Ян Харменс ван Бейлерт «Гранида» 1602е из фондов ГМИИ
Ян Харменс ван Бейлерт (1597/1598 г., Уртрехт - 1671 г., Уртрехт) - сын уртрехтского художника по стеклу. Его два брата решили последовать по стопам своего отца, тогда как Ян решил стать живописцем. После завершения обучения у известного маньериста Абрахама Блумарта, Ян уехал в Италию в Рим около 1621 года. Бейлерт быстро заимствовал основные живописные приемы караваджизма и характерную для него тематику, начав писать сцены с солдатами, пьющими и забавляющимися с девицами, играющими в кости или карты, а также изображал музицирующих юношей и девушек. В 1625 году художник вернулся в Утрехт и в том же году женился на Маргриете Кемингс. В 1630 году Бейлерт стал главой гильдии Св. Луки. На родине карьера художника сложилась успешно. Продолжая караваджисткую теу, художник писал полуфигурные изображения мужчин и женщин, как правило, музицирующих или пьющих, что указывает на востребованность подобных тем на рынке. Также, художник писал портреты, в том числе и групповые. Для короля Дании Бейлерт исполнил картон для гобелена. Известны более 200 работ художника. Его лучшие работы принадлежат периоду 1620-х и 1630-х годов.
Данное полотно – из коллекции Ильи Самойловича Зильберштейна. Гранида — персонаж голландской пасторальной пьесы Питера Хофта «Гранида». Гранида, дочь восточного царя, помолвленная с принцем Тисифернесом, заблудилась во время охоты. Она повстречала пастуха Дайфило и его госпожу Дорилею, которые только что повздорили. Дайфило сходил за водой для принцессы, чтобы дать ей напиться, и влюбился в нее. Он последовал за ней ко двору, и после нескольких поворотов в сюжете они сбежали вместе в лес, чтобы предаться пасторальной жизни. Дайфило был схвачен и заточен в темницу одним из стражников свиты Граниды. Они вновь в конце концов соединились после вмешательства в дело Тисифернеса, который отказался от своих притязаний на нее. Эта пьеса утвердила в Голландии моду на пасторальные идиллии и долго оставалась популярной. Она широко представлена в голландской живописи XVII века.
Ян Харменс ван Бейлерт «Лютнист» . Около 1630г из фондов ГМИИ. Происхождение: в 1937 году поступила в дар от М.Б. Бенедиктова, Москва.
Ян Харменс ван Бейлерт «Флейтистка». Около 1630г из фондов ГМИИ. Происхождение: в 1937 году поступила в дар от М.Б. Бенедиктова, Москва.
Картины – парные, хотя и различны по уровню исполнения. Утрехтские караваджисты нередко повторяли собственные композиции; вполне возможно, что эти два полотна относятсяк числу таких авторских реплик.
Герит ван Хонтхорст «Пастух и пастушка». 1620е из фондов ГМИИ закупка Ф.П.Орлов, Москва.
Хонтхорст Геррит или Герард (прозвище “Ночной Герард”)(1590-1656), голландский живописец и рисовальщик. Учился в Утрехте у А. Блумарта, в 1610 или 1612-1620 годах работал в Италии, где испытал влияние Караваджо. Благодаря могущественным покровителям — кардиналу Сципионе Боргезе и великому герцогу Тосканскому Хонтхорст получил крупные заказы для церквей Рима. По возвращении в Утрехт (1620), он вступил в гильдию живописцев (1525) и приобрел широкую известность; он пишет религиозные и жанровые картины и имеет 25 учеников. Хонтхорст писал интимные жанровые сцены и трактованные в бытовом духе библейские композиции, построенные на эффектах искусственного ночного освещения. В 1628 Хонтхорст посетил Лондон, где писал портреты Карла I и его жены, Генриетты Марии, давал уроки дочерям Карла I . Позднее его живопись вновь претерпела изменения, так как он стал следовать манере Антониса ван Дейка. В 1641 был назначен придворным художником Вильгельма, принца Оранского. В 1649 участвовал в росписях королевского дворца в Гааге (так называемый «Деревянный дом», В 1652 вернулся в Утрехт, где через несколько лет и умер.
Валантен де Булонь «Отречение святого Петра» 1620г из фондов ГМИИ
Эта работа Валантена де Булонь – вторая на ту же тему, представленная на выставке, но уже – из фондов ГМИИ. Приобретена Екатериной II для Эрмитажа в составе собрания гр. Брюля в 1769г. Передана в ГМИИ в 1930 г.Копия с картины из ГМИИ находится в часовне госпиталя Сальпетриер в Париже.
Томмазо Салини, прозванный Мао «Коронование терновым венцом» сер. 1610х (перевод с дерева) из фондов ГМИИ
Насколько позволяет судить состояние красочного слоя, картина была написана на деревянной основе; волокна древесины были направлены вертикально. В 1770 г. из собрания Франсуа Троншена поступила в Эрмитаж; с 1924-го в ГМИИ им. А. С. Пушкина. На лицевой стороне справа номер Эрмитажа по описи 1797-6. На обороте холста номер Эрмитажа по описи 1859 – 2181 (трафаретом) и надпись: «переложилъ с дерева на холстъ Ф. Рыбинъ 1839-й годъ. С: Петербург.
Томмазо Салини (1575, Рим — 13 сентября 1625, Рим) — итальянский художник эпохи барокко. Принадлежал к забытых мастеров. Небольшое количество фактов из жизни художника восстановлена по архивным документам. Родился в Риме около 1575 года. День и месяц рождения неизвестны. Происходил из семьи римского скульптора. Брался за библейские композиции и картины бытового жанра. Специализировался на создании натюрмортов, не похожих на барочные натюрморты мастеров антверпенской школы или натюрморты голландцев, в чем достиг заметных успехов. Поддерживал дружеские отношения с художником и историографом Джованни Бальоне (1566—1643). Как и Бальоне принадлежал к лагерю врагов Караваджо. Джованни Бальоне написал короткую и неполную биографию Томмазо Салине. С 1605 года — член Гильдии святого Луки в Риме. После ссоры с Антиведуто Грамматика, последний сделал все возможное, чтобы лишить художника членства в гильдии. Количество членов гильдии было ограничено. Освободившееся после Томмазо Салини место отдали художнику-французу Симону Вуэ. Томмазо Салини удалось восстановить собственное членство в римской гильдии только в 1618 году. в 1619 г. его избрали в Академию виртуозов Пантеона, президентом которой он стал в 1624 г. Был кавалером ордена «Золотой шпоры». Умер в Риме 13 сентября 1625 года.
На полотне Томмазо Салини изображен драматичный момент Страстей Христовых, когда палач, водрузив на голову Спасителя терновый венец, для усиления боли затягивает его с помощью специально продетого между ветвями терна шнура, чтобы острые шипы глубже вонзились в незащищенную плоть. Мучитель предусмотрительно надел перчатку на руку, соприкасающуюся с тернием. Видимо, уже видя первины своих усилий, он раскрыл рот в своего рода экстазе от творимого им насилия, которым поглощен весь без остатка. Лик Христа, напротив, спокоен, хотя бледен, как и его обнаженная грудь и руки. Испытываемая им боль словно просветлила его и окончательно настроила на принятие на себя жертвенной роли во имя высокой и благой цели. При столь различном, даже контрастном эмоциональном состоянии образов тем более бросается в глаза поразительное физиогномическое сходство жертвы и палача. (Из статьи «Иконическая риторика в картине Александра Иванова «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице иночерпию и хлебодару» Александра Сечина
Хендриг Тербрюгген «Пастух с флейтой» 1627 г х.м. из фондов ГМИИ
Родился, скорее всего, в Гааге в 1588. В начале 1590-х его семья переехала в Утрехт. В начале 1600-х годов учился в мастерской А.Блумарта в Утрехте. В тринадцатилетнем возрасте он испытал влияние маньеризма. В 1604 или 1607 приехал в Рим совершенствоваться в искусстве, по предположениям, познакомился с Рубенсом и с Караваджо. После возвращения через Милан и Швейцарию в Утрехт (1614) работал вместе с Г. ван Хонтхорстом и другими «утрехтскими караваджистами». В 1616 был принят в Гильдию Святого Луки, в том же году женился. В 1626 приобрёл в городе большой дом. В 1627 встречался с Рубенсом, приехавшим в Утрехт. Тербрюгген писал картины на религиозные сюжеты и поясные однофигурные композиции или сцены с несколькими персонажами, изображающие игру в карты, концерты, кавалеров с бокалами вина, женщин с музыкальными инструментами — мотивы, обычные у Караваджо и младших современников Тербрюггена, утрехтских караваджистов Геррита Хонтхорста и Дирка ван Бабюрена. Умер во время чумной эпидемии. Живопись Тербрюггена, отличающуюся глубокой меланхолией и драматической силой, высоко ценили Рембрандт, Халс,Вермеер, Рубенс, который считал его лучшим из мастеров Утрехта.
Франческо Курради «Мальчик со светильником» около 1620 г из фондов ГМИИ
Картина Поступила в 1924 году из дома музея Шуваловых в Ленинграде..
Франческо Курради (15 ноября 1570 – 1661) был итальянским живописцем стиля, описанного как Counter-Maniera или Противоманерность, зародившегося во Флоренции. Курради в основном рисовал маленькие холсты для различных церквей во Флоренции.
Николо Реньери «Голова юноши» нач. 1620х дерево (грецкий орех), масло из фондов ГМИИ. Происхождение: с 1823 (?) – Эрмитаж, в 1862 году передана в Румянцевский музей, с 1924 года в ГМИИ
. Мало того, что картина выполнена на дереве, но она и круглая, и выпуклая как линза. Художник, работавший в Италии, Реньери учился в Антверпене в мастерской Абрахама Янсенса. Предположительно около 1615 он приехал в Рим, где сблизился с караваджистами, особенно с Манфреди, которому подчас приписывают его произведения. Некоторое время Реньери состоял художником у римского аристократа, банкира Ватикана, коллекционера и покровителя Караваджо маркиза Винченцо Джустиниани. В 1625 или 1626 Реньери покидает Рим и переезжает в Венецию, где живет до конца жизни. Однако вдали от римской культуры его гений угасал: под влиянием живописи Эмилии его первоначальный караваджизм смягчается, он пишет картины на исторические и мифологические сюжеты. Его картины иногда пленяют, но чаще они маловыразительны; следы его первого, караваджийского периода проступают в оттененных контурах и четкости фигур. Его четыре дочери были его ученицами.
Картина относится к наиболее продуктивному периоду жизни Реньери, когда художник обрел профессиональную зрелость, но еще не утратил свежести восприятия той новой реальности, в которой оказался в Риме. На это указывает живописная манера и, возможно, использование деревянной основы, более привычной для мачтеров северной школы. Обращенный на зрителя взгляд юноши позволяет предположить, что это – автопортрет художника или один из его близких друзей – фламандцев или французов, с которыми он делил в Риме кров и стол.
Бартоломео Манфреди «Продавец фруктов» нач.1620г х.м. из фондов ГМИИ. Поступила в 1924 году из Рогожско-Симоновского филиала ГТГ в Москве. Ранее находилась в собрании М.П. Кристи в Москве.
Одним из самых последовательных караваджистов был итальянский живописец Бартоломео Манфреди (1587-1620). Судьба художника походила на судьбу Караваджо, он вел бурную, полную опасностей жизнь и умер молодым от тяжелой болезни. О жизни и творчестве Манфреди известно очень немного. Особенно скудны наши знания о раннем периоде жизни художника, известно только, что он родом из местечка Устиниано близ Мантуи. Вероятно, около 1606 года художник приезжает в Рим. Он оказывается здесь в то время, когда Караваджо, обвиненный в убийстве, вынужден бежать из города. Но слава Караваджо еще чрезвычайно велика, о нем рассказывают легенды, его картины можно увидеть в римских церквах и дворцах. Манфреди полностью попадает под обаяние искусства Караваджо. Он в деталях изучает его живописную манеру и очень скоро поражает современников необыкновенным сходством своих картин с работами Караваджо. Картины Манфреди покупают крупнейшие коллекционеры Винченцо Джустиниани, Медичи, герцог Савойский покровительствует художнику. Флорентийская Академия художеств желает иметь его автопортрет. Известность художника быстро распространяется за пределами Италии. Работы Манфреди приобретают для своих собраний герцог Бэкингем, кардинал Мазарини, голландский эрцгерцог Леопольд. Хотя картины Манфреди редко можно было встретить в церквах, они в больших количествах украшали римские и флорентийские палаццо. Там с ними знакомились европейские художники приезжавшие в Италию. Манфреди вызывал восхищение и был для этих молодых иностранцев учителем караваджизма.
Полотно представляет собой первоклассный образец караваджистского натюрморта с фигурой. Произведения такого рода очень редки. Композиция картины с фигурой, сдвинутой вправо от центра, позволяет предположить о существовании парной работы, которая, возможно, до нас не дошла.
Анджело Карозелли «Святой Себастьян со св. Ириной» нач. 1620 х.м. ГМИИ им. Пушкина. На обороте холста номер Эрмитажа по Описи 1859 – 2140 (трафаретом). Приобретена в Италии в 1846 для собрания Эрмитажа, откуда в 1930 году поступипила в ГМИИ.
Итальянский живописец Анджело Карозелли (1585-1653) был талантливым художником, который, до настоящего времени был более известен как создатель копий и стилизаций работ других художников, чем создатель своих собственных работ. В поисках работы он оставил Рим, чтобы отправиться в Неаполь, и провел несколько лет, занятых в Piedemonte де Liso. По возвращении в Рим, он был обвинен в попытке продать подделки, которые он написал в стиле великих мастеров. Пассери описывает его как человека одевающегося в высокой моде, но с низкой репутацией.
Образы Святого Себастьяна удивительно разнообразны. Его писали свыше двухсот разных художников, некоторые не по одному разу. Перуджино написал восемь Себастьянов, Гвидо Рени - пять, Мантенья - три, ван Дейк - четыре, Гюстав Моро - семь. При этом в образ святого вкладывался совершенно разный смысл. Себастьян выступает то как защитник людей от чумы, то как человек, чудом спасшийся от смерти, то как христианский герой и мученик, то как воплощение духовной и телесной красоты. Много его друзей-христиан было казнено. Последним был взят на мучения сам святой Себастьян. Его допрашивал лично император Диоклетиан и, убедившись в непоколебимости святого мученика, приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами. 20 января 354 г. Себастьяна привязали к дереву, и его собственные лучники стреляли в него до тех пор, пока не сочли его мертвым. Однако, св.Себастьян выжил. Жена сановника Кастула, христианка Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Себастьяна, но нашла его живым и принесла в свой дом. Святой Себастьян вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшегося туда императора и публично обличил его в нечестии. Диоклитиан приказал отвести святого мученика на ипподром и казнить. Святого Себастиана убили, а тело его бросили в мусорный ров.