «крестовый поход» против легкомысленного отношения современников к Церкви. Джентиле да Фабриано. Святой Франциск получает стигматы Святой Франциск получает стигматы
Джентиле да Фабриано
1415, 64×87 см Как и Ленни, Франциск был «духовным революционером» своего времени. Он призывал во имя Бога отказаться от всего земного и тщетного, пытаясь отвратить Церковь от формализма и лицемерия. Правда, во время визита босоногих францисканцев молодой Папа брезгливо пеняет им за запах, исходящих от их ступней. Вот такой он противоречивый парень… Матео Черезо Младший. Святой Фома из Вильянуэва Святой Фома из Вильянуэва
Матео Черезо Младший
1660, 246×208 см Августинский монах Фома прославился своим милосердием и жертвенностью. Всегда упоминается раздающим милостыню нищим. Это мы видим и на картине. Тема милосердия с разной степенью отчетливости красной нитью проходит через весь сериал. Пассиньяно (Доменико Крести). Микеланджело показывает Папе Пию модель собора Святого Петра Микеланджело показывает Папе Пию модель собора Святого Петра
Пассиньяно (Доменико Крести)
1618 Микеланджело не строил весь собор, он переделывал купол, на него он и указывает. Тоже весьма символично — перестройка главного католического собора, некоего навершия, словно отражает реформирование папской власти,да и всей Церкви, что и пытается проделать Ленни. Добавим, что постройка собора и реконструкция площади Святого Петра в 16 веке были поистине грандиозными проектами, но и очень затратными. Немилосердные поборы с верующих и торговля индульгенциями, которые так поразили в свое время Мартина Лютера, имели целью не только стяжательство и личное обогащение духовенства, они были призваны пополнить истощенную казну Святого Престола. Прекрасные и грандиозные архитектурные сооружения стали косвенной причиной всколыхнувшейся волны Реформации. Оппоненты Папы в сериале опасаются, что его революционные действия могут привести к катастрофе. Франсуа Дюбуа. Варфоломеевская ночь Варфоломеевская ночь
Франсуа Дюбуа
1572, 94×154 см Ярчайшее отображение кровавого преступления ради веры. «Цель оправдывает средства!» — в наше время цинизм этого изречения ужасает, но в иные времена оно двигало массы. Молодой Папа нередко проявляет жестокость, идя к высокой цели. Ждать ли отмщения со стороны Мироздания? Фото: bridgepugliausa.it И, наконец, финальная сцена титров — метеорит, поражающий Папу Иоанна Павла Второго. По незнанию можно подумать, что это такой кинематографический символ, созданный фантазией авторов, но нет, это тоже произведение искусства. Это гиперреалистичная скульптура итальянского художника Маурицио Каттелана, созданная в 1999 году. 

Называется она «Час девятый» — время смерти Христа на кресте. По-видимому, символизирует кризис института папства. Для фильма создали копию скульптуры, оригинал был продан в 2001 году на аукционе «Кристи» за 886000 $.
Как снимали шедевры

В одном из интервью Соррентино упомянул, что Ватикан наотрез отказался помогать в съемках фильма. Ни одна сцена не была снята на территории Ватикана. Все, что вы видите — Ватиканские сады, Сикстинская капелла, Папская библиотека и другие интерьеры, — все это воссоздано командой опытных декораторов под руководством Лауры Казалини. Единственное, что есть аутентичного в кадре, — это одеяния священников. Их шили в том же ателье, где делают и настоящую одежду для ватиканских кардиналов и самого Папы.

Лаура Казалини уже участвовала в работе над подобным проектом — она делала декорации для полнометражного фильма «У нас есть Папа» (Италия-Франция, 2011, реж. Нанни Моретти). В фильме тоже, естественно, фигурирует Сикстинская капелла. Для «Молодого Папы» использовали макет нижней половины фрески. Верхнюю половину и потолок размером с две баскетбольные площадки не пришлось расписывать, его «дорисовали» на компьютере. А вот со стенами и «Страшным судом» художникам пришлось повозиться. https://artchive.ru/news/2384~Molodoj_Papa...

Наверх страницы

Отели в Италии