Франческо Хайес (итал. Francesco Hayez, 10 февраля 1791 года, Венеция — 21 декабря 1882 года, Милан) — итальянский живописец, один из ведущих художников Романтизма середины XIX столетия, известный своими историческими картинами, политическими аллегориями и прекрасными портретами.
С детства Хайес хорошо рисовал, поэтому его дядя отдал его учеником к художественному реставратору. Позже он стал учеником живописца Франческо Могиотто, с которым пробыл три года.
В 1809 году Хайес выиграл конкурс, устроенный Венецинской Академией, после чего в течение года учился в Академии Сан Лука в Риме. Он оставался в Риме до 1814 года, а затем переехал в Неаполь, где по заданию Иоахима Мюрата создал свою главную работу — картину «Одиссей во дворце Алкиноя».
Позднее Хайес отправился в Милан. Там он долгое время преподавал искусство живописи в Академии Брера. В 1860 году на стал директором этой Академии. В настоящее время Пинакотека Брера имеет наиболее полное собрание его работ.
Работал Хайес в основном с религиозными, историческими и мифологическими сюжетами. Кроме того, был замечательным портретистом — многие знаменитые люди Италии почитали за честь позировать Хайесу при написании портрета.
Оценить весь творческий путь, пройденный Франческо Хайесом сложно, так как он часто не подписывал свои работы и не датировал их (часто обозначенная на его картинах дата является только свидетельством того, когда картина была продана).
Сюзанна Аль Бано. 1850. Частная коллекция (Нью-Йорк Сити, Нью-Йорк, США)
«Одиссей во дворце Алкиноя». 1813-1815.Galleria Nazionale ди Каподимонте, Неаполь
Портрет графини Луизы Дуглас Скотти. 1830.
Вирсавия. 1834
Венера Играя с двумя голубями (Портрет балерины Карлотта Чэберт) 1830
Портрет Алессандро Мандзони. 1841. Пинакотека ди Брера (Милан, Италия)
Meditation on the History of Italy 1850
Malinconia
Голая женщина, стоящая 1859
Поцелуй. 1859
Caterina Cornaro Deposed from the Throne of Cyprus. 1842. Академия Каррара (Бергамо, Италия)
"Кающаяся Магдалина""Кающаяся Магдалина". 1833.
Civica Galleria d'Arte Moderna (Милан, Италия)
Иаков и Исав. 1844. Civica Пинакотека Тосио Martinengo (Брешия, Италия)
Лот с дочерьми. 1833
Последний поцелуй "Ромео и Джульетта". 1823
Вилла Карлотта (Tremezzo (Como), Италия)
Лаокоон 1812 Accademia ди Брера (Милан, Италия)
Последние минуты Дож Марин Faliero. 1867. Брера, Милан
The Two Foscari. 1852. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция
Беженцы из Парги. 1831. Пинакотека Civica (Cento, США)
Вирсавия- около 1827
Цветы - Брера, Милан
Меркурий дает Парису яблоко раздора . фреска. 1817. Museo Коррер, Венеция
Отделка стен (деталь) 1817, темпера стены Музей Коррер, Венеция
Отделка стен (деталь) 1817, темпера стены Музей Коррер, Венеция
Автопортрет с группой друзей 1824-1927Музей Польди Пеццоли, Милан
Голова старика (также известен как Автопортрет ) « Руфь »1835
Болонья. Городское собрание
Но в основном Хайес являлся ярким выразителем и главой итальянского романтизма.
В настоящее время Пинакотека Брера имеет наиболее полное собрание его работ.
« Освобождение Витторе Пизани из темницы »
1840
Тремеццо. Вилла Карлотта
« Лежащая одалиска »
1839
Милан. Частное собрание
« Портрет Кристины Бельоджозо Тривульцио »
1832
Флоренция. Частное собрание
Больная (портрет Каролины Цукки) »
1825
Турин. Городской музей
« Аристотель »
1811
Венеция. Галерея Академии
Крестоносцы близ Иерусалима. 1836-1850. Палаццо Реале, Турин
« Ринальдо и Армида »
1814
Венеция. Галерея Академии
« Ринальдо и Армида. Фрагмент »
1814
Холст, масло
Венеция. Галерея Академии
« Одиссей при дворе Алкиноя »
1813-1815
Неаполь. Национальная галерея Каподимонте
« Семейство Стампа ди Сонико »
1821-1822
Милан. Пинакотека Брера
« Цикл картин "Сицилианские вечера". »
1821-1822
Милан. Частное собрание
« Портрет Антоньетты Витали Сола »
1823
Милан. Частное собрание
« Портрет дона Джулио Вигони »
1830
Милан. Частное собрание
« Купание нимф »
1831
Лугано. Частное собрание
« Купание нимф. Фрагмент »
1831
Лугано. Частное собрание
« Купальщица »
1832
Павия. Частное собрание
Портрет австрийского императора Фердинанда II »
1840
Милан. Музей Рисорджименто
« Портрет графа Нинни »
1825
Тревизо. Частное собрание
« Беженцы из Парги »
1831
Брешиа. Пинакотека Тозьо Мартиненьо
« Беженцы из Парги. Фрагмент »
1831
Брешиа. Пинакотека Тозьо Мартиненьо
Портрет Антоньетты Негрони Прати Морозини
« Одалиска »
1867
Милан. Пинакотека Брера
« Новая любимица (сцена в гареме) »
1866
Милан. Частное собрание
« Венецианки »
1853
Тремеццо. Вилла Карлотта
« Встреча Иакова и Исава. Фрагмент »
1844
Брешиа. Пинакотека Тозьо Мартиненьо
« Встреча Иакова и Исава »
1844
Брешиа. Пинакотека Тозьо Мартиненьо
« Самсон и лев »
1842
Флоренция. Галерея современного искусства
« Портрет Антоньетты Негрони Прати Морозини »
1858
Милан. Городская галерея современного искусства